Школьный психолог, клинический психолог Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА

Так считает школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА. В этом с ней солидарны многие ее коллеги: психологи указывают, что правильнее говорить про игровую зависимость и интернет-зависимость. Впрочем, обычного родителя, чей ребенок дни, а дай волю еще и ночи, проводит за компьютером, с планшетом или смартфоном в руках, эти сведения не утешат. «Эксперт здоровья» вместе со специалистом разбирается, когда действительно компьютерная зависимость имеет место быть и срочно надо идти на прием к психологу/психотерапевту, а когда поведение ребенка можно скорректировать, изменив поведение других членов семьи.

Недостаток человеческого тепла

У детей зависимость от компьютерных игр почти не встречается. Да, они могут залипать на реальные или виртуальные игры, становиться фанатами, но редко когда это приводит к отказу от пищи, сна, гигиенических процедур и другим асоциальным признакам. Чаще всего у подростков, а именно они «срастаются» с гаджетами, наблюдается интернет-зависимость – от онлайн-игр, соцсетей, постоянного просмотра видеороликов, погони за лайками.

Корни любой зависимости стоит искать в нарушении или отсутствии теплого эмоционального контакта с близкими людьми. Не получая тепла, поддержки, общения от родителей, родственников, ребенок находит некое действие, которое его успокаивает и приносит ему удовольствие. Для подростков наиболее типична зависимость от соцсетей: в этом возрасте очень важно общение, контакт с другими людьми, за пределами своего привычного круга. Отчасти «вклад» в этот процесс вносят и родители: будучи излишне обеспокоенными криминогенной обстановкой улиц, они не против того, чтобы дети, нуждающиеся в расширении социальных связей, больше времени проводили дома, где безопасно. А потребность в общении все равно осталась. Как итог, физически юноша или девушка дома, а умом – в онлайне.

Также родители, как старшие в семье, те, кто должны создавать правила и следить за их выполнением, отчасти виноваты в том, что сделали планшеты и смартфоны ответственными за развлечения и досуг детей: «Я занят уборкой, готовкой, подготовкой годового отчета, не мешай – возьми гаджет». Или же вслух это не произносится, но подразумевается. Родители устали за день на работе, папа отдыхает на диване – ушел в телевизор, мама творит ужин на кухне: «Сынок, это такая мелочь. Завтра помиритесь. У меня столько дел». Эмоциональное отстранение взрослых, их уход в свой мир не дают ребенку реализовать потребность в общении. Следовательно, он будет удовлетворять ее на стороне. В соцсети, например.

Что могут сделать родители? Например, мама может сказать всем домочадцам, в первую очередь себе и мужу, что «сегодня вечер без гаджетов». Семья может провести вечер за просмотром семейного фильма или настольной игрой. Очень важно не просто забрать гаджет у ребенка, но и предложить интересную альтернативу.

Корни любой зависимости стоит искать в нарушении или отсутствии теплого эмоционального контакта с близкими людьми. Не получая тепла, поддержки, общения от родителей, родственников, ребенок находит некое действие, которое его успокаивает и приносит ему удовольствие.

Обманчивая легкость

Подростка виртуальный мир манит не только потому что там сверстники, но и потому что там все не так страшно. В реальном мире нравится девушка – надо ухаживать, быть внимательным. А вдруг откажет, а вдруг засмеет? В том же «ВКонтакте» написал сообщение, лайкнул фото, сильно напрягаться не надо. Если что, то можно сказать, что случайно. Это плюс для ребенка, но это и минус: не формируется или пропадает навык отвечать за свое поведение, за свои слова. В чатах все смелые, все готовы ругаться, проявлять агрессию, а при личной встрече бравады уже нет. В лицо, тет-а-тет говорить о многих вещах сложнее, чем написать.

В этом вопросе тоже сказывается недостаток родительского участия. Виртуальная реальность хоть и виртуальная, но все же реальность. И наравне с обычным живым миром, где учат, как вести себя в обществе, родитель компетентен обучить своего ребенка правилам поведения в Интернете. Отчасти так происходит, потому что родители сами не знают этих правил – интернет еще очень молод, в нашей стране в каждый дом без исключения он пришел 10-15 лет назад. Из-за этого возникают разные, не всегда приятные, ситуации. Например, ребенок может раскрыть конфиденциальную информацию, и дом его семьи будет ограблен.

Мы разбирали вопрос с «Синим китом», как с коллегами-психологами, так и на классных часах. Феномен групп смерти заключается в том, что в пубертатном периоде ребенку свойственно пробовать свои силы, проверять, на что он способен, что может, а что нет. Обычные дети шли туда не для того, чтобы умереть, а чтобы доказать себе, что они сильнее «Синего кита». Если у ребенка эта потребность удовлетворена в обществе, если он понимает, что он и так достоин чего-то и способен на многое, что есть сферы, где он может собой гордиться, а его самооценка – на адекватном уровне, то потребности в таких группах не появится. Ребенок зайдет, полюбопытствует и выйдет.

Родители же начинают резко саботировать, категорически запрещая. Отчасти из-за собственного страха с соприкосновением этой темы, отчасти оттого, что не знают, как правильно объяснить, как себя вести в такой ситуации, ведь в своей юности они с таким не сталкивались. Надо помнить, что запретный плод сладок. Не надо давать такого искушения, лучше спокойно обсудить, рассказав про плюсы и минусы с высоты опыта взрослого человека.

Также отдельно стоит упомянуть интернет-буллинг. Подростка включают в группу, в чат и начинают троллить. Это неприятный момент, когда конфликт с одноклассниками или дворовыми ребятами переходит в виртуальность. Получается, что ребенок во всех мирах находится под прессом. Важно быть в контакте с ребенком, чтобы распознать, если он вдруг стал объектом травли в жизни или в Интернете.

Виртуальная реальность хоть и виртуальная, но все же реальность. И наравне с обычным живым миром, где учат, как вести себя в обществе, родитель компетентен обучить своего ребенка правилам поведения в Интернете.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz