Про учебный процесс

– А что Вы можете сказать про учебный процесс, который теперь строится по-новому?

– Учебный процесс, в принципе, серьезно не поменялся. Только сейчас появились новые формы работы с детьми. Когда к нам пришли обновленные учебные планы, то у учителей было много вопросов. Однако в ходе обсуждения стало понятно, что многие формы работы давно и успешно применяются в нашей школе.

Речь о групповой работе, мини-групповой работе и работе в парах. Если раньше учителя госшкол повсеместно не использовали эти формы работы, то теперь, я считаю, просто великолепно, что начали применять их. Потому что они очень эффективны. Они более приближены к ситуациям реальной жизни, к тем задачам и способам их выполнения, с которыми столкнется ребенок в процессе взросления, обучения в вузе, работы.

– Наибольшее количество вопросов вызывает суммативная работа. Как правильно к ней относиться и подготовиться?

– Да, теперь по завершении четверти ученики выполняют суммативную работу, значение которой важнее, чем текущие оценки. Фактически это такой мини-экзамен. Детям необходимо привить привычку и способности накапливать знания, которые необходимо будет проявить на суммативной форме контроля.

По поводу суммативок я также проводила опрос среди наших учителей. Они отмечают, что существовавшие ранее диктанты и контрольные были сложнее. Нынешние отметки, которые ученики получают по суммативной работе, не то чтобы занижены, но они более лояльные. Если ребенок в течение раздела тему проходил, занимался, выполнял задания, то он достаточно легко справляется с суммативкой. А если он ничем не занимался, то он, как по старой системе, так и по новой, выполнит все неудовлетворительно.

– Получается, что тренируется способность к мобилизации учеников? Это не является стрессом для детей?

– Если разумно и с пониманием целей и задач проходить этот период, то нет, конечно, вреда не будет. Помните, как 11-классники/абитуриенты когда-то переходили на ЕНТ? Тоже были сложности, тоже не учитывалось много индивидуальных особенностей. Но в итоге все справляются, у всех, кто занимался, все получается.

Есть ли что-то, что осталось от прежней системы?

– Меня очень радует, что остались самые эффективные вещи. Например, Дни русского (казахского, английского) языка, написание школьных научных работ и предметные олимпиады.

Комплекс отличницы

– Теперь не будет амплуа отличников и двоечников? 5 теперь не будет самоцелью?

– Я сама достаточно долгое время посещала психолога, чтобы избавиться от комплекса отличницы. И смогла это сделать только годам к 25.

На самом деле, хорошо, когда у ребенка есть стремление к учебе. Но не очень хорошо, когда его стремление связано только с получением отметки. Потому что в таком случае теряется сам смысл учения, ответ на вопрос «Зачем ты учишься?» ускользает.

Когда приходит что-то новое, большинство людей реагирует негативно, потому что привыкли уже находиться в определенной зоне комфорта. А сейчас их выгоняют из рамок привычного и понятного, приходится меняться, что-то предпринимать. Именно поэтому перемены не всегда воспринимаются позитивно.

Есть родители, мотивирующие ребенка тем, что они будут платить ему за хорошие отметки. Но я считаю, что в этом случае происходит подмена понятий. И получается, что ребенок ценит в своей учебе как раз таки отметку, а не то, что он получает определенные знания. Если ребенок спокойно тянет на отличника, без лишних стрессовых моментов, то, конечно, его надо стимулировать, поддерживать, говорить об этом. Но если ребенок учится на четверки, на четверки-пятерки и это его предел, то я не вижу смысла тратить нервы себе, ребенку и учителям вокруг. Ведь отметки – это лишь показатель какой-то определенной деятельности, а на самом деле важно, что у нас остается в голове.

Давить на детей не надо. Отличник – это замечательно, если у ребенка получается. Но если из-за этого стрессует вся семья, то стоит задуматься: «А для кого мы становимся отличниками?» Все должно быть в разумную меру.

То есть получается, в первую очередь мышление по поводу пятерок надо поменять родителям?

– Родителю стоит самому себе задать вопрос: «А для чего мне эта пятерка? Я ее для кого хочу? Чтобы мой ребенок был лучше всех? Или я свои какие-то личные вопросы пытаюсь решить тем, чтобы у моего ребенка были отличные отметки?» Всегда сначала стоит очень честно ответить на вопрос самому себе, чем требовать от ребенка что-либо. Допустим, я хочу отдать дочь в балет, а дочь не хочет. И тут задать себе вопрос: «А кто в действительности хочет ходить на этот балет?» Так же и с оценками.

А как быть с тем, что система распознавания отличник-двоечник применялась и в учебном процессе? Учителя или одноклассники к ученику могли относиться иначе, более уважительно, например. Ведь дети с подросткового возраста ориентированы в большей степени на общение со сверстниками, для них именно компонент общения становится самым важным в учебном процессе.

– Да, этот фактор тоже есть. Бывает, что в классе создается ситуация, что отличники как бы на особом счету. Нельзя сказать, что это хорошо или плохо. Это есть. Это есть также и во взрослом обществе: у кого-то больше зарплата, у кого-то меньше. Но при этом мы же все равно как-то все сосуществуем. Кого-то это стимулирует: я хочу быть, как он, и двигаюсь к этой цели. Для кого-то это достаточно ровная ситуация: ну да, я не отличник, зато я знаю свои возможности.

Сейчас же ребенок сравнивается по системе достижений и стремлений. Это ориентирует ученика в первую очередь на самого себя. Ведь и в жизни мы должны сравнивать себя только с самим собой: каким я был вчера – каким я стал сегодня. Многие родители сейчас достаточно грамотные в вопросах детской психологии, понимая, что важнее воспитывать гармонично развивающуюся личность, которая  способна к анализированию, а не личность, которой важны только отметки.

Родителю стоит самому себе задать вопрос: «А для чего мне эта пятерка? Я ее для кого хочу? Чтобы мой ребенок был лучше всех? Или я свои какие-то личные вопросы пытаюсь решить тем, чтобы у моего ребенка были отличные отметки?»

— У меня вопрос, основанный на моем опыте. Думаю, он показательный и ответ будет интересен многим. Я помню, что в конце первого курса в университете сдала «Историю Казахстана» на отлично (100 баллов) у строгого преподавателя. Долго к этому готовилась, рисовала карты, составляла и учила таблицы. Года через три я поймала себя на мысли, что не помню ничего из того, что учила тогда. Сейчас тоже ничего не помню. Почему так происходит? Как предотвратить такие ситуации? Ведь сегодня мне хотелось бы помнить эти вытесненные сведения, оперировать ими.

– Вся изученная информация есть в голове человека. Но, Вы правы, она вытеснена, потому что среднестатистический казахстанец не пользуется историей Казахстана каждый день. Наш мозг – уникальный механизм, который ежесекундно обрабатывает очень большой поток информации. Представьте себе, что Вы бы помнили всю изученную информацию, все правила, теоремы и прочее с 1-го класса и до сегодняшнего дня – мозг просто не выдержал бы. Поэтому та часть информации, которая не используется у нас ежедневно, уходит из оперативной памяти в «ящик» долговременной памяти.

Чтобы не забывать важную информацию, взрослым людям, студентам, школьникам необходимо создавать актуальные ситуации, в которых они будут использовать эту информацию. Это применимо абсолютно к любым сферам и уровням знаний.

Фото: архив  О.В. Кузнецовой

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *