Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Токсичная БЛАГОтворительность

токсичная благотворительность БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

Вы встречали их в городе – чаще всего это молодые и бойкие ребята и девушки, ходят они парами или тройками. В людном месте подходят к вам с доброжелательной улыбкой и просьбой помочь на лечение тяжелобольному ребенку (реже – взрослому). Один из них держит в руках бокс (там уже есть некоторое количество монет и купюр, значит, отмечаете вы, им доверяют), другой – папку с документами там, кажется, все по-настоящему: фотография, история заболевания, реквизиты… Первое инстинктивное желание – достать кошелек и дать добрым волонтерам 200-2000 тенге, ведь дело-то доброе и важное. Однако вслед за этим приходит мысль: «А где гарантия, что деньги пойдут действительно на лечение заявленному ребенку?» А если рядом с вами ребенок (чаще всего на улице подходят именно к людям семейным), то ему становится совсем невдомек, почему это мама и папа не могут помочь маленькому ребенку, которому сейчас плохо… И опять возникает вопрос, где гарантия, что это не, так называемая, токсичная благотворительность, а по простому — мошенничество? 

В том-то и дело, что гарантий никаких нет. Лучше вовсе не подавать на улице. А опустить деньги в стационарный бокс известного благотворительного фонда. Или же перевести деньги онлайн либо по смс. Такого мнения придерживаются опрошенные «Экспертом здоровья» сотрудники известных казахстанских благотворительных фондов. Представители фондов ДОМ – Добровольное общество «Милосердие», «Аяла» и «Дара». А также организатор инициативной группы «Совет общественной безопасности» (СОБ). Они рассказали о том, какими уловками пользуются лжеволонтеры для сбора денег и как не стать их жертвой.

Полный отказ от наличных

Пожалуй, самым известным казахстанским благотворительным фондом является ДОМ – Добровольное общество «Милосердие». Он основан в 2006 году известным казахстанским продюсером и телеведущей Аружан Саин. Фонд осуществляет сбор средств на лечение детей, которые страдают заболеваниями, неизлечимыми в Казахстане. А также оказывает помощь детским домам и домам ребенка. В рамках проекта «Казахстан без сирот». Сотрудники этого фонда уже несколько лет ведут кампанию, предостерегающую людей делать благотворительные взносы на улицах.

– Мы официально заявляем, что Добровольное общество «Милосердие» не принимает деньги наличными. Все благотворительные взносы в адрес нашего общественного фонда осуществляются онлайн-переводами. Или смс-пожертвованием (стоимость одного смс у трех операторов сотовой связи одинаковая – 280 тенге). Пожертвованием через терминалы или же банковским переводом. Мы знаем, что есть добросовестные благотворительные фонды, которые собирают деньги наличными. Однако всегда их боксы расположены стационарно. Никто на улице агитировать вас оказать помощь не будет, – пояснила исполнительный директор ДОМ Татьяна СЕМЕНОВА.

Бокс боксу рознь

Благотворительный фонд «Дара» работает с 2005 года. Организация не оказывает адресной помощи, а финансирует компании, оказывающие услуги для нуждающихся. Нами были оснащены оборудованием кабинеты в реабилитационных центрах, коррекционных школах, детских домах. Открыты секции и проведены праздники для воспитанников детдомов и детей из социально незащищенных слоев населения. Еще одним важным проектом, для которого нужны средства на информирование людей, является проект «Наставники». Фонд помогает найти старшего товарища, проводника по жизни, советчика для детей из детских домов.

Исполнительный директор благотворительного фонда «Дара» Мадина БАКИЕВА рассказывает

Что все их боксы установлены в партнерских организациях, магазинах детской и взрослой одежды и кафе. Например, в Алматы 50 боксов, название и адрес местонахождения которых указаны на сайте организации – www.dara.kz:

– Во-первых, по каждому боксу у нас заключен договор с организацией, он не может быть просто так перемещен. К выбору партнеров мы подходим очень тщательно – от их репутации зависит и наш имидж. Мы никогда не собираем деньги на улицах. Во-вторых, на каждом боксе всегда досконально указано, на что идет сбор средств. В-третьих, мы ежеквартально отчитываемся о расходовании средств. Информация, куда пошли собранные средства, размещается на сайте. И на боксах – правда, бывает, что люди забирают с собой все копии оставляемых у боксов отчетов…

Отчеты формируются раз в 3 месяца, потому что в течение этого времени копится необходимая сумма. Важно понимать, что через боксы никогда не проходят большие пожертвования. Это всегда небольшие деньги, ситуативная благотворительность. Вот у меня хороший день, я купил себе или ребенку что-то и могу еще кому-то помочь. Тогда человек опускает деньги в бокс. В случае с крупными суммами благотворители обращаются напрямую в фонд, оформляется договор о пожертвовании. В этом случае уже будет персональный отчет. А средства, собранные через боксы, позволяют нам поддерживать небольшие, но очень важные проекты. На которые мы пока не нашли прямого спонсора.

