Страх – это одна из шести базовых (элементарных) эмоций человека. Испытывать страх – это нормально для любого, как ребенка, так и взрослого. В определенной ситуации страх может остановить человека от необдуманного действия и тем самым сохранить ему здоровье и жизнь. В народе даже присказка существует, что не боятся только дураки и покойники. Однако страх может существенно понизить качество жизни человека. Когда он мешает действовать или конструктивно думать.

Оксана Владимировна Кузнецова

Zoj.kz рассказывает о страхах детей, которые связаны с темой школы или проявляются в школе. Наш эксперт клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА простыми словами и с примерами из своей практики рассказывает, как распознать страхи у ребенка и какие существуют возможности для их устранения.

Про отличников и неотличников

Оксана Владимировна, что такое школьные страхи? Какова их природа?

– У детей встречается достаточно большое количество страхов, и в зависимости от возраста они могут быть в разном количестве. Некоторые страхи встречаются практически во всех возрастных периодах: страх темноты, боязнь животных. Некоторые страхи обусловлены возрастом: дети в возрасте от 3 до 5 лет могут бояться сказочных персонажей (Бабы Яги, злодеев и т. п.); от 5 до 7 лет приходит понимание смерти, и на этом фоне тоже могут появиться страхи.

Также выделяют подгруппу «школьных» страхов: боязнь выходить к доске, боязнь экзаменов, опоздать в школу, страх самовыражения в классе, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страхи в отношении с учителями. Многие виды страхов связаны, как правило, с семьей и семейной установкой. Например, в семье все были отличниками, а у ребенка в силу индивидуальных особенностей сложности с точными науками и по этим предметам выходит твердая четверка, но в силу того, что все в семье отличники, ребенок начинает переживать, волнуется, на этом фоне может и развиться страх несоответствия ожиданиям окружающих.

Или дома ребенка высмеивают за какие-то внешние признаки, особенности, и у ребенка формируется неуверенность в себе. Это может сказаться на том, что у ребенка могут быть сложности во взаимоотношениях, переживания, что его и в школе засмеют.

Вот рассмотрим один из самых распространенных – страх отвечать у доски. Он довольно распространен у неотличников. Он складывается из нескольких факторов: меня сейчас начнут оценивать, а я не готов или готов, но не так, как думает или хочет учитель. И это вызывает у ребенка достаточно серьезное внутреннее напряжение. Ведь его сейчас не только будет оценивать учитель, но и одноклассники внимательно наблюдают. На формирование этого страха влияет много факторов: и учитель, и ученики, и родители, и сам ребенок. Завышенные требования со стороны взрослых могут приводить к тому, что ребенок начинает испытывать страх, что не оправдает ожидания. А если не подготовлен к уроку и вызывают к доске, то еще и реакция одноклассников может повлиять на и так достаточно стрессовую ситуацию. Бывает, что человек в будущем переносит этот страх в свою взрослую жизнь и боится выступать перед аудиторией, свободно высказывать свое мнение в компании.

Что вы предпринимаете, когда сталкиваетесь с такой ситуацией?

– Эта ситуация требует работы сразу со всеми возможными участниками ситуации – учителем, учеником, родителем. В первую очередь мы выясняем: связан ли страх с каким-то конкретным уроком? Если да, то в первую очередь поговорим с учителем. Или ситуация повторяется на всех уроках? Если этот вариант, то с учеником будет проведена индивидуальная работа. Мы будем выяснять, что конкретно пугает ребенка, что конкретно вызывает беспокойство и напряжение. Также возможно вовлечение родителей. Например, бывает такое, что мама очень требовательна к сыну или дочери и ее образ переходит на учительницу. Тогда мы приглашаем на беседу маму, объясняем, что такая модель поведения мешает ребенку, рассказываем, как ее можно скорректировать.

Школьные страхи

А у тех, кто отлично учится, таких проблем не бывает?

– Бывает. Например, страх получения двойки. Если это случается или есть возможность, что случится, то жизнь в понимании ученика прекращается. Возможна серьезная истерика: «Как со мной такое могло произойти?!» В этом случае задача психолога – провести разговор о том, что мы все люди и всем нам свойственно делать ошибки, что ошибки надо уметь признавать, принимать и двигаться дальше с учетом их анализа.

Каким образом учитель может быть вовлечен в эту работу?

– В моей практике был случай, когда ученик очень серьезно переживал  за один предмет. Мы потратили довольно много времени, чтобы выяснить, что конкретно его пугает и вызывает беспокойство. Он переживал, что его сильно наругают за неправильно выполненное задание, хотя объективных предпосылок к этому не было. Мы договорились с учителем, что он будет демонстрировать свои качества, напрямую с учебой не связанные. Ребенок увидел это, понял, что сам учитель в чем-то может ошибаться и благодаря этим ошибкам делает определенные выводы. И перестал бояться. Учебный процесс нормализовался.

Я так понимаю, что страхи чреваты не только ступором, растерянностью, замкнутостью, но и другими более серьезными последствиями?

– Верно. Например, ученик не выполнил домашнее задание, не подготовился к уроку и  врет родителям: «Это учитель меня необъективно оценил» или что-то еще. Такое поведение продиктовано страхом, что родители накажут его за то, что он плохо учится или делает что-то еще такое, что не соответствует их ожиданиям. Именно в страхе наказания, несоответствия ожиданиям могут лежать причины детской лжи, которая может стать предтечей более серьезных проблем в детско-родительских отношениях.

А что если родители в ситуации или поведении ребенка не видит проблемы?

– Ребенок – это в первую очередь ответственность его родителей. По большому счету, запрос на проработку страхов или иных вопросов должен поступать именно от родителей. Именно они видят, что ребенок испытывает дискомфорт, и обращаются к педагогу и/или школьному психологу. Работа будет эффективной только при вовлечении всех сторон. Один учитель или психолог, к сожалению, не сможет принципиально ничего изменить. Сотрудник школы может провести беседу индивидуально или со всем классом. Но если ребенок внутренне напряжен, а родители говорят: «Да нет, у нас все нормально», то эффекта как такового не будет. Это особенность работы психолога – работать только по запросу. Когда человек не готов к переменам, не нуждается в них, то работа не состоится. К школьному психологу ребенок может и сам обратиться. И психолог окажет помощь, но она не будет иметь долгосрочных результатов, если не будут решены и проработаны все факторы, которые способствовали развитию страха, в том числе и семейная обстановка.

Страх общаться и ЕНТ

Часто ли современные дети боятся общения с одноклассниками?

– Этот страх чаще всего встречается у первоклашек, особенно у детей, которые не посещали детских садов и, соответственно, у которых не было опыта общения с большим количеством сверстников. В школах коллектив непривычно большой для ребенка, в госшколе в классе может быть до 35–40 человек. А ведь у всех свое настроение, свой тип взаимодействия. И ребенок, который до этого не был частью такого коллектива, не знает, как вообще себя вести, может начать переживать и бояться этого общения. Возможны два варианта развития событий: ученик будет агрессировать либо сильно переживать, замыкаться в себе. Встречается даже речевой мутизм, когда ребенок в школе отказывается говорить, просто молчит. А дома, во дворе разговаривает как обычно.

В этом случае необходимо расширять поведенческий репертуар в коммуникативной сфере, то есть создавать ситуации, где ребенок может взаимодействовать с другими детьми, чтобы набраться опыта, как можно общаться с разным количеством детей. Чем больше людей и чем более они разные, тем лучше. Я приведу простой пример. Кого-то обижает слово «дура», а для кого-то это нормально, распространенная форма общения. Ребенок, условно говоря, должен не падать в обморок, если кто-то будет в его присутствии ругаться.

А бывает, что ребенок знает, как общаться, но боится агрессии или насмешек в класс?

– Да, это один из социальных страхов. Дело в том, что в семье друг к другу все относятся довольно бережно. В жизни же такого нет. Дети могут не считаться с чувствами тех, кто рядом с ними, в силу воспитания или возраста. И ребенок до конца 10–11 класса находится в напряжении и не может найти общий контакт с одноклассниками. А стоит пойти в вуз или ярко проявить себя в одной из сфер, выясняется, что он – душа компании.

Школьные страхи

Ребенок взрослеет. Может ли он бояться действительно сложных предметов и тем в школьной программе?

– У детей довольно редко бывают такие страхи. Им обычно лень браться за что-то сложное. Очень многие дети мне часто говорят: «Скажите, Оксана Владимировна, для чего нам эти косинусы и синусы? Как они нам в жизни пригодятся? Вот вы их используете в своей жизни?»

Вопросы достаточно сложные. Но я всегда отвечают детям честно: «Нет, я  не использую синусы и косинусы в своей жизни, но я могу сказать одно: благодаря им и многим другим узкоспециализированным знаниям я научила свой мозг думать, анализировать, синтезировать информацию. А вот эти навыки мне очень помогают в моей профессиональной деятельности. Да, я не использую математических формул, но мой мозг умеет логически выстраивать цепь событий». Также я как психолог уверенно сообщаю детям, что мозг – как мышца: чтобы он хорошо работал, его надо тренировать. Если ему не давать информации и упражнений, то, к сожалению, острота ума притупляется.

А как быть со страхом экзаменов, в частности ЕНТ?

– Это действительно очень распространенный вид страха. Я сама сдавала экзамены и боялась их. Немного успокаивало, что мы сдавали всем классом, – хоть каждый и работает самостоятельно, но это помогает. А моя сестренка сдавала ЕНТ. Я видела, какое напряжение переживала она. Мы обсуждали ее страх, и я сказала за всю семью: «Нам без разницы, какой балл ты наберешь на ЕНТ. Если это так сильно на тебя влияет, то знай: твое душевное равновесие и спокойствие для нас важнее, чем балл».

Я рекомендую родителям достаточно пристально наблюдать за ребенком в этот период. Потому что бывает много разных проявлений психосоматики, вплоть до выпадения волос, замыкания ребенка и серьезной болезни накануне экзаменов. Стоит проговорить, чего именно боится выпускник. Очень многие родители настраивают детей на получение высокого балла, чтобы ребенок мог поступить на грант в университет. Родителям надо обязательно проговаривать: «Даже если ты не поступишь на грант, у нас все равно есть альтернативный путь решения твоего будущего». Потому что для многих 11-классников складывается такая картина: если я не поступлю на грант, все, моя жизнь закончена, я буду бомжом или дворником, как меня пугали родители. Обязательно надо показать, что даже если не получится, то у нас есть запасной путь – мы знаем, что будем делать в такой ситуации. Если ребенок знает о том, что его поддержат в любом случае, то он не будет видеть в таком страшном способе, как суицид, единственный вариант разрешения ситуации.

Кроме того, страх может снизить результат экзамена. При стрессе часть мозга повышает свою продуктивность. Но когда стресс зашкаливает,  мозг, наоборот, «выключается», тратя свои ресурсы на снижение уровня тревожности.

Слово «надо» и самопомощь

А может ли быть слово «боюсь» манипуляцией?

– Да, довольно часто. Особенно на то, что не нравится. Но здесь важно дифференцировать.

Если не нравится школа или конкретный урок, то надо познакомить ребенка со словом «надо». «Я не хочу,  – говорит ученик, – делать эту географию, у меня она не получается, мне она не нравится, я ее боюсь». Я объясняю: «Ты сейчас растешь, и у тебя появляется такое понятие, как надо. Вот надо платить налоги. Мы можем размышлять: куда они уходят, что там делается с ними или не делается. Но это надо. Это на государственном уровне прописано. Я иду и плачу налоги, потому что знаю, какие будут последствия, если я этого не буду делать. Так же и с географией, пойми. Давай вперед прокрутим. Ты не сдал географию, не получил отметку за четверть, вторую, третью – за год у тебя 2. Что тебе будет? Тебя оставляют на повторный курс обучения или какие-то летние дополнительные занятия. Ты готов к этому?» Тут ребенок начинает размышлять: «Что-то я на второй год не особо хочу. И летом я точно не хочу тратить свое время на географию. Значит, сейчас надо приложить усилия, чтобы избежать негативных последствий в будущем».

