Современные дети взрослеют рано. Часто можно услышать, что они стали более прагматичными и расчетливыми, трезво смотрят на жизнь, им не хватает милосердия и сострадания. Кажется, что они рассудительные и не питают иллюзий по поводу своего будущего. Но психологи говорят, что все намного сложнее и есть серьезный повод для беспокойства – современные подростки более замкнутые, дети боятся завтрашнего дня, они не знают, что их ожидает в будущем. 

Еще лет 15 назад подростки приходили к психологу со своими детскими проблемами. Им хотелось поделиться личным и сокровенным, спросить совета о том, как добиться внимания понравившейся девочки или мальчика, они обсуждали вопрос выбора профессии. То есть ребенок четко понимал, что его тревожит и беспокоит, и пытался найти вместе со специалистом пути решения своей проблемы. Сейчас ситуация совершенно другая. Многие дети находятся постоянно в состоянии стресса. Они не понимают, что им делать дальше, куда идти учиться и как зарабатывать деньги. Общество разделилось на бедных и богатых, и большинство подростков со страхом смотрят в завтрашний день, не понимая, что с ними будет дальше. Такой ребенок приходит к психологу с одним вопросом, а на деле оказывается, что его тревожит совершенно другая проблема. И главный страх, который невозможно преодолеть самостоятельно, это именно страх перед будущим.

Чего хотят и чего боятся подростки?
Большинство детей не могут однозначно ответить на вопрос: «Чего ты хочешь?». Они постоянно находятся в стрессовой ситуации, связанной с некой прострацией, предчувствием коллапса. Этот страх связан прежде всего с неопределенностью. Взрослые не помогают ребенку, а только подливают масла в огонь. Со всех сторон ребенок слышит: «Не сдашь ЕНТ – никуда не поступишь», «Провалишь экзамены – будешь всю жизнь работать за копейки». Подросток загнан в угол и не понимает, в каком направлении ему двигаться. Мир кажется чужим и враждебным, настроенным против него. И тут становится заметно некое противоречие: несмотря на кажущуюся взрослость, дети оказываются инфантильными и беспомощными, неготовыми принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность.

Вопрос выбора на повестке дня
Проблемы детей и подростков должны решать все взрослые, которые с ними контактируют. Речь идет о родителях, учителях, школьных психологах. Они в равной степени несут ответственность за подрастающее поколение, поэтому нельзя взвалить всю ношу на кого-то одного. Ребенок должен понимать, что у него всегда есть возможность выбора. И выбор этот касается не только будущей профессии, но и всех жизненных ситуаций. Он сам должен принимать решения: с кем ему общаться, с кем дружить, кому помогать. Если он научится осознанно делать этот выбор и будет уважать мнение других людей, которые его окружают, то и часть проблем решится сама собой.

Куда делись эмоции и чувства?
Не все дети умеют сострадать и сопереживать, сочувствовать ближнему. Они стали менее эмпатичными. Психологи говорят, что у подростков не полностью сформированы некоторые чувства. Чтобы познать какую-то эмоцию до конца, впитать ее и начать пользоваться, ребенку нужно эту эмоцию пережить от начала до конца, то есть получить опыт. К сожалению, дети все меньше читают и думают, а старым красивым и добрым фильмам предпочитают ужасы и кровавые драмы со сценами насилия. Любовная лирика сейчас тоже не в моде. А если такие фильмы и показывают по телевизору, то их постоянно прерывают рекламными паузами, не давая ребенку сконцентрироваться и испытать эмоцию от начала до конца.

Блуждание в дебрях психологических проблем
Детские психологические проблемы нарастают как снежный ком. У многих дошколят диагностируют гиперактивность, проблемы концентрация внимания, с которыми они приходят в школу. Такому ребенку очень сложно включиться в учебный процесс, он создает проблемы себе самому и окружающим. И даже если он хочет меняться в лучшую сторону, то просто не может этого сделать в силу своих психологических особенностей, заболеваний, темперамента и все тех же страхов.

Вечная проблема: отцы и дети
Родители в наше время тоже изменились. Они стали теоретически более «продвинутыми» в вопросах педагогики. Появилось много литературы, у всех дома есть Интернет, где можно прочитать свежие публикации детских психологов, ознакомиться с рекомендациями, спросить совета на форуме. Однако далеко не все способны применить эту теоретическую базу в жизни. У самих родителей слишком много проблем, у них не хватает сил, времени и желания вникать в жизнь ребенка, взрослые не умеют правильно построить отношения с собственными детьми. Им не хватает навыков доброжелательного и спокойного общения. Родители понимают, что что-то идет не так, но действуют неправильно, впадая в крайности. Они либо обвиняют во всех проблемах непокорное чадо, либо винят себя. Еще один вариант – паника: «Кошмар, что он творит, у него же нет никаких ценностей и идеалов, растет, как бурьян! Никого не слушает и не уважает! Я не знаю, что с ним делать!» Ни к чему хорошему ни один из этих вариантов поведения привести не может.

Взрослые должны понять, что подросток должен сам набить свои шишки. Но нужно мягко направлять его, а не отталкивать. У ребенка должна быть личная территория, в которую не нужно лезть со своими советами, нарушая границы. Такая линия воспитания лишь порождает агрессию. Но если взрослый видит, что ребенок тревожится, ему нужна помощь, он не знает, как ему поступать – необходимо постараться успокоить его, объяснить сыну или дочке, что так бывает, не все в жизни идет гладко. Нужно предложить ему вместе разобрать ситуацию и найти выход из затруднительного положения.

Агрессия и воспитание достоинства
Детям мир часто кажется враждебным. В школе собирается разношерстная компания, и всегда находится неформальный лидер, который пытается кого-то унизить, спровоцировать, самоутвердиться за счет более слабых. И каждому ребенку приходится делать выбор: примкнуть к стае или противостоять этой агрессии. Оказаться в роли изгоя может любой школьник. И тут важно сохранить себя, проявить достоинство и дать отпор обидчикам. Если у ребенка есть этот внутренний стержень, то он сумеет выбрать правильную линию поведения и не сломается. Стержень в данном случае – психологическая зрелость и целостность, заложенная родителями.

Инклюзивное образование спасет мир?
На новую для нас систему инклюзивного образования педагоги и психологи возлагают большие надежды. Его идею можно охарактеризовать так: протяни руку помощи тому, кто в этом нуждается, и помоги самому себе. Здоровые дети нуждаются в общении с детьми с особыми потребностями. Это два разных мира, две изолированные культуры, которые нужно объединять.

Для справки: инклюзивное образование – это объединение в одном учебном заведении детей с инвалидностью и здоровых детей. «Инклюзив» – вовлечение, в данном случае подразумевается ввод в социум детей с особыми потребностями.

Школа готовит подростков к взрослой жизни
Школа дает детям первый жизненный опыт. Современные дети не стали более жестокими и бесчувственными. Но они впитывают окружающую атмосферу, принимают правила взрослого мира и учатся жить по ним. В процессе взросления нарастает агрессия, появляется тревога. И свою лепту тут вносит школа.

Противостоять или присоединиться?
В разношерстном социуме каждый должен найти свое место. И негативный опыт иногда может быть даже полезнее позитивного. Все люди разные, у всех разные потребности и способности. Ребенку приходится в процессе взросления делать выбор: противостоять злу или присоединиться к нему, договориться с обществом и найти компромисс или идти против всех.

Наши дети мало общаются, сейчас практически отсутствует дворовая культура, реальных друзей им заменил компьютер. Фактически опыт взаимодействия с социумом они получают только в школе. И от нее зависит, каким он будет.

Ограничение общения и непонимание взрослых дает негативный результат. Дети не чувствуют поддержки, не знают, что им делать, в каком направлении двигаться, как поступать. Инклюзивная педагогика помогает им в социализации: в общении и помощи нуждаются и обычные, и особые дети. Трудно сказать, кто кому из них нужен больше, но ясно одно: объединение дает возможность научиться жить в обществе, адаптироваться к миру и войти во взрослую жизнь с солидным багажом опыта.

Деньги или счастье?
На первый план современные подростки ставят не счастье, а материальное благополучие и успешную карьеру. Им кажется, что это самое главное в жизни, все остальное приложится само собой. Они не ищут легких путей и считают, что все нужно заслужить, добиться, приложить усилия. По их мнению, уважения достоин только тот, кто действительно этого заслуживает.

Подростки не отстраняются от трудностей, они готовы их преодолевать, но боятся страха неизвестности. Родители и школа должны помочь преодолеть этот страх, направить, подсказать, научить справляться с трудностями. Дети растут в среде, которую мы, взрослые, для них создаем. Если эта среда не будет к ним враждебна, то и они будут по-другому смотреть на жизнь. Вечные ценности нужно возрождать. Доброта, сострадание, готовность протянуть руку помощи спасут мир.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *