Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Изгои и обидчики

травля Психология

Травля в школьном коллективе – явление практически повсеместное. «Я не хочу идти в школу» – обычно родители не придают большого значения этим словам, принимая их за простой каприз. И зря. Возможно, нежелание ребенка ходить в школу связано с тем, что у него не складываются отношения с одноклассниками или учителями. Быть изгоем в классе, «мальчиком для битья» – тяжелая ноша, а равнодушие родителей в этой ситуации часто приводит к трагичным, необратимым последствиям.

Согласно мировой статистике, Казахстан уже много лет удерживает лидирующие позиции по количеству детских суицидов, почти треть из них совершается именно из-за проблем в школе. Печален тот факт, что педагогические работники часто закрывают глаза на отношения между учениками, предпочитая не вмешиваться, а в ряде случаев сами становятся зачинщиками травли «неудобного» ученика.

По мнению психологов, ребенок совершает самоубийство не потому, что хочет умереть, а потому, что не видит другого способа обратить внимание на свою беду и отчаяние, в силу своей незрелой детской психики. Многие дети-самоубийцы до последнего момента надеются, что их все-таки найдут и спасут.

Травля в школьном коллективе – явление практически повсеместное и интернациональное

Детские психологи исписали тонны бумаги, пытаясь изучить проблему изнутри, систематизировать полученные данные и вывести хоть сколько-нибудь жизнеспособную формулу для решения проблемы. Несмотря на столь пристальное внимание, проблема существует и по сей день.

В каждом школьном коллективе есть подвергающиеся насилию изгои, есть зачинщики и есть поддерживающие их исполнители – основная масса детской «стаи». Проблема усугубляется тем, что дети стараются скрывать «неуставную» форму отношений, а непосредственно общающиеся с ними учителя предпочитают не выносить сор из избы. Иногда ситуация осложняется активным участием в травле взрослых. Причем они выступают не в роли защитников, а в роли подстрекателей. Инициатива довольно часто исходит от учителей – они могут подначивать детей, настраивать против «белой вороны» или травить одного ребенка в присутствии класса, негласно приглашая остальных присоединиться.

Расплата ценою в жизнь

Если проблему не удается решить, может, не стоит поднимать вокруг нее шумиху, чтобы лишний раз не привлекать внимания? Но постоянно всплывающие в прессе истории о трагедиях и поломанных детских судьбах не позволяют молчать.

Несколько лет назад общественность всколыхнула история 14-летней Розы Абдуллаевой из Южно-Казахстанской области. Врачи диагностировали у девочки эпилепсию, причиной которой стали систематические травля и избиения одноклассников. Били девочку руками и ногами, головой о дверной косяк. Однажды избили до такой степени, что она потеряла сознание, результат – черепно-мозговая травма и развившаяся эпилепсия. Семья Розы вынуждена была переехать из Астаны в ЮКО, и в седьмой класс девочка пошла в новой школе. Как выяснилось позже, зачинщиком травли стала классный руководитель, которая с первых же дней стала высмеивать девочку за «неправильное» произношение, за «не такую» прическу и одежду. Одноклассники просто перехватили «эстафету». Благодаря усилиям мамы, Роза не покончила с собой, но на всю жизнь осталась инвалидом.

В 2014 году в той же ЮКО во дворе собственного дома повесилась школьница. Она оставила предсмертную записку, из содержания которой было понятно, что довела девочку до самоубийства учительница, которая публично избила ребенка и плюнула ей в лицо. Для подростка эта ситуация стала фатальной, девочка не смогла найти в себе силы пережить позор. Учительницу осудили, приговорив к двум годам лишения свободы, но только ребенка уже не вернуть.

Ежегодно в мире добровольно уходит из жизни более трех тысяч детей и подростков, причем Казахстан в этой печальной статистике занимает лидирующие позиции уже много лет. Часто дети решаются на отчаянный шаг по причине издевательств одноклассников. Как помочь ребенку, как его защитить? Чтобы найти выход из ситуации, нужно понимать причины.

Невымышленные истории

Оля, 13 лет

Меня обзывают и бьют в школе с первого класса. Я не такая, как все, потому что у меня косоглазие. Издевательства одноклассники придумывают все более изощренные. Зимой могут бросить в раздевалке пальто на пол, потоптаться по нему. Один раз приклеили мои сапоги к полу в раздевалке клеем «Момент». Пришлось идти домой по снегу в туфлях. Каждый считает своим долгом сказать мне что-то обидное. Уже нет сил все это терпеть…

Тамерлан, 14 лет

У нас в классе травля происходит над многими. Есть небольшая группка умников, которые считают себя лучше остальных. Я не могу ударить человека – так меня воспитали. Терплю молча травлю… Один раз пожаловался маме, она рассказала учительнице. А та начала разборки в классе. После этого мне устроили темную, со мной все перестали разговаривать, дразнили ябедой. Иногда просто жить не хочется. И не могу перейти в другую школу – в нашем поселке ее просто нет. Мечтаю быстрее закончить школу и уехать учиться в город.

Азима, 17 лет

Вспоминаю свою первую школу, как страшный сон. Одноклассники били меня постоянно, закидывали на улице палками и камнями, стараясь попасть в голову. Однажды мальчишки словили меня, затащили в свой туалет и там раздели. О том, что было дальше, не хочу вспоминать. Я пришла домой в разорванной одежде, заплаканная. На следующий день мама забрала мои документы из той школы. В новой школе тоже было не очень хорошо, но там хоть так не издевались.

Камиль, 15 лет

Меня невзлюбила учительница младших классов. Я у нее был просто козлом отпущения, на котором можно было сорвать злость. Ну и одноклассники сделали меня мальчиком для битья. Их раздражало то, что я хорошо учусь, не курю. Однажды в 6 классе кто-то справил нужду в мой портфель. После этого был скандал, директор пригрозил выгнать из школы зачинщиков издевательств. Мне устроили бойкот, но хоть перестали открыто унижать. Потом как-то все немного успокоилось.

Мифы и реальность

  1. Травля есть везде, это нормальный этап взросления
    Ничего нормального в издевательствах нет и быть не может. Упиваются своей властью над слабыми и безнаказанностью лишь единицы, то есть зачинщики. Остальные молча поддерживают, потому что боятся оказаться в роли жертвы.
  2. В издевательствах виновата сама жертва, и ее будут травить везде
    Таким образом взрослые часто пытаются снять с себя вину, но это не так. Почву для издевательств подготавливают взрослые: учителя и родители. Их бездействие и молчаливое согласие (а иногда и инициатива) становятся причиной травли.
  3. Травля детей, которые чем-то отличаются от остальных
    Травить могут любого ребенка, в этой ситуации даже не закреплены роли. Обидчик может в какой-то момент из преследователя превратиться в жертву, если появится более сильный лидер, который захочет его «опустить».
  4. В травле есть только две ключевые фигуры: преследователь и жертва
    Зачинщики в большинстве случаев на самом деле издеваются над другими, чтобы скрыть собственную слабость. Им нужна группа поддержки – свидетели. Эти пассивные участники тешат самолюбие преследователей. Но они тоже являются участниками ситуации и привыкают жить по принципу «моя хата с краю». Жертва обычно ненавидит свидетелей даже больше самого обидчика, потому что они могут в любой момент ударить в спину. Это действительно опасные своей трусостью люди. В этой роли могут выступать как одноклассники, так и школьные учителя.

Комментарии специалистов

Арсений Павловский. Клинический психолог, детский психотерапевт, участник и организатор социальных проектов:

«Учителя часто становятся если и не инициаторами травли, то ее активными участниками. Происходит это потому, что они не могут или не хотят до конца разобраться в ситуации. К примеру, учителя раздражает ребенок, который не вовремя готовится к уроку, опаздывает. И он начинает ругать ученика. А причиной такого поведения может быть травля одноклассников. Получается, что педагог подключается к этой травле.

Не стоит и оправдывать обидчиков, виня в этом жертву. К примеру, совершенно деструктивной станет линия поведения, когда учитель говорит: «Плохо, что над тобой издеваются. Но ведь ты сам виноват – ты ведешь себя не так, как остальные. Тебе нужно к психологу». Ребенок может начать думать, что он действительно ненормальный, что он сам виноват в своих бедах. Это дополнительный удар. Особенно это опасно для детей с отклонениями – к примеру, с аутизмом.

Нельзя и пытаться действовать «кнутом» – начать просто наказывать преследователей. В этом случае обидчики только еще больше обозлятся на жертву за ябедничество. Исключением являются случаи, когда взрослый становится свидетелем издевательств. В этом случае молчать недопустимо – дети воспримут это как одобрение.

Я рекомендую решать вопрос путем открытого диалога с детьми. Как правило, большая часть класса не участвует в травле, но молчит, потому что боится. Им не нравится ситуация, но они предпочитают не вмешиваться. А зачинщики считают, что они запугали большинство. Если же дети выскажут свое мнение против, то и травля прекратится».

Игорь Марценковский. Главный детский психиатр Украины Министерства охраны здоровья Украины:

«Изгоями часто становятся дети с первазивными нарушениями развития, которых в нашем обществе становится все больше. Они не могут быстро адаптироваться к ситуации, им не хватает гибкости. Этой своей непохожестью на остальных, неумением приспосабливаться дети с проблемами развития вызывают агрессию и у сверстников, и у учителей. Получается ситуация, аналогичная поведению звериной стаи. И здесь один выход – нужно учить детей толерантности, прививать им это с рождения. К сожалению, наше общество пока недостаточно терпимо к тем, кто чем-то отличается от большинства.

Если возникла проблема, то не стоит начинать с карательных акций. Можно действовать через классных авторитетов, то есть неформальных лидеров – они могут легко решить любую проблему. При правильном подходе с детьми вполне реально договориться. Но лучше вообще не ждать конфликта, а своевременно проводить профилактику. Этим должны заниматься и родители, и учителя».

Мария Завалишина. Психолог-консультант, специалист центра «Перекресток», руководитель направления «Групповая работа с подростками»:

«Я всегда с интересом наблюдаю за преследователем жертвы. Обычно в этой роли выступает подросток, который оберегает свою сложившуюся среду обитания, свою систему. Он может быть на самом деле вовсе и не плохим парнем. Но когда кто-то нарушает его эмоциональный комфорт, то он начинает защищаться таким вот негуманным способом. К примеру, у кого-то неприятно пахнет изо рта, он неряшливо или бедненько одет – преследователь начинает травить жертву, старается сделать из него изгоя, чтобы как-то отгородиться.

Поэтому я для себя сделала вывод, что не стоит пытаться выступить в роли третейского судьи и не нужно наскоком выяснять, кто прав, а кто виноват. И уж ни в коем случае нельзя никого из сторон конфликта открыто гнобить – это только усугубит ситуацию. Начать беседу лучше с зачинщиком – нужно выяснить, что именно он защищает и почему именно этот ребенок (жертва) попал в поле зрения. С жертвой тоже нужно работать, чтобы найти выход из ситуации. Желательно подключать к диалогу и родителей ребенка. Но никогда не нужно сразу оценивать ситуацию и считать, что в ней все понятно».

Марина Михайловна Кравцова, автор книги «Дети-изгои»:

«Изгоями чаще становятся дети с физическими изъянами, слабые, неопрятно одетые, не умеющие найти общего языка со сверстниками. И есть еще 2 категории, которые, по сути, являются полной противоположностью: дети со слишком низкой или завышенной самооценкой. То есть причиной могут стать как необоснованные амбиции, так и полное их отсутствие.

Неприятие тоже бывает разным. Это может быть откровенная травля с издевательствами, полное игнорирование или просто неприятие. Очень часто детей отталкивает внешность – об этом следует обязательно помнить родителям. Ябеды тоже частенько попадают в опалу. И в этом тоже обычно виноваты родители.

Словесно обижать и обзывать могут любого ребенка. Нужно научить его противостоять нападкам. На них можно не реагировать вообще, потому что обидчик старается спровоцировать жертву на конфликт. Можно отвечать тем же – обычно нападающий не ждет отпора и тушуется. И самое главное – не следует позволять собой манипулировать. В каждом конкретном случае нужно выбирать тактику в зависимости от ситуации».

Каждый ребенок должен чувствовать поддержку взрослых, он не должен бояться рассказать о своих проблемах. А задача взрослых – правильно помочь, не усугубить ситуацию.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x