А бывают сопротивление и страхи по поводу дополнительного обучения. Например, скрипка. Родителю надо задать самому себе вопрос: «Для чего я повел его на эту скрипку, если и я, и он готовы так легко сдаться?» В любой деятельности будут встречаться сложности, трудности, и наша задача – научить человека, ребенка, будущую личность справляться. А как мы можем научить справляться? Показать: ты можешь избегать сложностей и  трудностей или преодолевать их. Родителям всегда нужно помнить, что мы не конкретно скрипке его обучаем, а обучаем, как он будет действовать в дальнейшем. Если ребенок будет сбегать при первых сложностях, то он будет поступать так всю жизнь.

Но если ребенку реально не дано играть на скрипке, он с трудностями все борется и борется, на протяжении длительного времени нет успехов и желания,  возникает вопрос: «А кому эта скрипка нужна?» Всегда надо смотреть на состояние ребенка. При серьезном стрессовом состоянии, вплоть до истерик и серьезных психологических проблем, я считаю, грань уже переступлена. И надо заканчивать со скрипкой. Интерес ребенка в дополнительном образовании должен учитываться, потому что наша мотивация непосредственно связана с тем, что нам интересно. Интересно – я делаю, неинтересно – уж извините, не всегда делаю.

Школьные страхи

Не в каждой школе есть психолог. И не каждый родитель дойдет до кабинета частнопрактикующего психолога со своим ребенком. Как можно откорректировать эти вопросы самостоятельно?

– Механизмы отработки страхов как бы встроены в природу человека. У ребенка есть сверстники – одноклассники, друзья, братья-сестры, с которыми можно поделиться, обсудить вопрос, получить поддержку и, возможно, их опыт преодоления страхов. Хорошо, когда ребенок может со своими страхами прийти к родителям, зная, что он не получит критики, нагоняя или обесценивания. И они его выслушают, ободрят, помогут разобраться в стрессовом событии.

Кроме того, в нашей уникальной психике есть механизмы, позволяющие самостоятельно справляться со многими видами страха. Часть детских страхов уходят сами, по мере взросления. Звучащая в них тема перестает беспокоить ребенка, поглощенного новыми впечатлениями и событиями. С возрастом происходит изменение взглядов на страхи, теряющих чисто эмоциональный оттенок и наивный детский характер. Если упоминание о монстре под кроватью способно вызвать дрожь у 3–4-летних детей, то подросток откровенно рассмеется.

Можно ли и нужно ли проводить профилактику школьных страхов?

– Страхов может быть очень много. Они зависят от ситуации и индивидуальных качеств. Если родители хотят знать больше о природе страхов, то я рекомендую к прочтению книги доктора психологических наук А.И. Захарова: «Дневные и ночные страхи у детей», «Происхождение детских неврозов и психотерапия» и др.

Иногда бывает так, что родители сами чего-то очень боятся и могут передавать свои страхи детям. Гиперопека на фоне страха за жизнь ребенка не способствует гармоничному развитию ни самого ребенка, ни родителей.  Делясь неудачным опытом из своей школьной жизни с ребенком, который только поступает в 1 класс («Была у меня Марья Ивановна, такая ведьма, все время только двойки ставила» или «Все мои одноклассники были ужасными, всегда издевались!»), родители могут формировать у ребенка заранее предвзятое отношение к какой-либо ситуации.

Самое главное для родителей – внимательно наблюдать за своим ребенком, не быть пренебрежительными. Но и не быть слишком чувствительными и тревожными, найти «золотую середину» и придерживаться ее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *