Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство Болезни мозга и нервной системы

Постоянно пересчитываете в голове свои шаги? Не можете расстаться с антисептиком? Все чашки в кухонном шкафчике обязательно должны быть повернуты ручками в одну сторону и расставлены по цвету? Эти привычки могут быть всего лишь привычками, но иногда человек незаметно для себя теряет контроль над ними, и они начинают управлять его жизнью. О синдроме навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство), нам расскажет врач психиатр-нарколог высшей категории, кандидат медицинских наук Бахытжан Мырзабаевич АШИРБЕКОВ. 

– Бахытжан Мырзабаевич, расскажите пожалуйста, что это за заболевание?

– Обсессивно-компульсивное расстройство проявляется различного рода навязчивыми явлениями – мыслями, действиями, сомнениями. В общем, всеми теми психическими феноменами, которые имеют свойство повторяться, периодически возникать в сознании человека против его воли. Как бы человек ни сопротивлялся, мысли все равно снова и снова приходят в голову, а действия снова и снова требуют исполнения. Самый типичный, классический пример – это навязчивые сомнения, которые бывают и у здоровых людей. Например, вы уходите из дома, и спустя какое-то время у вас появляются сомнения – а выключил ли я утюг или газ, закрыл ли за собой дверь? Вы можете попытаться вспомнить свой процесс ухода из квартиры, как выдернули шнур из розетки, вспомнить, как закрывали дверь ключом, и вроде бы успокоиться. А через некоторое время в голове снова всплывают навязчивые сомнения: «А точно ли я закрыл дверь?».

Они могут возникать у здорового, в принципе, человека, приходить, какое-то время беспокоить его и уходить. Некоторые люди по характеру тревожно-мнительные, и эти сомнения им свойственны. Они могут долго прокручивать в голове ситуации, которые уже прошли, искать новые выходы из этой ситуации. Но здоровым людям подобные размышления не мешают жить, у них это проходит так же, как и возникает. А потом они живут дальше в соответствии с той обстановкой, которая вокруг них. Патологией же это становится тогда, когда навязчивые мысли или действия становятся такими частыми, что начинают приносить человеку дискомфорт, беспокойство и мешают ему вести полноценную жизнь. В тяжелых случаях человеку сложно работать, общаться с другими людьми и даже просто выходить из дома.

Это когда мысль о чем-либо постоянно возникает в голове у человека. Она крутится и крутится, как заезженная пластинка, и отвлечься никак не получается. Навязчивые размышления могут быть очень отвлеченными. Например, человек думает, почему у млекопитающих 4 конечности и что было бы, если бы их было 6 или 7. Это бесплодные, ни к чему не приводящие размышления.

Человек может обдумать эту мысль со всех сторон, рассмотреть все вероятности, но через какое-то время это начинается сначала. Он уже и не хочет думать об этом, но мысли не подчиняются ему, текут против воли, и поделать он ничего не может. Это может быть навязчивый счет – когда человек не может не посчитать предметы, людей, которые его окружают, свои шаги. Он может считать ступеньки, деревья, плитку, прутья на заборе и т.д. Это может быть абсолютно что угодно. Счет без цели не имеет смысла и не может быть полезен человеку. Зачем это делается, он не знает, просто ему надо это сделать, и все.

Это когда человек выполняет определенные, только ему понятные ритуальные действия. К примеру, пациент вышел из дома, и ему надо прокрутиться вокруг своей оси три раза. Перед сном человеку надо поклониться четырем сторонам света или дотронуться до всех предметов на столе. Это сродни суевериям, но ритуалы рождаются не на основе примет, боязни каких-то неблагоприятных последствий. Человек их вырабатывает сам для себя. Почти всегда они кажутся нелепыми, бессмысленными, смешными со стороны.

Если в силу каких-то обстоятельств человеку не удается выполнить какие-то действия, у него внутри нарастает беспокойство, дискомфорт, неудовлетворенность и напряженность, ему становится плохо. Тревога может нарастать очень сильно, внутренне это переживается человеком тяжело. Я думаю, у каждого человека бывали ситуации, когда он находился в отчаянии и тревоге, не находил себе места, потому что из-за чего-то очень переживал. У пациентов с ОКР при невыполнении ритуалов возникает примерно такое же состояние. Оно проходит, только если выполнить нужные действия. Пациент понимает, что они не имеют смысла, но это не имеет никакого значения, поскольку поделать он с этим ничего не может.

– Какие у расстройства бывают степени тяжести?

– Степени тяжести бывают разные. Бывают легкие проявления навязчивых состояний, которые не мешают людям нормально жить. Фактически это здоровые люди. В тяжелых случаях это состояние близко к инвалидности, потому что человек становится социально беспомощным. Он может вообще не выходить из дома из-за каких-то своих ритуалов, потому что у него занята ими чуть ли не половина дня.

Навязчивые состояния бывают у людей достаточно часто, обращения с подобными жалобами не редкость. В основном с такими проблемами люди обращаются к психологам и психотерапевтам. Желательно, чтобы с такими пациентами работали психотерапевты, поскольку это все же клинические состояния, так будет правильней. Навязчивые состояния не такие тяжелые, как, например, бредовое расстройство или  галлюцинации, которые совершенно определенно требуют вмешательства психиатра. Поэтому при ОКР не всегда дело доходит до обращения к психиатру. В принципе, люди могут вообще не обращаться к специалистам. Они могут спокойно прожить жизнь, просто приспособившись к своим особенностям поведения, если они не причиняют сильнейший дискомфорт в повседневной жизни.

ОКР делится на:

  • ОКР с преимущественно навязчивыми мыслями (обсессии),
  • с преимущественно компульсивными действиями (навязчивые ритуалы)
  • со смешанными навязчивыми мыслями и движениями.

Все зависит от симптоматики. Если преобладают мысли, размышления, сомнения, то это ОКР с преимущественно мыслительными нарушениями. Если преобладают навязчивые движения, тогда это ОКР с двигательными нарушениями. А смешанный вид – это когда преобладает и то и другое.

– В связи с чем может появиться ОКР?

– Большое влияние имеет генетическая предрасположенность к такому заболеванию. Оно может возникать как психогенное, то есть в результате существенных стрессовых или, вернее будет сказать, психотравмирующих факторов. Это могут быть семейные, рабочие, внутриличностные конфликты. Но в основном все-таки имеет значение генетическая предрасположенность. Симптомы ОКР в каких-то случаях перекрываются вялотекущей шизофренией, которую сейчас называют шизотипическим расстройством. Если навязчивые мысли и действия приобретают специфический характер и к ним присоединяются дополнительные симптомы, тогда говорят уже не об ОКР. Тогда это именно шизотипическое расстройство. Потому так важно поставить правильный диагноз. Симптоматика похожа, но там есть свои медицинские нюансы.

– Как данное расстройство диагностируют?

– Диагностируют расстройство в процессе беседы. В психиатрии это называют клиническим или клинико-психопатологическим методом. Пациент приходит, рассказывает о своих переживаниях, жалобах. Психиатр ведет более целенаправленный расспрос, чтобы уточнить те или иные моменты. Навязчивые ли это состояния или более тяжелые, бредовые расстройства? Ограничивается ли дело только навязчивыми состояниями или есть что-то еще? Ведь если есть, то диагноз будет совсем другим. Навязчивые мысли и действия могут быть признаком шизофрении, органических поражений головного мозга, расстройства личности, длительно текущей депрессии. Обсессивно-компульсивное расстройство же исчерпывается навязчивыми состояниями, других симптомов у этого заболевания нет.

– Как лечить обсессивно-компульсивное расстройство?

– Лечение, как правило, включает два компонента. Некоторые легкие и средние состояния ОКР можно вылечить с помощью грамотного применения психотерапии. А вот часть средних и тяжелые состояния уже требуют медикаментозного лечения. На Западе в последние годы участились попытки отказаться от применения лекарственной терапии. Но она все еще является основным лечением при более серьезных признаках заболевания. При ОКР наблюдаются не только навязчивые состояния, но и общее снижение настроения, депрессивные симптомы, нарушение сна, аппетита. Помогает воздействие лекарств – антидепрессантов современного поколения, часто удается обойтись только ими. А если нет, врач может выписать короткие курсы транквилизаторов, дополнительные препараты, выравнивающие настроение, – так называемые нормотимики. Когда и это не помогает, подключают нейролептики в небольших дозах.

Когнитивно-поведенческая терапия

Но и принимать одни только лекарства совсем не выход. Считается, что при ОКР достаточно эффективной является когнитивно-поведенческая психотерапия. Ее результативность доказана, в отличие от многих других терапий. На Западе медицина страховая, поэтому там большое внимание обращают на доказательность методов, ведь в конечном счете все упирается в финансы и оплату лечения тем или иным методом страховыми фирмами. И, разумеется, никто не будет платить за лечение, не приносящее результатов. Когнитивно-поведенческая терапия – это метод активного поиска проблем и их исправление. Иными словами, специалист ищет в сознании человека определенные убеждения и установки, которые затем пытается заменить другими – позитивными. Создается некая стратегия контроля страха или преодоления приступа.  Изменение поведения человека происходит путем поощрения и подкрепления желаемых форм поведения. Терапия помогает постепенно, шаг за шагом привыкнуть к вызывающей панику ситуации и не впадать в состояние повышенной тревоги. Также она помогает выработать определенный шаблон действий в данной ситуации.

Одна из проблем ОКР – это то, что, как правило, это длительное, хронически текущее состояние. Обычно если к врачу приходит такой пациент, его история уже имеет в лучшем случае несколько лет. Прежде всего потому, что это не сильно мешает человеку поначалу и он может не обращать внимания на свои симптомы. И лечение тоже занимает достаточно долгое время. От ОКР нельзя излечиться за пару недель или месяцев, можно только облегчить состояние. Лечение может занимать до нескольких лет. Иногда это полностью излечимо. Иногда только на 50-80%, когда можно убрать основные симптомы, чтобы человек мог жить полноценной жизнью, несмотря на какие-то остаточные проявления.

– Насколько это может стать проблемой в жизни?

– Это действительно может стать проблемой, вплоть до неработоспособности человека. Навязчивые действия могут быть немного опасными для самого пациента. К примеру, у нас был один пациент, который все время расковыривал себе раны на руках. Из-за этого они не могли зажить. Бывает навязчивое выдергивание волос или бровей, некоторые их едят. Еще бывают проблемы с обкусыванием ногтей – когда это не как дурная привычка, а именно как навязчивое действие. Когда пальцы уже травмированы, но человек не может остановиться. В некоторых случаях у человека возникают так называемые контрастные мысли. Ему хочется непременно сделать что-то нехорошее, противоправное. Как минимум плюнуть в спину идущего впереди человека и как максимум причинить ему физический вред. Такое встречается редко и, как правило, даже если встречается, человек в состоянии сдерживать такие порывы. Его внутреннее человеческое «я» не позволяет поступать совсем уж плохо, это все существует почти всегда только в его мыслях.

У маленьких детей бывают в основном навязчивые действия, поскольку мыслительная сфера у них еще не так развита. Соответственно и патологий у них проявляется больше в двигательной сфере. Но, как правило, ОКР проявляется чаще у подростков. Если проблемой не заниматься, болезнь будет прогрессировать, но не сказать, что она может развиться до каких-то глобальных масштабов. Прогрессировать до бесконечности и перетекать во что-то серьезнее ОКР не будет. Оно лишь дойдет до какого-то своего максимума, характерного именно для этого пациента, и будет оставаться на таком уровне долгие годы. Возможно, всю жизнь, если не заниматься лечением. Бывают легкие навязчивости у человека, которые проходят сами через пару месяцев. Но если навязчивые действия или мысли в рамках других болезней, тогда проблема будет расти, будут присоединяться другие симптомы, в таких случаях в какой-то момент навязчивости станут не самой главной проблемой. Но это уже не ОКР.

– Кто больше всего подвержен риску? Какова статистика?

– ОКР встречается примерно у 0,05-0,1% населения, одинаково часто у мужчин и женщин.  Начинается болезнь обычно в подростковом возрасте или в ранней молодости.  Каких-то определенных групп риска среди населения не выявлено, и причины возникновения болезни достоверно не установлены.

– Можно ли проводить какие-то профилактические меры, чтобы не допустить расстройство?

– У меня часто спрашивают о профилактике психических расстройств, не только ОКР, в частности той же шизофрении. Но какой-то конкретной, специфической профилактики против определенной болезни не существует. Есть общая профилактика, снижающая риск психических заболеваний. Она известна всем и успела так сильно приесться, что мы уже даже не обращаем на эти слова никакого внимания. Это, конечно, рекомендации вести здоровый образ жизни – стандартные и заезженные. Людей интересуют какие-то необычные, новые профилактические меры. Когда они спрашивают это, то ждут, что врач откроет им большую тайну, расскажет рецепт секретной панацеи. Но этот рецепт уже известен каждому с самого детства. Если вы ведете здоровый образ жизни – доводите до минимума или вовсе исключаете употребление алкогольных напитков, не употребляете никакие, даже легкие психоактивные вещества, соблюдаете здоровый ритм жизни, с правильным отдыхом, сном и определенными физическими нагрузками, чтобы исключить гиподинамию, – снижается риск развития не только психических, но и обычных физических заболеваний.

Нет таких делений в организме или участке мозга, которые бы отвечали за определенные болезни и которые бы требовалось укреплять. Если человек ведет здоровый образ жизни, то на какую-то долю риск снижается. Даже если у вас есть предрасположенность к шизофрении. Но опять же это не может быть гарантией. Если неврозов и психогенных заболеваний действительно можно почти на сто процентов избежать, ведя правильный образ жизни, то когда дело касается более серьезных психических проблем, все сложнее. Когда в дело вступает генетика, то, несмотря на всю вашу идеальную жизнь, этот фактор может пересилить. Но при ОКР, если у вас хороший ритм жизни, вы успеваете работать и восстанавливаться, у вас более или менее благоприятный эмоциональный климат в семье, риск существенно снижается.

Ну и напоследок хотелось бы добавить, что профилактикой может выступать и регулярное посещение специалистов. К стоматологу, гинекологу или урологу принято ходить минимум два раза в год, даже если ничего нас не беспокоит. Точно так же рекомендуется посещение психолога или психотерапевта. Это нужно, чтобы предупредить возникновение неврозов и разрешить внутренние конфликты, которые в будущем могут привести к чему-то еще. На Западе, к примеру, это нормальная практика – регулярно посещать семейного психотерапевта. Он может своевременно помочь, если в том возникнет необходимость.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x