12 мая — Международный день медицинской сестры. Во времена ВОВ представительниц этой профессии называли сестрами милосердия. В этот день во всех странах мира традиционно отдают дань уважения гуманизму этой профессии. В Научном центре педиатрии и детской хирургии также состоялось торжество по этому поводу. Более подробно об этом событии — в интервью с директором Научного центра педиатрии и детской хирургии, Главным внештатным гематологом МЗ РК, доктором медицинских наук Ризой Зулкарнаевной Боранбаевой.

ЭЗ: В чем уникальность Вашего Научного центра? И какую роль в его работе играет медицинская сестра?
— К нам поступают самые сложные пациенты со всего Казахстана. Если у ребенка простая пневмония, то его вылечат и в областной больнице, но если заболевание плохо поддается лечению, то его обязательно отправят к нам. Здесь есть возможность поставить правильный диагноз и вылечить маленьких пациентов с использованием высокотехнологичного оборудования, с привлечением лучших в республике врачей. Квалификация наших специалистов — это тоже особенность Центра. Причем речь идет не только о хирургах и врачах, но и о специалистах среднего звена — медицинских сестрах. Численность всего нашего коллектива — более 700 человек. Почти половина из них — это медсестры. И это те сотрудники, которые 24 часа в сутки находятся рядом с нашими пациентами, в любую минуту приходят им на помощь. Работают круглосуточно, в режиме дежурств, через сутки-двое.

ЭЗ: Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем празднике.
— Международный день медицинской сестры мы празднуем ежегодно. По традиции в этот день проводим различные конкурсы, например, на звание «лучшей медицинской сестры». Победители конкурса получат материальное вознаграждение. Все знают, что заработная плата у медицинских сестер оставляет желать лучшего, поэтому материальная помощь им как нельзя кстати. Кроме того, сегодня будут вручены грамоты: «Лучшей старшей медицинской сестре», «За наставничество», «За чуткое отношение к пациентам» и т.д.

ЭЗ: На Ваш взгляд, насколько слож- но работать в Вашем центре медицинской сестрой?
— Да, это не просто. Например, в отделении онкологии идет круглосуточная химиотерапия, у пациентов зачастую возникают состояния, требующие безотлагательной помощи. В отделении кардиохирургии делают операции новорожденным 2-, 3-дневного возраста. Провести уникальную операцию чрезвычайно сложно, но не менее важно выходить пациента после нее. В этом процессе медицинская сестра играет главную роль.

В большинстве своем наши маленькие пациенты не способны объяснить, что ощущают, пожаловаться на дискомфорт и боль, им требуется зондовое кормление. Судить о состоянии таких пациентов можно лишь по параметрам c мониторов и другим косвенным признакам. Требуется опыт, квалификация, чтобы суметь быстро отреагировать на нештатную ситуацию и своевременно оказать помощь. Потеря времени в такой ситуации чревата даже потерей пациента, и тогда все предыдущие усилия всего коллектива врачей, хирургов будут напрасны.

ЭЗ: Каких еще качеств от медицинской сестры требует работа в Вашем Научном центре?
— Болезнь ребенка — стресс не только для него, но и для его родителей. Пугает и диагноз, и процедуры лечения — операции, химиотерапия. Медсестре, помимо исполнения профессиональных обязанностей, приходится оказывать психологическую поддержку родителям — успокаивать, вселять надежду.

Представьте себе тяжелобольного ребенка, который привык к домашним условиям, где все его любили и опекали. И вдруг все неожиданно меняется — больничная палата, люди в белых халатах, ежедневные лечебные процедуры, уколы. Он, естественно, всего боится, плачет. Врач, как правило занят: операции, консилиумы, стратегическое планирование терапии. А вот медицинская сестра всегда рядом, она успокоит, ободрит, поделится душевным теплом. От ее душевных качеств напрямую зависит результат лечения. Уже научно доказано, что психоэмоциональное состояние больного имеет большое значение в процессе выздоровления.

У нас лечатся дети в возрасте от 0 до 18 лет. Маленький ребенок еще не в состоянии осознать всю тяжесть своего положения, но подростки уже понимают, что, например, скрывается за диагнозом «рак», очень часто впадают в депрессию. В таких ситуациях психологическая поддержка медицинской сестры становится неоценима.

ЭЗ: Вы сказали, что Научный центр педиатрии и детской хирургии отличает профессионализм сотрудников. Как повышаются профессиональные качества среднего медицинского персонала?
— Медицинские сестры нашего центра — это, в основном, молодые девушки с дипломом медицинского колледжа. Однако навыков базового образования зачастую недостаточно для оказания помощи в таких сложных отделениях, как кардиохирургия, онкология, детская гематология, патологии новорожденных. Здесь от среднего медицинского персонала требуется определенная квалификация, которую в полном объеме можно получить только в процессе работы. И сначала каждая медсестра проходит стажировку, получает необходимые навыки, работая рядом с опытными коллегами.

Для эффективной работы мы даем медицинским сестрам профильную подготовку, отдельную для каждого отделения. Кроме того, у нас уже более 20 лет существует и работает кабинет постдипломного образования, оснащенный муляжами, обучающими компьютерными программами. Девушки, которые к нам устраиваются на работу, получают дополнительную подготовку в этом кабинете. Разработан алгоритм повышения квалификации медсестер по определенному профилю, в соответствии с которым обучение проходит параллельно с рабочим процессом один или два часа в день.

Кроме того, мы регулярно проводим мастер-классы с привлечением зарубежных специалистов. Пока все они направлены на повышение профессионализма врачей, но в будущем мы планируем организацию мастер-классов с привлечением специалистов из Германии на тему детской онкологии и для среднего медицинского персонала. За рубежом отношение к медицинской сестре совершенно иное. Если у нас она больше выступает в роли помощника врача, то в Европе полномочия медицинской сестры шире: они могут самостоятельно принимать решение о приеме препаратов для снижения температуры, об оказании неотложной помощи. Я думаю, что планируемый мастер-класс обязательно принесет пользу нашим медицинским сестрам.

У нас большие планы: в будущем мы хотели бы, чтобы в нашей республике организовывались тематические конференции для медицинских сестер. Это стало бы очередной ступенью в их квалификации, повысило бы статус профессии. Как результат, им будет интереснее работать, они более полно ощутят свою значимость в процессе лечения пациента.

ЭЗ: У Вас высокая текучесть кадров среди медицинских сестер?
— Текучесть кадров среди медицинских сестер, конечно, большая. У нас очень интенсивный ритм работы, сложные отделения. Медсестре, как правило, приходится все время «быть на ногах»: у больного может подскочить температура, появиться стоматит — и она за все несет ответственность. Бывает, что кто-то и не выдерживает. Очень жаль, если приходится расставаться: мы ведь «вкладываемся» в людей, обучаем их. Но есть и поистине преданные своей профессии сотрудники, которые, несмотря на трудности, не очень высокую заработную плату, остаются здесь работать. На таких людях — энтузиастах своего дела — и держится Центр.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz