Ребенок в 11 месяцев

Пролетел первый год жизни, и малыш так многого достиг за этот год, так преобразился, что ни один последующий период жизни не способен сравниться с этим самым первым годом. Двенадцатый месяц – последний грудничковый месяц: по классификации только ребенок до года относится к грудничковому периоду, хотя кормления грудью сейчас рекомендуют продолжать и после этого возраста. Впереди – так называемый возраст раннего детства — от 1 до 3 лет.

Словно предчувствуя такой ответственный юбилейный этап, малыш делает большой прорыв именно в этом двенадцатом месяце. Большинство детишек именно сейчас начнут делать первые шаги, а у некоторых появятся и первые самые настоящие слова.

В этом возрасте увеличивается время бодрствования малыша – он способен не спать от 2,5 до 5 часов подряд. Это дает большие возможности для организации занятий с ним, построения более удобного для всех членов семьи режима дня, но и создает некоторые трудности для мамы, если она одна целый день должна управляться с малышом. Он уже очень активен, просто находиться рядом с мамой и наблюдать за ее хлопотами по хозяйству ему не интересно, он требует внимания и деятельного общения. Не выход помещать непоседу в манеж. Во-первых, он очень быстро начнет протестовать, и тут либо придется пойти на поводу его слез, что может закрепить реакцию «поплакал – сделали то, что хотел», либо, выдерживая характер, травмировать нервную систему ребенка, да и свою, конечно, тоже. Манеж для годовичка – место уже не подходящее. Активность ребенка очень велика.

Именно с недостаточной реализацией ее чаще всего и связан кризис первого года жизни, когда малыш строит большие планы, многого хочет, но практически ничего из этого у него пока не получается. Так хочется добраться до волшебной маминой косметички или папиных инструментов, а взрослые перехватывают, когда цель была так близка, говорят «Нельзя!» и убирают сокровенные вещички еще дальше! Как тут не заплакать? Нужно приложить фантазию, чтобы не просто останавливать малыша в его незаконных действиях, но и заранее прогнозировать их.

Достижения ребенка на двенадцатом месяце: что умеем?

— Уже самостоятельно стоим
— Можем сделать несколько самостоятельных шагов
— Знаем, как использовать некоторые вещи по назначению, например, телефон, носовой платок, пульт для телевизора
— Капризничаем, если что-то не получается
— Способны проявлять чувство юмора
— Почти все понимаем, что нам говорят
— На картинках узнаем и показываем различные предметы, животных
— Говорим несколько слов.

Когда родителям ребенка нужно насторожиться

Если про все предыдущие месяцы в этом разделе мы действительно обсуждали признаки, при которых родители должны насторожиться, то применительно к годовалому возрасту хочется в первую очередь предостеречь мам и пап от излишних ожиданий. Многим кажется, что чуть ли не в первые минуты после исполнения двенадцати месяцев малыш уверенно пойдет ножками, заговорит и проявит прочие чудеса сообразительности. Пожалуйста, не торопитесь! Как весеннее тепло не обязательно приходит первого марта, так и малыш не обязан внезапно повзрослеть с исполнением годика.

Всегда есть допустимые колебания для определения сроков появления у малыша каких-либо навыков.

Все же можно выделить такие настораживающие признаки:
— Ребенок не может сделать несколько шагов, даже если взрослый держит его за обе ручки
— Малыш не ползает на четвереньках
— Не удерживает игрушку в руке, не протягивает ее взрослому
— Не произносит никаких слов, даже упрощенных – ав-ав, бам-бам, ту-ту, не выполняет простейшие просьбы, не прислушивается к звукам музыки.

У врача

В годик обязательно нужно будет посетить поликлинику. Наверное, впервые малыш переступит порог знакомого уже кабинета своими ножками, и врач вместе с вами порадуется первой годовщине и всем достижениям. Педиатр обследует ребенка, произведет положенные измерения, даст направления на анализы мочи, крови и для посещения узких специалистов. Если все в порядке, то после годика посещать поликлинику нужно будет реже: один раз в квартал.

Цифры

За этот месяц малыш вырастает на 1 см. и прибавляет в весе 400 грамм. В среднем в годовалом возрасте дети имеют массу около 10,5 кг, рост около 75 см. Окружность головы примерно 45 см, а грудной клетки – 48 см. Важно, что окружность груди больше, чем головы – нарушение этого соотношения может быть диагностическим критерием для некоторых неврологических заболеваний.

Поиграем?

Начиная с годовалого возраста, половые различия будут прослеживаться и в играх, и в одежде, и в поведении. Препятствовать этому, конечно, не нужно, как и паниковать, если девочка слишком увлечена машинками, а мальчик куклами. Время все расставит по местам, а сейчас для домашних игр все эти игрушки вполне допустимы для ребенка любого пола. Хорошее времяпрепровождение — разыгрывание коротких сценок с помощью игрушек. При этом можно учить малыша эмоциональной окраске различных действий: кукла заболела, ей грустно, Миша пришел и пожалел ее, стало веселее, все рады.

Сейчас нужно не просто давать инструкции ребенку, а обязательно раскрывать и мотивацию: объяснять, почему нужно поступать именно так. Например, «пойдем, помоем ручки, потом будем кушать» или «сейчас найдем подходящие штанишки, кофту, наденем их и пойдем гулять». Потом нужно подчеркнуть результат: ручки стали чистые, на улице не мерзнем, тепло. Вообще любой результат нужно воспринимать эмоционально. Позвольте ребенку самому поставить последнее колечко на пирамиду, а потом вместе полюбуйтесь, какая она большая, похлопайте в ладоши, можно и попрыгать. Все это приучает идти к цели и получать удовольствие от ее достижения.

Обязательно нужно развивать мелкую моторику — движения пальцев рук. Как известно, это хорошо стимулирует развитие речи и вообще интеллектуальных способностей малыша. Подойдут и специальные пальчиковые игры, когда малыш пытается пальчиками изобразить какое-то животное или действие, и просто различные занятия, где задействованы мышцы кисти. Например, нанизывание на нить крупных макарон, лепка, игры с мозаикой, перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую: брать их нужно тремя пальчиками — большим, указательным и средним. Только помните, что соблазн попробовать все на зуб по-прежнему велик, а значит, нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.

Наиболее продвинутые родители, наверное, наслышаны о так называемом «кризисе годовалого возраста». Нельзя отрицать, что такое явление существует. Но если помнить о главной его причине — несоответствие между тем, что ребенок умеет и тем, что ему хотелось бы делать, то можно если не избежать его появления, то хотя бы смягчить протекание. Старайтесь свести к минимуму число запретов, оставив только то, что действительно опасно или значимо для вас. И больше общайтесь с ребенком, развивайте его, чтобы он быстрее заговорил, побежал… Случится все это не сразу, но ведь случится же! Так что запасайтесь терпением!

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz