Ольга ОРЛОВА легко пошла со мной на контакт. Она улыбается, когда заведующая Кабинетом психолого-педагогической коррекции №3 города Алматы (ул. Физули, 71) и по совместительству логопед-дефектолог Виктория Александровна БАННИКОВА рассказывает об успехах ее сына Кирилла. Мальчику скоро исполнится 4 года, вплоть до весны этого года он не разговаривал. В марте-мае он прошел занятия в кабинете коррекции, после летних каникул в сентябре они пришли для закрепления результата. Сейчас спокойный и улыбчивый ребенок уверенно отвечает на вопросы педагога, шустро дает карточки с написанными именами и названиями предметов, быстро включается в предложенную игру. Даже нас, незнакомых журналиста и фотографа, нисколечко не смутился, хотя обычно посторонние люди таких детей дезориентируют. Чуть позже мы разговариваем с его мамой: она рассказывает, что сыну в поликлинике поставили диагноз «задержка речевого развития», но что с этим делать – не сказали. Они пробовали ходить в частный детсад, но из-за проблем с речью и социализацией забрали мальчика оттуда. А когда подошла очередь в государственный детсад, то побоялись, что и здесь малышу будет некомфортно, очередь свою пропустили. Женщина рассказывает, что фактически осталась один на один с проблемой – про центры развития она знала, но все они находятся в центре, а из нижней части города возить туда ребенка было бы проблематично. О кабинете коррекции, расположенном в районе аэропорта, она узнала случайно, на одном из женских форумов в соцсетях. Очереди они ждали около четырех месяцев, результатами занятий остались очень довольны.

Другая встреченная нами мама поначалу общаться отказалась. Но в итоге свою историю коротенько рассказала: у нее уже было двое детей, когда она узнала, что беременна вновь, причем двойней. У одного ребенка, девочки, уже после рождения диагностировали синдром Дауна. «Мне рассказали про специализированные центры в нашем городе, где помогают родителям «солнечных деток», учат, как их развивать, обучать. Но все далеко находится. Когда у тебя еще трое детей, то физически невозможно с одной доченькой туда несколько раз в неделю ездить. Кабинет коррекции недалеко от дома стал для нас настоящим спасением», – с грустной улыбкой говорит женщина. Уже когда я вернусь в редакцию, мне позвонит заведующая кабинетом, чтобы передать просьбу женщины не называть ее имени, потому что «наша бабушка не знает». Мы быстро попрощались, поэтому я так и не поняла, о чем именно не знает бабушка: что у одной из ее внучек есть лишняя хромосома или что она с мамой посещает бесплатные развивающие занятия…

Пустовавшая ранее ниша

 Первые четыре кабинета психолого-педагогической коррекции в Алматы появились одномоментно в 2005 году, однако до сих пор очень многие нуждающиеся в их услугах люди даже не в курсе, что они существуют. Фактически они заполнили пустовавшую ранее нишу для дошкольников с ограниченными возможностями, которые по тем или иным причинам не попали в специализированные детские сады и в лучшем случае с ними занимались только дома. Они приходят сюда по направлению от психолого-медико-педагогической консультации (сокращенное и более привычное уху обычного человека название – ПМПК). Раньше, если ребенок не посещал специализированный детсад, следующая возможность получить бесплатную квалифицированную педагогическую помощь у него появлялась только по достижении школьного возраста, когда его определяли в специализированный интернат (всего в Алматы работают восемь коррекционных детских садов и коррекционных интернатов по разным видам патологий).

Кабинеты коррекции теоретически имеют право работать с детьми школьного возраста (7-18 лет), однако в силу большого спроса со стороны родителей дошколят (0-6 лет) занятия с ребятами более старшего возраста – единичны. Ведь и для школьников еще оборудованы логопункты при 63 школах города. Важно отметить, что кабинеты коррекции не являются заменой или противопоставлением реабилитационным центрам: в них акцент ставится прежде всего на медицинский аспект, а здесь – на педагогический. В области открытия и оснащения кабинетов коррекции в Алматы успешно действует государственно-частное партнерство приучастии благотворительных фондов.

– Несмотря на количество кабинетов коррекции в Алматы (в городе их 4, что намного больше, чем в большинстве других городов), все равно имеются проблемы с оснащением, обновлением методической базы, повышением квалификации специалистов. Очередность на получение коррекционных услуг в мегаполисе также очень большая, родители и дети в среднем ожидают курса услуг более полугода, – поясняет сотрудница благотворительного фонда «ДАРА», менеджер проекта по поддержке кабинетов коррекции «Разные-Равные: создание инклюзивного общества в Казахстане» Марал ШЕШЕМБЕКОВА. – В связи с этим наш фонд решил помочь, и за 2014-2015 годы мы провели работу по оснащению всех четырех кабинетов коррекции Алматы, в двух мы сделали ремонт и адаптацию помещений (создание безбарьерной среды), закупили необходимое оборудование: для комнаты Монтессори, для лечебной физкультуры, компьютерные системы для речевой и слуховой реабилитации. В целом было затрачено более 17 миллионов тенге. Мы также проводим повышение квалификации специалистов кабинетов, они бесплатно принимают участие в семинарах и мастер-классах, которые мы организуем.

– Кабинет психолого-педагогической коррекции – устоявшееся, но не совсем релевантное название для такого рода организаций, – продолжает менеджер проекта. – У многих слово «кабинет» ассоциируется с одним небольшим помещением классной комнаты. На самом деле это целый центр площадью от 250 до 450 квадратных метров, где по штатному расписанию работают в среднем 12-14 специалистов различного профиля. По задумке такие центры должны быть доступны повсеместно, в шаговой доступности по месту проживания семьи. Совместно с фондом развития социальных проектов «Самрук-Казына Траст» и частными меценатами мы спонсируем открытие таких центров коррекции не только в Алматы, но и в других городах Казахстана. На сегодня нами открыто уже 9 новых центров коррекции (и оснащено еще несколько) в различных областях страны. Наша цель – к следующему году открыть в каждой области страны хотя бы по одному центру коррекции. При этом мы не только оснащаем, оборудуем помещения и обучаем специалистов, но и отслеживаем показатели их работы. Поэтому я могу с уверенностью сказать: они очень эффективны.

Очередность на услуги коррекционной помощи все еще высока

Перед тем как отправиться посмотреть на занятия в самом кабинете коррекции, мы знакомимся с его руководством – директором КГУ «Алматинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» Куралай Дуйсеновной САРЫМБАЕВОЙ. Она руководит работой всех существующих на сегодня в южной столице кабинетов коррекции:

– В структуру КГУ «Алматинский городской реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» сейчас входят три ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация) и четыре кабинета психолого-педагогической коррекции. В октябре 2016 года запланировано открытие еще трех кабинетов коррекции в трех районах города – Алмалинском, Жетысуском и Алатауском, а также еще одной ПМПК в Алатауском районе. В этом нас финансово поддерживают благотворительные фонды «ДАРА» и «Болашак». Таким образом, во всех районах города скоро будут функционировать кабинеты психологопедагогической коррекции. Всего, по нашим данным, в Алматы проживает 8933 ребенка, нуждающихся в коррекционной помощи.

– Какие специалисты состоят в штате кабинета коррекции?

– В кабинетах коррекции работают такие специалисты, как дефектолог, психолог, логопед, сурдопедагог, инструктор ЛФК, массажист. В день каждый специалист занимается с 5-6 детьми. Дети попадают на занятия в кабинеты коррекции по заключению ПМПК. Внутри кабинета коррекции проводится малый консилиум, чтобы понять, какие параметры в речи или поведении ребенка отсутствуют, и после этого приступают к работе.

– Занятия в кабинетах коррекции краткосрочные?

– Да, стандартные курсы у нас длятся 3 месяца, но при необходимости мы можем их продлевать до 6-12 месяцев. Продление осложнено высокой очередностью, ведь когда мы продлеваем одному ребенку занятия на это время, другой ребенок ждет это место. Всего за курс в одном кабинете коррекции занимаются 70-80 детей, в год – 210-280 малышей (летом кабинеты коррекции находятся на каникулах). Больше принять наши специалисты чисто физически не могут, потому что занятия по большей части индивидуальные, только часть из них групповые (они нужны для социализации детей, развития коммуникативных навыков, ведь если ребенок не посещает детский сад, то зачастую ему просто негде получить эти навыки).

– Если говорить в целом, то какими дети приходят к вам и какими уходят от вас?

– Это все индивидуально. Какой-то ребенок приходит с речевыми нарушениями, к примеру с задержкой речевого развития. Он пройдет трехмесячные курсы, у него произойдет колоссальный прорыв – в дальнейшем ему наша помощь не нужна, вскоре он в рамках общего конкурса поступит в общеобразовательную школу. Либо же ребенок с фонетическими нарушениями – мы ему звуки поставили, он влился в обычную жизнь. Но есть нарушения, когда сопровождение необходимо и до 18 лет, и всю жизнь. Но динамику, конечно, видно у всех.

Безбарьерная среда

Экскурсию по Кабинету коррекции №3 для нас проводит его заведующая Виктория Александровна БАННИКОВА. Коридоры-коридоры (кабинет расположен в здании бывшего интерната, который изначально был построен как детский сад), и мы попадаем в просторную зону ожидания. Здесь оборудованы мягкие яркие диваны, удобные шкафчики, на стене висят телевизор, где крутятся записанные на флешку добрые советские мультфильмы, и стенды с полезной информацией для родителей. Сейчас здесь пусто, потому что занятия в утренней группе уже начались. Кто-то из детей занимается в присутствии мамы, другие же родители на эти 2-3 часа отлучились по своим делам (фактически другой возможности для этого у многих из них нет).

Виктория Александровна отмечает, что в существующем виде фонд «ДАРА» оформил и оснастил кабинет коррекции летом 2014 года. На данном этапе она лично чувствует его заботу и выражает благодарность за помощь в методической работе: «Дело в том, что я как логопед-дефектолог имею право посещать курсы повышения квалификации в Национальном институте усовершенствования педагогов один раз в пять лет. В наше время пять лет между усовершенствованиями – это огромная пропасть, столько всего нового появляется каждый год. «ДАРА» почти ежемесячно проводит для нас семинары. На одном из последних мы разбирали систему Монтессори, у нас для работы по этой методике целый кабинет оборудован».

Из зоны ожидания мы попадаем в кабинет статиста. Этот специалист собирает всю первичную информацию по детям и их родителям. Здесь мы, например, узнаем, что всего за минувший 2015-2016 учебный год Кабинет коррекции №3 города Алматы посетили 227 детей, 70 из них повторно:

— в возрасте 0-3 года – 20 детей;

— в возрасте 3-7 лет с речевыми нарушениями – 160 детей (родители очень радуются, когда ребенок начинает разговаривать, однако для специалистов куда важнее прогресс в познавательной функции);

— в возрасте 7-18 лет – 10 детей: многие из них обучаются на дому, кабинет коррекции – их возможность социализироваться и научиться общаться с другими детьми;

— еще 37 человек – дети-инвалиды с такими диагнозами, как «умственная отсталость», «выраженная задержка психического развития», ДЦП, «расстройства аутистического спектра» (численность детей с этим диагнозом растет из года в год, в минувшем году таких деток было 15 – это ужасающая статистика, отмечают специалисты).

– Сейчас в очереди на посещение конкретно этого кабинета коррекции стоят 160 детей, то есть очередь на полтора года вперед. Меня саму огорчает, что мы не можем прямо сейчас помочь всем нуждающимся деткам. Вы бы видели, как огорчаются родители, когда узнают, сколько ждать. Многие возмущаются: «Да мы через полтора года уже в школу пойдем! Без вас справимся»… Мы возлагаем большие надежды на вновь открываемые в Алматы кабинеты коррекции, надеемся, что за счет появления такой структуры в каждом районе города удастся и снизить период ожидания, и для многих путь до занятий от дома значительно сократится, – дополняет директор кабинета.

Мы заглядываем в уборную комнату. Здесь и расширенная кабинка с поручнями, и расширенный дверной проем в 110 сантиметров. Для инвалидов-колясочников, в частности, в этом помещении, как и во всем кабинете коррекции, создана полностью безбарьерная среда. Далее мы следуем в комнату логопеда – с пмощью шкафов пространство разделено на две части, чтобы здесь была возможность одновременно проводить занятия двум педагогам (на казахском и русском языках). Мы довольно быстро покидаем помещение, потому что занимающиеся там дети отвлеклись от сути урока и переключили свое внимание на неизвестных взрослых.

Следующая комната, которую как свою гордость уже упоминали сотрудники, это комната Монтессори. Мы с фотографом позже будем наперебой друг другу рассказывать обо всех элементах, которые мы там увидели, и придем к выводу, что это самый роскошно обставленный кабинет Монтессори из всех, которые мы видели в жизни. Судите сами: комната поделена на 5 зон, кажется, что здесь задействована каждая вертикальная и горизонтальная поверхность. Есть и песочная зона, и водная, есть тренажеры для развития мелкой моторики, есть зоны, имитирующие кухню и парикмахерскую! Впрочем, вскоре мы попадем в другое помещение – игровую, где увидим огромный, метра 4 в диаметре, сухой бассейн с шариками. Даже нам, взрослым, захотелось в него окунуться. Мы следуем дальше и оказываемся в кабинете дефектолога, оборудованном специальными стульчиками для детей с ДЦП (по одной из методик их использование рекомендуется, так как ребенок чувствует себя комфортнее, садясь в определенную зону).

Уже провожая нас, Виктория Александровна переходит к наболевшей и важной теме – работе с родителями:

– Многие из них не понимают, с чем они столкнулись. Есть у нас одна молодая, неопытная мамочка, у сына которой несколько серьезных заболеваний. Она нам говорит: «Не переживайте! Это же все пройдет»… Или частенько у нас бывает, что приводят 3-4-летнего ребенка и просят заодно научить его пользоваться горшком… Мы всегда говорим, что нам легко работать с этими детками, намного тяжелее работать с их родителями. У нас есть «Клуб родителей» – еженедельные встречи для обсуждения важных педагогических и психологических аспектов, интересные родителям темы мы узнаем через статиста: многие просят проконсультировать, показать, как дома проводить раннее речевое развитие, какие игры и пособия покупать, как заинтересовать ребенка играми и обучением.

Но, честно говоря, многих родителей не учить надо, а просто выслушать, оказать им самим психологическую помощь. Мы мечтаем вслух, что когда-нибудь у нас в штатном расписании кабинета коррекции кроме детского психолога появится должность взрослого психолога. Я бы почти каждой мамочке рекомендовала: пока ребенок на занятиях, самой пообщаться с психологом. Сейчас же функцию психолога выполняют другие специалисты: по регламенту между занятиями с детьми у них 10-минутный перерыв. Думаете, кто-то чай идет пить? Они в эти «переменки» отвечают на вопросы родителей, ободряют их, делятся своими наблюдениями. У нас был случай: у девочки молодой муж ушел. Если бы у нас был психолог, то он бы с ней работал, и мы бы не упустили папу, мы бы не дали ему уйти из семьи…

Комментарий сотрудника благотворительного фонда «ДАРА», менеджера социального проекта по поддержке кабинетов коррекции «Разные-Равные: создание инклюзивного общества в Казахстане» Марал ШЕШЕМБЕКОВОЙ:

– Нас часто спрашивают, почему для помощи мы выбрали поддержать государственную систему кабинетов психолого-педагогической коррекции? У кабинетов (центров) коррекции, на наш взгляд, есть ряд серьезных сравнительных преимуществ. Во-первых, сюда принимаются все дети с различными отклонениями в развитии – это могут быть и проблемы со слухом, со зрением и двигательными нарушениями, то есть с любыми отклонениями от нормы, которые или вовремя заметила мама, или на них в поликлинике указали. Во-вторых, здесь применяется комплексный подход: когда ребенка встречает команда специалистов, это намного эффективнее индивидуальных занятий у одного специалиста. В-третьих, здесь стремятся помочь не только самому ребенку, но и его родителям – подсказывают, как заниматься с ребенком дома, помогают решать психологические проблемы. Это очень важно, так как большую часть времени ребенок проводит в семье, и родители должны знать, как поддержать работу специалистов в дальнейшем. Четвертое преимущество, которое, возможно, и самое главное, кабинеты коррекции – это существующая по всему Казахстану система, в развитии которой заинтересовано государство, оно же оплачивает работу его специалистов. Конкретно для нас это значит, что наши усилия не пройдут даром, что система, накапливая опыт, будет и дальше работать. Будем честны: ни одна частная организация не смогла бы себе позволить взять на баланс такую большую сеть учреждений, оказывая услуги исключительно бесплатно.

Нам важно, что огромное количество малышей получили свой шанс развить навыки и социализироваться, многие после курса коррекции смогли поступить в образовательные сады и школы. Во многих городах, где мы работаем, открытый нами кабинет коррекции стал первым (!) в городе, а это значит, что до этого дети и семьи были лишены возможности получать такую помощь бесплатно. Такая ситуация была в Актобе, Кокшетау, Таразе, Усть-Каменогорске. В Караганде до недавнего времени работал всего один кабинет коррекции, и это при том, что детей с ограниченными возможностями в городе более 5000.

В каждом городе после встречи и согласования с акимом мы подписываем меморандум, по которому город выделяет нам помещение в 300-400 квадратов, где мы проводим ремонт, оснащение, создаем безбарьерную среду, дизайн и расставляем оборудование. После открытия готовый центр мы передаем на баланс городского управления образования, которое уже самостоятельно комплектует штат специалистов. Когда центр начинает работу, наше сотрудничество с ним не заканчивается, мы продолжаем оказывать методическую поддержку, предоставляем возможность обучения и дооснащаем новым оборудованием по мере необходимости. Так, например, в этом году проводим комплектацию своей сети кабинетов коррекции уникальным тренажером Гросса при поддержке компании «Эйр Астана». Этот тренажер – авторская разработка, которая позволяет принять вертикальное положение и тренировать мышцы в положении стоя или сидя детям даже с самыми тяжелыми формами ДЦП. Часть кабинетов получили в подарок инва-автомобиль, чтобы развозить детей на инвалидных колясках или незрячих.

Мы очень хотим, чтобы и местные, и республиканские власти более широко обратили внимание на такой вид учреждений, чтобы дети с самого раннего возраста получали необходимую коррекционную помощь. Чем раньше начинается работа с ребенком, тем больших результатов можно добиться. Также нам важно сокращение долгих очередей на получение этих услуг. Следующая цель благотворительного фонда «ДАРА» – разработать модель, при которой кабинеты коррекции взаимодействуют с общеобразовательными школами и помогают детям с особенностями развития обучаться инклюзивным образом в школе.

Адреса и телефоны кабинетов коррекции в Алматы:

КППК №1, Ауэзовский район мкр 8, д 46, в здании школы №116, тел: 249-10-65

КППК №2, Медеуский район ул. Джангельдина, 27, тел: 397-41-52

КППК №3, Турксибский район ул. Физули, 71, тел: 393-29-68

КППК №4, Бостандыкский район ул. Шмелева, 88, в здании школы №63, тел: 376-58-29

КППК №5, Алмалинский район (открывается) ул. Жарокова, 18, в здании школы №128

КППК №6, Жетысуский район (открывается) ул. Ратушного, 131, в здании школы №112

КППК №7, Алатауский район (открывается) ул. Федченко, 2б, в здании Дома школьников №1

О кабинетах коррекции в других городах Казахстана можно узнать в городских управлениях образования или районных ПМПК.

О фонде «ДАРА» и его программах можно узнать на сайте dara.kz или на странице facebook.com/fonddara

Поделиться:

FacebookTwitterVkontakteOdnoklassniki

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz