С сентября 2017 года родители многих казахстанских школьников не знают покоя. То в личных разговорах, то в постах в Facebook и других социальных сетях они рассказывают о своих страхах, сомнениях и недопонимании, связанных с новыми учебными планами и новой системой оценки знаний/контроля успеваемости их детей.

Оксана Кузнецова

Редакция Zoj.kz не смогла остаться в стороне и обратилась с вопросами к специалисту, который каждый день решает школьные конфликты, – школьному психологу. Наш эксперт клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА подробно описала, что стоит за новой системой обучения и оценивания и как к этому адаптироваться.

Про оценки

– Оксана Владимировна, какую функцию выполняет оценка?

– Роль оценки в учебно-образовательной сфере очень важна. Так как все стороны: ученик, родитель, учитель, психолог, администрация школы – должны понимать, что происходит у ребенка в процессе обучения, каких результатов он уже достиг и каких может достичь.

Меня часто все заинтересованные стороны спрашивают: «Как вы можете оценить происходящую ситуацию с новыми учебниками, отметками, с новой программой?» Эта ситуация имеет как плюсы, так и минусы. Вот взять систему оценивания. Я даже провела небольшое исследование, поспрашивав о новой системе оценивания педагогов школы-лицея «Туран». Они отмечают достаточно много плюсов новой системы оценки. Например, критериальное оценивание – там есть такие понятия, как дескрипторы, по которым точно  определяется, что оценивается и как оценивается.

– А какие плюсы и минусы были у прежней 5-балльной системы оценивания?

– Плюсы – она довольно простая и всем знакома. Минусы – она достаточно тесная, так как там всего пять отметок/баллов: 1, 2, 3, 4, 5.

Но ведь бывает же по-другому. Бывает, что ученик знает на 5, но допускает какие-то совсем мелкие ошибки, которые даже ошибками не считаются. Или когда школьник исправляет  свою собственную ошибку. По старой системе это все равно считалось ошибкой. Хотя я считаю, что, если сам исправил свою ошибку, это вообще просто мегауровень. Потому что мало того что он осознал, что ошибся, он еще и исправил ошибку. Значит, он знал, как сделать правильно.

– В чем плюсы и минусы новой системы оценивания?

– Новая система, на мой взгляд, сейчас работает прямо на учеников. Потому что она шире, чем 5-балльная. И она меньше зависит от субъективных моментов, то есть от самого учителя. Там субъективно только в формативном оценивании – это похвала, когда ты стремился, старался, достиг. А суммативная оценка  зависит уже конкретно от самого ученика.

– Что такое формативное оценивание с точки зрения психолога?

– Формативное оценивание – это оценивание в течение урока. Это похвала, определенные слова, которые создают у ученика мотивацию к обучению.

– Что такое суммативное оценивание?

– Суммативное оценивание – это проверочная/контрольная работа, которая проводится, когда закончено изучение определенного раздела и/или по итогам четверти.

– Как Вы думаете, почему введение новых форм оценивания вызвало в родительской среде бурный шквал негодования? Что с этим можно сделать? И надо ли что-то с этим делать?

– Всегда, когда вводится новая система (в любой сфере – в образовании, в науке, где-либо еще), то всем надо время, чтобы к ней адаптироваться, привыкнуть, увидеть ее плюсы и минусы. Конечно, когда приходит что-то новое, большинство людей реагирует негативно, потому что привыкли уже находиться в определенной зоне комфорта. А сейчас их выгоняют из рамок привычного и понятного, приходится меняться, что-то предпринимать. Именно поэтому перемены не всегда воспринимаются позитивно.

Но, с другой стороны, я допускаю, что старая система уже отработала свое: сейчас другие дети, другое время, другие навыки требуются для того, чтобы быть успешным. Новые формы работы – замечательные, они помогают людям коммуницировать между собой. И причем не просто сидеть и разговаривать, а именно в продуктивной деятельности – что-то создавать, что-то решать. Это один из главных пунктов, который мне очень импонирует в новой программе: детей учат не только сидеть и заучивать что-либо, а именно взаимодействовать – применять свои навыки, умения, знания в командной работе. Ведь мы, когда вырастаем, живем в социуме. И многие не умеют взаимодействовать, работать в команде. Все время учитывают только свои какие-то эгоистичные цели, как в классе школы, когда каждый сам был за себя.

Роль оценки в учебно-образовательной сфере очень важна. Так как все стороны: ученик, родитель, учитель, психолог, администрация школы – должны понимать, что происходит у ребенка в процессе обучения, каких результатов он уже достиг и каких может достичь.

У новой программы очень хорошая концепция. Она учит детей не просто поглощать какие-то знания от учителя, а анализировать, размышлять. Не просто запоминать, что так происходит вследствие того-то, а задавать самому себе вопрос «А как вот это получается?» и находить на него ответ. Родителей тоже можно понять. Они в смятении: «А где оценки? А как нам понять, что у ребенка сложности и ему нужна помощь? А как понять, что ребенок полностью справляется сам?» Да, есть определенные сложности. Да, есть определенные минусы, которые необходимо будет подкорректировать в процессе обучения. Но при этом в целом, я считаю, это достаточно позитивно скажется на детях.

Аналогичный шквал негатива был, когда университетская система переходила с линейной на кредитную. Тоже были сложности, но в итоге она оправдала себя. И в результате я, человек, который учился в вузе по кредитной системе, понимаю, как можно находить информацию, как можно ее использовать, что делать с ней после того, как ты ее нашел.

Я думаю, что переходный адаптационный период в школах Казахстана займет несколько лет. Сложно будет и педагогам, и родителям. Но затем они освоятся и будут думать: «Как же иначе можно было учиться раньше?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *