Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Психосоматика: когда болезни от грусти

Психология

Леночка заботливо укладывает в сумку любимую  куклу: девочке 8 лет, но она не первый раз собирает вещи в больницу — теперь гастрит они поедут лечить вместе… А вы никогда не задумывались, что если обычная  в общем-то болезнь  не проходит при вполне адекватном лечении или периоды затишья сменяются новыми и новыми эпизодами заболевания, то виной может быть не только иммунитет, на слабость которого, конечно, так легко сослаться, и не равнодушие медиков, которым тоже достается в таких случаях, а нечто совершенно другое?

Психосоматика и болезни

Когда речь идет о взрослом человеке, то фраза «все болезни от нервов», в принципе, нередко  вспоминается, но вот когда болен  ребенок, многие скажут: «ну какие  у него могут быть проблемы?!»  Но как бы ни было трудно в это  поверить, есть огромный перечень заболеваний, которые могут развиваться даже у самых маленьких, именно из-за конфликтов, лежащих в психической сфере.

Казалось бы, вполне обычное заболевание — гастрит. Но если вы тщательно следите за соблюдением ребенком диеты, выполняете все другие предписания докторов, и тем не менее звучит очередная жалоба «животик болит», от которой уже просто опускаются руки, вероятность того, что причина заболевания вовсе не в органах пищеварения, очень и очень велика.

В детских поликлиниках 25-40% обратившихся за помощью детей страдают именно такими болезнями — симптомы заболевания прослеживаются, есть и функциональные нарушения, а органических изменений нет. Узкая специализация врачей имеет весьма нежелательный эффект при подобных проблемах — гастрит «лечит» гастроэнтеролог, бронхиальную астму — пульмонолог, а экзему, конечно, аллерголог. Пройдет немалое количество драгоценного времени, пока ребенок попадет к психологу.

Где собака зарыта?

Такие заболевания  называются психосоматическими. Причина болезни — внутреннее напряжение из-за того, что какая-то психотравмирующая ситуация не находит выхода. Возникающий конфликт становится настолько невыносим для ребенка, что организму легче проявить эту проблему в сферу материального, видимого для окружающих. Что-то спрятанное глубоко внутри — плохое, непонятное и неприятное — выходит наружу, принимая вид актуальной и такой обычной, «нормальной», проблемы — гастрит, бронхиальная астма, частые ангины, респираторные заболевания, атопический диатез или экзема.

Выгода, получаемая от этого, налицо

  • Окружающие  вынуждены заботиться, жалеть, утешать  — малыш наконец-то получает именно  те эмоции, которых ему недостает;
  • Требуется принимать  меры — искать нужного специалиста,  медикаменты, водить ребенка на  обследования, а значит, мама или папа, а еще лучше оба, не станут, наконец, считать столь важной свою работу, а найдут время и для ребенка. Как вариант — может произойти примирение родителей, находящихся в разводе или просто в ссоре;
  • Обострение  заболевания связано с постельным или просто домашним режимом — значит, есть возможность хотя бы какое-то время не посещать детский сад, школу или «любимый» кружок;
  • Внутренний  конфликт при развитии внешних  симптомов заболевания сглаживается, организм как бы отвлекается, ему тоже теперь есть чем заняться, кроме переживаний и печали.

Трудно  сказать, сколько  больниц пришлось бы пройти еще Леночке, если бы при очередной  госпитализации врач не обратил внимания на лежащие на ее кровати рисунки  и не догадался  организовать консультацию психолога. Распутывая клубок проблем, психологу удалось узнать, что «черный человек», который фигурировал на всех рисунках, не кто иной, как отец, которого девочка и любила, и боялась одновременно. Первый класс оказался для ребенка слишком большой нагрузкой, она изо всех сил стремилась соответствовать ожиданиям родителей, но всему есть предел: ее организм выбрал самый простой для себя выход из сложной ситуации — болезнь.

Ничего  не вижу, ничего не слышу…

Самая большая  проблема — нежелание родителей признать, что у ребенка действительно назрел серьезный психологический конфликт. Понятно, что гораздо легче обвинять врачей, экологию, да что угодно, главное не себя. Почему же примеры, когда у взрослого человека «на нервной почве» поднимается давление, обостряется язвенная болезнь, развивается экзема, а порой и инфаркты или инсульты, воспринимаются родителями убедительными и уместными?

Требовать внимания и жалости к себе мы готовы, а как же дети? Речь не идет о нелюбви к ребенку: любовь и умение проявить ее — это разные вещи. Тем более что во многих случаях язык не поворачивается упрекнуть родителей — совершенно очевидно, что они хотят как лучше. Однако умение строить отношения с сыном или дочерью, не искажая и не травмируя личность ребенка, это подлинное искусство. И нет ничего зазорного в том, чтобы признать ошибки и начать их исправлять, ведь от этого зависит здоровье самого важного для вас человека.

Диагностику детского заболевания в таких случаях  осложняет и то, что болезнь  развивается, когда ситуация, травмирующая психику ребенка, повторяется из раза в раз или вообще является постоянной. В случае действия очень сильного, но однократного стресса, ребенок склонен к другим реакциям — типичным неврологическим. Из-за этого постоянства родители ничего и не замечают, все кажется довольно обыденным, «нормальным».

Откуда  что берется?

Выделяют четыре наиболее распространенных типа воспитания, которые могут провоцировать  психосоматические заболевания.

«Золушка». Такой ребенок  лишен внимания. В крайних случаях над ним издеваются, может применяться и физическое насилие. В более мягком варианте его просто сравнивают с другими детьми, и всегда это сравнение оказывается не в его пользу. Постоянная критика от самых близких малышу людей приводит к острому чувству неполноценности, ведь он верит в то, что слышит, и некому объяснить, что взрослые бросают обвинения только по причине собственных проблем… Часто по типу «Золушки» воспитывают тех детей, беременности которыми родители восприняли как нежелательные.
И среди таких детей наиболее распространены психосоматические болезни.

«Кумир  семьи». Если первое, что вы слышите от родителей, — это  доказательства гениальности их ребенка, то, скорее всего, речь идет о типичном примере «кумира семьи». Дети эти  избалованы, в них очень сильно развито стремление лидировать, но при этом они не умеют устанавливать дружеские отношения со сверстниками, поэтому лидерские качества в нужном «кумиру» объеме не реализуются. Отсюда — неудовлетворенность, ведь окружающие не всегда понимают, почему «я у мамы самый-самый!»

Гиперопека. Родители, воспитывающие  ребенка по этому типу, неуемны  в своем стремлении контролировать каждый детский шаг. У большинства  детей со временем развивается чувство  неполноценности: они не привыкли обдумывать поступки, принимать решения, а рано или поздно жизнь вынуждает это делать. Реже ребенок решается на протест, что тоже не способствует гармоничному сосуществованию с родителями. Такая мама приходит с длинным списком жалоб и  вопросов и оскорбляется до глубины  души, когда врач, вместо того чтобы отметить ее заботливость, советует дать ребенку больше свободы.

Гипоопека. При гипоопеке  о воспитании говорить вообще неуместно — оно практически отсутствует: ребенок  предоставлен самому себе. Только болезнь  иногда позволяет хотя бы на время привлечь к себе столь необходимое ему внимание.

Где тонко, там и рвется

Есть две теории о механизме развития подобных заболеваний. Основоположник психоанализа Зигмунд  Фрейд считал, что при психосоматических  заболеваниях страдают те органы, которые наиболее связаны с источником психологической травмы. Так, если у ребенка часто болит горло, его беспокоят ситуации, в которых он не имеет возможности высказывать свое мнение или это противоречит общепринятым нормам. Если часто развивается отит, то проблема в нежелании что-то слышать, может быть, чрезмерную критику от родителей или неприятие сверстников.

На сегодняшний  день принята более сложная теория: при действии психологической проблемы удар приходится на те органы, которые  наиболее уязвимы, как говорят в народе, где тонко, там и рвется, то есть реализуется генетическая предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Как правило, психосоматическая  болезнь развивается параллельно  с началом какой-то травмирующей ситуации. Это может быть и понятная всем проблема — например, ребенок испугался напавшей собаки или папа ушел из семьи. Но бывают и более сложные для диагностики случаи — ребенок неуютно чувствует себя в детском коллективе, ему плохо, но он не может объяснить это родителям. Или, казалось бы, такое радостное событие — в семье появился еще один ребенок. Все любуются младенцем, говорят только о нем. Да и сам ребенок так долго его ждал, что теперь пребывает в смешанных чувствах: он и хотел бы, да не может высказаться, что совсем не на такие перемены рассчитывал. Как привлечь внимание мамы, которое совсем недавно безраздельно принадлежало только ему? На помощь приходит болезнь.

Но это далеко не симуляция — все симптомы малыш  действительно испытывает, просто избавляться  от них нужно, в первую очередь исцеляя его душу, а не тело. Нельзя сказать, что, вскрыв источник проблем, можно  сразу же избавиться и от болезни. Это, конечно, не так. Но во всяком случае становится очевидным направление, в котором нужно двигаться. Это  не таблетки, сложные медицинские манипуляции и больничные стены, а налаживание отношений в семье, помощь ребенку в адаптации к детскому коллективу, повышение самооценки ребенка, его веры в собственные силы.

Как в диагностике, так и в лечении, очень помогают игры, рисование. Часто все это оказывается довольно затруднительным для семьи, в которой ребенок уже долго страдает психосоматическим заболеванием. В этом случае нужно обратиться к профессиональному психологу. Но знаете, как чаще всего отвечают сами дети на вопрос «почему ты болеешь?» Очень трогательно — «от грусти»… Поэтому родителям все же стоит приложить все силы для решения проблемы, ведь грусти не место в детском возрасте!

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x