Мы не сталкивались с тем, чтобы от нашего имени кто-то незаконно собирал деньги.

Хотя необычные обращения бывают. Например, обращались волонтерские группы или родители больных детей с просьбами предоставить боксы для сбора денег  на мероприятиях. Но так как они у нас брендированные и закреплены на местах, то мы в этих случаях отказывали.

Если вы не хотите стать жертвами мошенников, то рекомендую перепроверить данные, указанные на боксах. Посмотреть сайт собирающей деньги организации. Какими проектами они занимаются или кому оказывают адресную помощь, позвонить на указанный номер. Благо, что сейчас смартфоны есть почти у каждого и проверка займет всего лишь несколько минут. Только после этого можно составить свое мнение. Также вы всегда имеете право поинтересоваться про отчетность. Если что-то из этих пунктов отсутствует, то стоит насторожиться. Скорее всего перед вами — токсичная благотворительность, т.е. мошенники!

Более категоричен в формулировках вице-президент по связям с общественностью частного благотворительного фонда «Аяла» Жангельды САРСЕНОВ.

Основанный в 2007 году фонд в основном помогает детским государственным учреждениям здравоохранения и образования. Один из самых известных проектов фонда по оснащению детских отделений реанимаций, перинатальных центров и родильных домов по всему Казахстану назывался «Дыши, малыш».

– Давать деньги на улицах «попрошайкам», представителям разных якобы благотворительных организаций – бессмысленно. Ведь это абсолютно неконтролируемо и неизвестно, на какие нужды пойдет. На мой взгляд, ни одна из добросовестных организаций не занимается сбором средств на улицах. Только токсичная благотворительность — на свой карман.

Наши боксы установлены только в учреждениях, которым мы доверяем. Там и охрана, и сотрудники занимаются тем, чтобы все было прозрачно. Всего 67 точек по всему Казахстану: рестораны, офисы продаж Air Astana, в Астане – заправки. В Алматы на заправках пока мы не работаем. Каждый решает для себя, кому он доверяет, вот и мы решили тоже. Также у нас есть договоренность с 8 казахстанскими банками о возможности делать онлайн-переводы, – резюмирует Жангельды Сарсенов.

Безопасность общества – задача самого общества?!

Примером частной гражданской инициативы по борьбе с лжеволонтерами может служить деятельность инициативной группы «Совет общественной безопасности» (группа не имеет юридической регистрации). У истоков проекта на добровольных началах в 2015 году стоял молодой алматинец Ислам УГУШЕВ. В 2016 году деятельность команды из 6 человек посвящена двум проектам: выявлению лжеволонтеров и помощи спасателям и полиции в поиске пропавших людей.

– Один из самых ярких случаев, с которым мы сталкивались, он же нас и подтолкнул обратить внимание на лжеволонтерство, произошел в начале мая 2016 года. Один парень участвовал в сборе денег на лечение тяжелобольного ребенка. У него на руках было 2 миллиона тенге, и он должен  был передать их родителям малыша, однако не сделал этого и пропал. Мы проявили инициативу: выложили его фотографию в соцсети. Через 6 часов благодаря одному из пользователей мы уже знали, что он сейчас живет в районе Центрального парка Горького, а через 2 дня нашли его.

Он плакал, сожалел, что так получилось, говорил, что бес попутал… Выяснилось, что он почти всю сумму потратил на самого себя: одежда, подруги, красивые вещи. Только за одну ночь он спустил в клубе 500 тысяч тенге. Мы написали заявление, но, насколько мне известно, досудебного расследования не было и до суда дело не дошло. За него вступилась его мама: она попросила простить его и гарантировала, что он отработает всю сумму. Действительно, к 5 июля он вернул большую часть денег… Но жизненный бумеранг никто не отменял, и у него сейчас другие, гораздо большие проблемы в жизни, – рассказал организатор инициативной группы. Токсичная благотворительность не проходит без следа!

«Совет общественной безопасности» в своих аккаунтах в соцсетях с тех пор продолжает рассказывать о борьбе со лжеволонтерами.

Так, команда неоднократно устраивала рейды по популярным у сборщиков денег на благотворительность местам, в числе которых Арбат, парки, а также популярные ТРЦ в центре города (внутрь сборщиков обычно не пускает охрана, но зато их множество перед входом в здание). Таким образом им удалось выявить 40 лжеволонтеров – большая часть из них была «под прикрытием» фотографий и историй болезни реальных детей. Тогда они познакомились и с правоохранительными органами Алматы.

Потому что каждый раз вызывали патрульных, проезжали вместе с ними в ДВД, где все стороны писали объяснительные… Однако о начатых досудебных расследованиях Исламу Угушеву неизвестно. Он отмечает, что данные действия квалифицируются как мошенничество. А если сумма собранных средств превышает 1 миллион тенге, то нарушителям грозит от 3 до 5 лет, если меньше – они могут быть определены на принудительные работы по уборке общественных территорий и детских домов.

– Механизм того, как появляются лжеволонтеры, очень прост. Мы живем в эпоху интернета, когда многие родители тяжелобольных детей сами начинают полноценные кампании по сбору средств в интернете. На своих страничках в достаточно неплохом разрешении, без защитных водяных знаков они выкладывают полный пакет документов. Фотографии, медицинское заключение, реквизиты… Лжеволонтерам остается только распечатать эти бумаги, найти бокс и с улыбкой выйти на улицу. Чтобы добродушные граждане начали давать деньги.

При желании сделать пожертвование я бы рекомендовал либо обращаться в проверенные фонды. Сам я всем рекомендую ДОМ Аружан Саин. Либо же дотошно проверять все документы. Например, меня насторожил один вегетарианский фонд – у них не было точного отчета, куда потратили деньги. Подозрителен и тот факт, что 2 миллиона тенге они собирали 2 года. Обычно эту сумму волонтерская группа может собрать за 2-4 недели.

Что можете сделать вы, если кажется что перед вами токсичная благотворительность?

Юрист Юрий ЮРИН, который как волонтер консультирует ДОМ, приводит такую инструкцию:

– Как человека и гражданина меня не может не радовать, что у нас большое количество добрых и отзывчивых людей. Они готовы часть своих денег пожертвовать на лечение какого-то конкретного ребенка. В то же время мне хотелось бы обратить внимание добрых и отзывчивых, что участились случаи так называемых на сленге благотворителей «кислотных сборов», когда сборы ведут неизвестные лица.

На что хотелось бы обратить внимание:
  1. Волонтеры должны иметь ясно видимые отличительные признаки: жилетка, майка, бейсболка, бейдж.
  2. Волонтеры, занимающиеся сбором средств по заданию какой-либо благотворительной организации, согласно закону, обязаны иметь при себе и предъявлять по первому требованию граждан и уполномоченных органов нотариально удостоверенную доверенность.
  3. Если эти волонтеры работают по личной инициативе, желая помочь, какому-то конкретному ребенку, то они обязаны иметь при себе согласие родителей больного ребенка на использование его фотографии и копии медицинских документов.
  4. Сам бокс для сбора средств в обязательном порядке должен быть опечатан.

По словам Ислама Угушева, после того, как вы убедились, что перед вами лжеволонтер – его надо снимать на видео, фотографировать и распространять эти материалы в интернете, в соцсетях – в личном аккаунте и популярных сообществах. Сообщения, которые содержат хештег #лжеволонтер, постоянно мониторят. И вскоре этот случай станет известен широкой общественности.

Однако активист рекомендует крепко подумать, прежде чем самому вызывать сотрудников полиции:

– Они приезжают, это проверено. Вопрос в другом. Во-первых, вам самим надо на 200 процентов быть уверенными, что перед вами действительно лжеволонтер. Неопытный человек может «не потянуть» все эти разборки с подозреваемыми в лжеволонтерстве. Во-вторых, надо быть готовыми потратить довольно много своего времени. Пока вы проедете в РОВД, пока напишите объяснительную… Позвонить в 102 и уйти с места также не вариант – сотрудники полиции так не работают. В-третьих, надо быть достаточно морально устойчивым человеком. У нас бывали случаи, когда «борзые» лжеволонтеры в процессе общения чуть ли не до истерики доводили желающих вывести их на чистую воду. Поэтому я советую рейды оставить тем, кто на этом собаку съел. А в случае обнаружения лжеволонтеров выложить информацию о них в интернет. Нам эти данные сильно помогут.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x