Как известно, чаще всего заикание проявляется в детском возрасте. Причин нарушения речи много, от особенностей нервной системы ребенка до травм, многоязычия и быстрого темпа речи окружающих. Как сделать так, чтобы заикание не перешло во взрослую жизнь и почему этот недуг может внезапно появиться в зрелом возрасте, рассказала логопед высшей категории Малика БАЙЛИНА.

Малика Алимовна помогает детям и взрослым в борьбе с заиканием на протяжении 32 лет. Она уверена: чтобы избавиться от этой проблемы, одной речевой терапии недостаточно. Нужно полностью поменять уклад жизни – составить распорядок, заниматься спортом, но при этом не закрываться от окружающего мира и не забывать о социальной адаптации.

Малика Алимовна, основываясь на Вашем огромном опыте в логопедии, скажите, можно ли вылечить заикание навсегда? Или в стрессовых ситуациях оно все же будет проявляться?

– Существует такая статистика, что на 4% заикающихся детей приходится только 1% заикающихся взрослых. Отсюда следует, что у многих людей в детстве эта проблема проходит бесследно благодаря различным приемам лечения или же проявляется так незначительно, что это не становится для них преградой ни в профессии, ни в жизни в целом. Заикание обычно возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. И конечно, лечением ребенка, коррекцией его речи лучше всего заниматься сразу же, не дожидаясь ухудшения состояния.  Однако по разным причинам это происходит не всегда, чаще всего родители обращаются к специалистам с довольно большим сроком заикания у ребенка. Конечно, коррекционная работа в каждом случае способствует улучшению состояния речи, но, чтобы результаты были лучше, советую родителям бить тревогу при первых же проявлениях заикания. Еще хочу отметить, что самым благоприятным периодом для лечения считаются школьные или  студенческие каникулы, когда дети освобождены от учебной нагрузки.

Самыми весомыми причинами являются истощение или переутомление нервной системы ребенка, его эмоциональные переживания, заболевания или родовые травмы.

Какие причины могут стать толчком для нарушения речи?

– На возникновение нарушения речевого ритма, темпа и слитности речи влияет всегда комплекс условий. Самыми весомыми причинами являются истощение или переутомление нервной системы ребенка, его эмоциональные переживания, заболевания или родовые травмы. Но существуют также и провоцирующие факторы: внезапная психическая травма, общение на двух или более языках, быстрый темп речи окружающих или его самого, а также подражание кому-то заикающемуся. Дополнительным негативным фоном, провоцирующим появление заикания у детей с повышенной ранимостью нервной системы, является не совсем правильное воспитание. Это происходит, когда родители постоянно требуют то одно, то другое, а также когда проявляют вседозволенность и гиперопеку.

А может ли предрасположенность к заиканию передаваться по наследству?

– Само по себе заикание по наследству не передается. Но если кто-то из родителей предрасположен к нему или к неврозам в принципе, ребенку может передаться этот тип нервной системы. Вообще, у взрослых нарушение речи не возникает беспричинно. Обычно это реакция организма на истощение или переутомление нервной системы, или же виной всему симптом повреждения подкорковых механизмов, регулирующих движения. Либо существует какая-то другая, скрытая причина.

Если запустить заикание или халатно подходить к лечению, может ли оно прогрессировать и сопровождаться нервными тиками, например?

– Конечно, если ребенок или взрослый не получают соответствующей комплексной помощи, то из-за постоянных нагрузок, как физических, так и эмоциональных, переживаний в школе, университете или на работе состояние нервной системы достигает переутомления и проявляется повышенным напряжением мышц плечевого пояса, шеи, артикуляционного аппарата, что приводит к спазмам, судорогам. Повышенное беспокойство от каждого неправильно сказанного слова проявляется раздражительностью, угнетением, которые приводят к еще более сильному проявлению заикания. Если проблема достигла стадии тяжелой степени проявления заикания, то она уже может сопровождаться сопутствующими движениями головой, плечом, рукой и т. д. Иногда это закрепившиеся уловки, которые в свое время человек начал использовать для того, чтобы облегчить себе речь. В то же время у этой категории пациентов может быть тик – непроизвольное сокращение одной или группы мышц.

Звучит устрашающе. С чего же начать испуганным родителям или взрослому человеку, который обнаружил у себя проблемы с речью, чтобы избежать такого запущенного состояния?

– Борьба с заиканием требует в первую очередь помощи специалистов, которые будут работать не только над улучшением речи, но и полностью корректировать личность пациента. Врач- невропатолог проводит диагностику, назначает лекарства, комплекс физиопроцедур. Со стороны педагогического воздействия логопед проводит занятия, включающие в себя дыхательные и речевые упражнения, а также по регуляции мышечного тонуса речевого аппарата. При этом нагрузка увеличивается постепенно: от упражнений без голоса до произношения одного слова, затем от коротких фраз к развернутым высказываниям. Помимо этого, некоторым пациентам бывает нужна и психологическая помощь, чтобы подготовиться к общению с миром, к устойчивости нервной системы в различных эмоциональных ситуациях и терпимости к нагрузкам. Но и это еще не все. Нужно понимать, что кроме работы профессионалов в процессе изменения личности огромную роль играют люди, которые окружают человека. Поэтому для полноценного лечения нужно полностью изменить привычный уклад жизни.

В период обострения речь вашего малыша должна быть сведена до минимума. Не побуждайте его к разговору вопросами, особенно относительно прошедших событий, когда нужно напрягаться и вспоминать. Также не требуйте развернутых ответов на вопросы, он должен говорить кратко, по два-три слова.

– Можете рассказать об этом подробнее и дать некоторые рекомендации родителям и взрослым, страдающим заиканием?

– Взрослым сделать это легче. Они трезво оценивают ситуацию и осознанно приступают к избавлению от проблемы. А чтобы вылечить ребенка, должно подключиться все его окружение: родители, братья и сестры, родственники, воспитатели. Попытайтесь создать общий щадящий и речевой режим. Ребенка надо окружить спокойной, доброжелательной атмосферой. Требования и правила со стороны взрослых должны быть едиными. В период обострения речь вашего малыша должна быть сведена до минимума. Не побуждайте его к разговору вопросами, особенно относительно прошедших событий, когда нужно напрягаться и вспоминать. Также не требуйте развернутых ответов на вопросы, он должен говорить кратко, по два-три слова. Если он сам проявляет желание что-то рассказать, не задавайте дополнительных вопросов, постарайтесь отвлечь его чем-то. В этот период нужно постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать. Не нужно водить его на дополнительные занятия с репетиторами, так как избыточная информация истощает нервную систему и усиливает заикание у ослабленных детей. У ребенка должен быть четкий распорядок дня, включающий дневной сон, прогулки на свежем воздухе, занятия спокойными играми. Такой порядок благоприятно действует на состояние нервной системы и речи ребенка, дисциплинирует его. Постоянство требований исключает капризы, а следовательно, создает меньше причин для переутомления нервной системы.

Малика Алимовна, скажите, нужно ли взрослым пересмотреть свою речь, стараться разговаривать правильно?

– Обязательно. Не забывайте, речь взрослых – образец для ребенка, поэтому необходимо следить за тем, как вы говорите. Быстрый темп речи провоцирует появление запинок, следовательно, нужно говорить в присутствии малыша и с ним спокойно, четко, немногословно. Кроме того, в его присутствии нежелательно обсуждать, как он произносит слова. Если же он сам говорит о заикании, то следует его успокоить, объяснить, что эти затруднения временны и при соблюдении определенных условий они пройдут.

Мы живем в мире, где присутствует жестокость. И когда этот маленький ребенок выйдет за рамки общения со своими родными и педагогами, его, возможно, будут дразнить. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Нельзя прогнозировать негативное будущее. Я убеждена в том, что у заикающегося ребенка надо формировать устойчивость к нагрузкам, стрессам в целом. В период дошкольной подготовки его нужно научить читать, считать, заботиться о себе, чтобы он спокойно и уверенно вошел в новый период своей жизни. Малыш постепенно должен учиться всем навыкам, которыми владеют его сверстники: уметь плавать, кататься на роликах, велосипеде, играть в футбол. Он должен вращаться в кругу детей и окружать себя друзьями, открыться миру. Хорошая самооценка не появляется внезапно, она формируется от положительного опыта успеха, от осознания того, что ты многое можешь, умеешь, что ты реально приносишь пользу близким, можешь брать на себя ответственность в каких-то ситуациях. Поэтому наличие заикания не должно становиться причиной социальной дезадаптации. Привлекайте ребенка к участию в выступлениях на аудиторию, однако при этом учитывайте его речевые особенности.

Любой спорт – это времяпрепровождение в обществе. Причем это необходимо для людей любого возраста, но особенно для школьников, когда формируются дружеские связи, которые играют существенную роль в формировании личности. Чем больше друзей, тем более гармоничным ощущает себя ребенок, несмотря на некоторые речевые трудности.

Как Вы считаете, спорт может помочь ребенку привести свою речь в порядок?

– Любой вид спорта положительно влияет как на физическое развитие, так и на психологическое, эмоциональное состояние пациента. Если вы не знаете, какое направление выбрать, идеальным будет плавание. Оно хорошо для заикающихся тем, что там ставят дыхание, поэтому важно заниматься не индивидуально, а с тренером. Кроме того, любой спорт – это времяпрепровождение в обществе. Причем это необходимо для людей любого возраста, но особенно для школьников, когда формируются дружеские связи, которые играют существенную роль в формировании личности. Чем больше друзей, тем более гармоничным ощущает себя ребенок, несмотря на некоторые речевые трудности.

Какие советы Вы можете дать человеку, излечившемуся от заикания?

– Надо жить жизнью обычного человека, не зацикливаясь на заикании. Проводите больше времени в кругу близких людей, друзей, родственников на совместных праздниках, днях рождения, организовывайте походы в театр, кино и т. д. Научитесь следить за своим здоровьем, соблюдайте режим сна и бодрствования, чередуйте работу и отдых, не допуская переутомления нервной системы. Стабильность, постоянство вашего окружения, окружающей среды даст вам состояние уверенности и спокойствия, что очень важно для ощущения гармоничности мира, в котором живешь. И старайтесь иногда напоминать себе эти правила: когда говорите, смотрите в глаза собеседникам; длинные фразы произносите не торопясь, соблюдая паузы; разговаривайте отчетливо и без напряжения; если запнулись, остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *