*В СССР существовала программа физкультурной подготовки, известная как ГТО – «Готов к труду и обороне», она охватывала население в возрасте 10–60 лет. В 2014 году программу возродили в России.

Строго говоря, тема этого материала не имеет отношения ни к медицине, ни к психологии, ни к благотворительности – тому, о чем обычно пишет «Эксперт здоровья». Курсы, о которых пойдет речь, вообще явление уникальное: вы когда-нибудь встречали курсы для воспитывающихся без отцов мальчиков-подростков, которые ведут мужчины-профессионалы своего дела? Мы тоже очень сильно были удивлены. Понаблюдав за развитием бесплатного проекта ГТО* «Главное Товарищество Отцов» (за последние полгода было 2 набора), наша редакция решила написать о том, кто и зачем создал его, что получают от него мальчики и их мамы, зачем это нужно мужчинам-преподавателям. Показать процесс изнутри у нас не получится:вход на мужскую территорию открыт только наставникам и их ученикам, даже мамы не могут присутствовать на занятиях. О проекте, занятия которого проходят в пространстве сообщества открытых и развивающихся людей «Комунити», мы разузнали у сооснователя сообщества, соавтора идеи Эльмиры КАРМАНОВОЙ.

КТО ПРИДУМАЛ «КОМУНИТИ»?

Эльмира КАРМАНОВА (на Facebook она известна как El KarmaNew) – известный в Алматы и Казахстане маркетолог и организатор. Уроженка города Аркалыка после школы поступила на юридический в Астане, но уже через 1,5 года оказалась
студенткой факультета маркетинга алматинского вуза «Туран», для этого сдав фантастическую разницу в 12 предметов. В университете она играла за команду КВН «Туран». Начав карьеру рекламным агентом и маркетологом, вскоре она стала
директором продюсерского центра Эрика ТАСТЕМБЕКОВА. Это был один из первых продюсерских центров Казахстана, куда входили группа «101», Макпал ИСАБЕКОВА и
др. Как говорит Эльмира, «в начале 2000-х было много чего, что ты делал первым в Казахстане». Проработав в шоу-бизнесе 6 лет, она вернулась в маркетинг, возглавив работу по этому направлению в отечественных и иностранных компаниях. Встретив
супруга и построив планы о рождении детей (вскоре на свет появились Шаде и Дияра), Эльмира поняла, что хочет быть фрилансером. С тех пор она и видеографом работала,
и продюсировала прогремевший в свое время спектакль «Служанки» с Салтанат Науруз и Айнур Ниязовой в главной роли, и волонтерствовала в проектах для особых детей (ООИ «Кенес» и ОФ «Кун бала»). Так подробно о ее опыте работы мы рассказываем, чтобы было понятно, какими организаторскими способностями она обладает.

У Эльмиры есть подруга Айнура АБСЕМЕТОВА – известный в Центральной Азии специалист по развитию в секторе НПО, коуч, тренер по личностному развитию. В феврале 2017 года она вместе с 9-летним сыном и мамой переехала на 2 года в африканскую страну Малави – ее как консультанта местного министерства по гендеру выбрала ООН. В 2015 году они вместе с Эльмирой запустили первый проект сообщества «Комунити».

Формально он характеризуется как сообщество открытых и развивающихся людей, имеет юридическую форму ТОО и занимает офис в 42 квадрата в бизнес-центре на
Атакенте (на время мероприятий с участием большого количества гостей все действующие лица перемещаются в расположенный по соседству дружественный ресторан Elephant). Неформально под эгидой этого проекта развиваются 7 разных
проектов – все они в разной степени направлены на развитие детско-родительских отношений и прокачки эмоционального интеллекта детей и взрослых. В «Комунити», которое можно прочесть как «Кому нити?», очень любят ироничные аббревиатуры и двойные смыслы:

— Клуб Неидеальных Родителей (КНР) – дискуссионная площадка для неравнодушных родителей;
— Community of indigenous minds (CIM) – развитие эмоционального интеллекта взрослых;
— Клуб юных читателей имени Кляксы («КлЮЧИК») – уникальная методика чтения книг малышам;
— Я – креативный коммуникабельный интеллектуал («ЯККИ») – развитие эмоционального интеллекта у подростков (9–17 лет), в ходе обучения ребенок сам создает соцпроект/соцэксперимент;
— Главное Товарищество Отцов (ГТО) – развитие навыков в чисто мужской компании у мальчиков, которых мамы воспитывают самостоятельно;
— «БайБала» – развитие soft skills + финансовая грамотность у подростков.

Большинство из этих проектов платные – за одну встречу в «Клубе Неидеальных Родителей» надо заплатить 7000 тенге, одно занятие в «ЯККИ» стоит 3000 тенге. Проекты «КлЮЧИК» и ГТО принципиально являются социальными, то есть бесплатными.

  

О том, что такое эмоциональный интеллект и зачем его нужно прокачивать и детям, и родителям, Эльмира и Айнура узнавали и учились по ходу воспитания собственных
детей. Первым проектом, который они запустили, стал КНР – «Клуб Неидеальных Родителей». Сюда родители приходят без детей, встречи проводятся 2–3 раза в месяц. За это время занятия в нем прошли более 70 человек, было 6 потоков. О том, что переживает среднестатистический родитель, Эльмира поняла на себе:

– Эмоциональный интеллект важнее, чем IQ. Развитый эмоциональный интеллект помогает мне как матери принимать решения в отношении моих детей не так, как
положено, а так, как будет лучше для них. Возьмем мою старшую дочь Шаде – я посещала занятия в КНР, новые знания помогли мне услышать и увидеть моего ребенка. Я сама активная, шустрая, боевая, моя дочь – противоположность:
мягкая, неторопливая, уступчивая по натуре. Чтобы понять и принять это, понадобилось время. Когда я сделала это, то увидела, что наши отношения стали другими. Из-за этого у меня, опять же, был соблазн отдать ее в частную школу,
в тепличные условия, но я решила этого не делать. Мы отдали ее в обычную общеобразовательную школу. Мы с мужем поняли, что дочь изменится, когда мы изменимся. Самое главное, от чего мы отталкиваемся: ты не становишься мамой или папой в момент рождения ребенка, ты растишь в себе родителя, растя своего ребенка.

Эльмира отмечает, что не все в «Клубе Неидеальных Родителей» доходят до конца – таких только 70%:
– Если у человека идет сопротивление, то в процессе он или начинает болеть, или семейные проблемы появляются. Но для тех, кто действительно готов, это прекрасная площадка для обсуждения новых волнующих тем. Например, возникла тема «Как обезопасить своего ребенка от педофила?», 60% проголосовали – будем обсуждать, работать, прорабатывать свои страхи и вырабатывать алгоритмы действий.

К слову, 1,5 года назад супруг Эльмиры – редактор, филолог в третьем поколении Мейржан КУРМАНОВ (интересный факт: у супругов в фамилиях отличается лишь одна
буква, поэтому Эльмира не стала менять фамилию в замужестве) – официально присоединился к проекту. Он на правах партнера и так присутствовал на всех обсуждениях, помогал во всем, а когда решил оставить пост директора в общественном фонде развития культуры «Алдонгар» (издательская деятельность), то супруга и ее подруга предложили ему стать директором этого ТОО.

ЗАЧЕМ НУЖНО «ГЛАВНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ОТЦОВ»?

Важно отметить, что каждый проект в «Комунити» запускается не с бухты-барахты, а продуманно: пишется методика, проводится фокусгруппа, результаты анализируются.
Таким способом после «Клуба Неидеальных Родителей» были запущены еще 6 проектов. «Главное Товарищество Отцов» – предпоследний из них, после него весной этого года запустился «БайБала». В #ГТО занятия, тренинги называются встречами. Преподаватель здесь не коуч и не тренер, а фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию в рамках тематической встречи – от авт.).
Фактически здесь создается среда, где ребенок получает возможность безоценочно разобраться с самим собой, навести порядок в своем внутреннем мире. По задумке организаторов после встреч эту душевную работу дети проделывают самостоятельно: любой тренинг подразумевает получение некоего заряда, а после идет работа по самосовершенствованию, чтению определенных книг, просмотру определенных фильмов. Если ребенок или взрослый сходит на тренинг, а в его жизни ничего не
произойдет или последует откат, это не значит, что виноват кто-то извне. Это значит, что он сам прекратил работать в этом направлении.

Поначалу не все в «Комунити» верили в успешность придуманного Эльмирой «Главного Товарищества Отцов» – казалось, у идеи проекта слишком много подводных камней. Проект действительно стартовал не гладко – из-за проблем с подбором
кадров все заморозилось почти на год. Однако Эльмира ни на минуту не переставала верить в потенциал ГТО и с осени прошлого года с утроенной силой взялась за реализацию проекта:
– Решила рискнуть, положившись на собственную интуицию. Сейчас или никогда.
Первое занятие в рамках «Главного Товарищества Отцов» прошло в октябре 2016 года, в дни осенних каникул.

 

Кроме того, близился отъезд Айнуры в Африку, а это означало, что все проекты, которые она вела, останутся без тренера. Поэтому одновременно был объявлен набор новых кадров и для ГТО, и для других проектов. После объявления в соцсетях команде «Комунити» пришло 40 заявок, 20 человек дошло до знакомства с основателями «Комунити», 8 человек были отобраны. Команда приглашала не волонтеров и не сотрудников, а единомышленников – людей, которые вместе с ними захотят реализовывать существующие и придумывать новые проекты. Так к команде присоединились Жанна АТЫМТАЕВА, Алена РЕДЬКО, Ольга КАЛИЕВА, Айнур КАЛИЕВА,
Мария РЕДЬКО, Элиза КАХИАНИ, Асем БАЙДАУЛЕТОВА.

Одновременно Эльмира подала заявки на гранты в SAP, Reach for Change Kazakhstan. Пока что ни один конкурс выигран не был, сейчас финансирование #ГТО производится за счет фонда молодежного развития «Арнау» и инвестиционной компании «Фридом Финанс Казахстан». Совокупно они выделили 350 000 тенге.

В «Комунити» детей без отцов не называют безотцовщиной или детьми из неполных семей, как часто их нарекают в обществе. Тут предпочитают термин «мамы, воспитывающие детей самостоятельно». По правде говоря, команда «Комунити» столкнулась с тем, что никто не знает, что такое полная семья.
– Нам подают заявки разные люди. Например, был случай, когда бабушка привела своего внука. Выяснилось, что папа в семье есть, живет с ними, но он так занят на работе, что навыкам этим ему некогда сына обучить, – поясняет Эльмира.

К слову, многие мамы стесняются приводить сыновей сюда: боятся осуждения родственников и знакомых. Хотя в личных разговорах признаются, что пример взрослого мужчины для их сыновей нужен как воздух.

Сама Эльмира воспитывалась в полной семье. Ее отец, творческий человек, акын Сабыр КАРМАНОВ, безвременно скончался в прошлом году. Она никогда не задумывалась о роли отца и лишь с его уходом поняла, что очень важно, когда рядом
с тобой есть человек, принимающий любое твое поведение, защищающий тебя. Она начала ценить, потеряв. А толчком к открытию проекта стал разговор с одним из родственников, взрослым мужчиной, который на семейном торжестве поведал в уголке
ей о том, каково это – расти без отца.

«Главное Товарищество Отцов» было задумано как обучение в группе: в одном наборе 15 мальчиков в возрасте 10–14 лет, а также 3 преподавателя – взрослые мужчины,
у которых уже есть дети. Последний пункт полностью соблюсти не удалось: соучредитель «Комунити» Мейржан КУРМАНОВ женат, воспитывает двоих детей; партнер и директор Dostyk Crossfit Бахтияр ШИКТЫБАЕВ, тренер по самообороне
Илья КОШЛАЙ и преподаватель по игре го Ринат КАРИМ еще не создали семьи и не стали отцами. Однако в любом случае видеть пример мужчин разного возраста, социального и семейного статуса важно для мальчиков. Разнообразие вариантов позволяет не ломать себя под идеал крутого качка из фильма, а найти свой вариант мужественности: с бородой или в очках, в костюме или кроссовках. Между тем мужчины тоже должны быть особого склада: с желанием делиться знаниями, но без установки «причинять добро».

Цикл предполагает 12 занятий (по 2 часа). На нулевой встрече пришедшие дети распределяются по возрастам: – 9 лет, 10–11 лет, 12–13 лет. Организаторы всегда испытывают сложности со средней группой: младшие – гиперактивные, им лишь бы
куда-то деть свою энергию, старшие приходят более осознанно, а вот у 10-11-летних всегда много конфликтов и между собой, и с наставниками. Каждая группа пройдет всю программу, просто, как в школе, у них сначала один урок, потом второй и третий,
наставник остается в своем кабинете, мальчишки меняют локацию. В первый раз все длилось 12 недель. А во второй раз набор был собран в экстренном порядке, когда в начале февраля в Алматы из-за Универсиады у детей образовались внезапные каникулы. Тогда занятия проходили 12 дней подряд, что тоже показало себя
эффективным вариантом.

Здесь, на мужской территории, складываются мужские правила: действуют понятия о чести и необходимости держать слово. Эльмира говорит, что они рассматривают вариант с аналогичными курсами ГТО для девочек летом этого года: запросов от мам, воспитывающих девочек самостоятельно, довольно много. Но этот вопрос еще требует проработки: девочка может расплакаться, а наставник растеряться…

Занятия состоят из трех блоков. «Рыцарь слова» – фактически это урок изящной словесности, где мальчиков учат эпистолярному жанру, сочинению стихов и навыку ораторского искусства. Каждый раз после окончания курса все рассказы, стихотворения, афоризмы участников ГТО издаются в виде брошюры. Интересно посмотреть, о чем коротенькие рассказы детей: «Новый класс» (Адам, 11 лет), «Как мы купили Габриэль» (Давид, 7 лет), «Как я научился плавать» (Хан, 9 лет), «Мечта,
которую не отобрать» (Тамерлан, 9 лет), «Бомж» (Альтаир, 11 лет). По их афоризмам тоже можно сделать много выводов: «Душа – невидимое вещество с чувствами» (Маргулан, 9 лет), «Книга – листочки с интересом» (Мансур, 8 лет), «Телевизор –
коробка с чужим воображением» (Хан, 9 лет), «Полет – это свобода с риском упасть» (Амирхан, 12 лет), «Эхо – длинная тропа звуков» (Жанали, 10 лет).

Во втором блоке ребята создают поделки своими руками, а также занимаются самообороной или играют в игру го. Третий – «Робототехника». После 12 занятий назначается выпускной: большое мероприятие проходит в игровой форме, в это
время возможность показать себя есть и у мам. Например, в первом наборе в самом начале с мальчиками провели состязание в широко известном в среде подростков всего
мира Water Bottle Challenge: берется пластиковая бутылка 0,5 л, наполненная водой наполовину, ее надо подкинуть, перевернув в воздухе так, чтобы она приземлилась вертикально на донышко. К окончанию курса ГТО договорились, что дети дома обучат этому своих мам, и на «последнем звонке» уже женщины посоревнуются между собой в этой игре. Так и сделали – на выпускном и среди мам появилась чемпионка Water Bottle Challenge!

– В ГТО создается чисто мужская атмосфера, где мальчики общаются и учатся разным полезным вещам: делают лампы, пишут свои первые рассказы, обучаются самообороне. Однако это не главное – главное, что мы говорим и показываем детям
свои ценности. Мы говорим, что ты можешь не делать домашнее задание – это не школа. Но если ребенок его сделает, то будет сам гордиться собой. Мы не оцениваем ребенка, не указываем, как правильно и быстро ему думать, говорить и делать – делай
как хочешь, мы уважаем ту скорость, с которой ты это делаешь. Первые 4 занятия дети традиционно проверяют границы дозволенного, дальше уже идет нормальный педагогический процесс, – рассказывает Эльмира о том, как все устроено.

ГТО – очень энергозатратный проект для всех сторон. Поэтому неудивительно, что он получает самый мощный отклик – заявки и вопросы о его проведении приходят постоянно со всего Казахстана, особый интерес у Кызылорды и Шымкента. Но о его масштабировании речь пока не идет.

КАКОЙ ОПЫТ ВЫ РАЗРЕШАЕТЕ СЕБЕ ПОЛУЧИТЬ?

Эльмира подробно рассказывает, какое место ГТО и прочие проекты «Комунити» занимают в системе образования и развития современных детей, где зачастую помимо школы есть музыкалка, художка, спортивная секция и репетиторы-предметники:

– Мы понимаем, что в будни у ребенка и его родителей действительно не остается времени и сил на участие в наших проектах. Поэтому с понедельника по пятницу редко составляем расписание, обычно все занятия проводятся по субботам и воскресеньям. Мы не делаем рекламы как таковой. Есть объявление на Facebook, а дальше уже по WhatsApp друзьям, одноклассникам рассылают, из уст в уста распространяют. Вообще у
нас не очень большая целевая аудитория – людей, которые понимают ценность развития эмоционального интеллекта, не так уж и много. Мы не берем детей ни в одну из программ просто потому, что хотят его родители. Ребенок сам должен захотеть.
Также ребенок отвечает на вопросы наших психологов – их у нас в проекте двое: Ирина ГАВРИЛЬЧЕНКО и Ольга КАЛИЕВА.

 

Самое важное – мы тестируем каждый свой новый проект. Мы знаем, кто наша целевая аудитория, мы проводим фокус-группы, посттестирования, рисуем карты проекта – где мы стартуем и на чем закончим. Так как современные дети гаджетозависимые, то им важно знать, откуда и куда они идут (по аналогии с компьютерными играми). И мы стараемся сделать так, чтобы им было комфортно. В итоге мы всегда получаем некие
сверхрезультаты, которые не закладывались в план. Мы всегда говорим, что нет ничего плохого и хорошего, важного или неважного – есть опыт, который вы разрешаете себе получить или нет. Если человек будет искать отговорку, то у него никогда не получится. Самое ценное и в ГТО, и в других наших проектах – попробовать себя в новой сфере. Возможно, этот шаг станет началом большого пути.

У нас есть маленькие и большие цели в рамках проекта «Комунити». Маленькая цель – снять фильм о современных школах мира, инициативных частных школах, которые
ориентированы не на образовательные предметы, а на новые способы подготовки будущего поколения к реальности. Потому что современная система образования построена по подобию школ XIX–XX веков, а с тех пор все изменилось! Суперцель –
создать такую школу самим.

У меня часто спрашивают, каких успехов достигли мои дети. Шаде прошла много курсов. Самым важным достижением считаю, что она научилась проговаривать свои обиды, если ей что-то не нравится – она об этом говорит. Дияра же пока что посетила только один курс – ребенок в безумном восторге! Несмотря на температуру, она выступила в спектакле, чтобы не подводить детей с группы. Если говорить про всех детей, то помимо знаний и нового опыта у них значительно расширяются горизонты и количество знакомых, которые находятся с ними на одной волне: после завершения проектов и дети, и их мамы дружат между собой.

Если говорить про значение «Главного Товарищества Отцов» для мужчин, то могу судить по моему супругу Мейржану – для него, отца двух девочек, очень мощным челленджем стало вести группу для мальчиков: открываются новые грани личности, о
которых он не знал. Многие его знакомые недоумевают: «Куда ты пошел в выходной день? Ты не хочешь погулять с собственными детьми?» Но он все равно идет туда, где его ждут. Показателен случай: один мальчик уговорил маму купить ему такой же бордовый худи, как у Мейржана, и пришел в нем на выпускной. Наставник стал
для него авторитетом, хотя это не было целью. Подросток просто увидел пример, которого ему не хватало в жизни.

 

Поделиться:

FacebookTwitterVkontakteOdnoklassniki

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *