«Не такой как все»

Самое важное для большинства родителей – здоровье их детей. Когда выясняется, что ребенок болен и переходит в разряд так называемых «детей с ограниченными возможностями», родителям бывает сложно принять этот факт. В какой-то момент перед ними встает сложная дилемма: в какую школу отдать ребенка, в общеобразовательную или специализированную? Как не ошибиться в выборе, подсказывают заведующая реабилитационным центром, психолог ННПЦ КП (Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики) Джангельдинова Зауре Болатовна и заведующая республиканской ПМПК (Психолого-Медико-Педагогическая Консультация), кандидат психологических наук Ерсарина Алия Касымхановна.

ЭЗ: Зачастую родители в такой ситуации отказываются отдавать ребенка в специализированную школу. В чем причина? Ведь известно, что дети могут испытывать трудности в усвоении программы, рассчитанной на здоровых детей, и в социальной адаптации к общеобразовательной школе.

Зауре Болатовна: Возможно, родителям бывает трудно принять тот факт, что их ребенок «не такой как все». Но, в специализированной школе для детей с особыми потребностями созданы оптимальные условия. Когда решается вопрос, где такой ребенок будет обучаться и как будет складываться его дальнейшая судьба, мы должны исходить из его интересов.

ЭЗ: Если ребенок уже учится в общеобразовательной школе и при этом испытывает трудности, чем ему можно помочь?

— В первую очередь, конечно, родители должны верить в своего ребенка. Я всегда объясняю родителям, что для ребенка очень важно, чтобы в него верили, и тогда он обязательно справится со всеми трудностями!

Я занималась с двумя детьми, у которых были определенные психологические проблемы. Сегодня один ребенок уже перешел в 3 класс частной школы. До этого он поменял одну школу. Второй ребенок достаточно успешно учится в 5-м классе казахско-американской школы. Мы осуществляли психологическое сопровождение этих детей, особенно — в первые месяцы обучения.

Если возникали какие-то сложности, то мы выезжали в школу и разговаривали с педагогами: объясняли, как в данной ситуации можно помочь ребенку, какие условия необходимо для него создать. Если у педагога есть дар и он принимает тот факт, что у ребенка есть какие-то свои особенности, тогда вероятность того, что ребенок адаптируется в школе, достигает 80-90%.

ЭЗ: Что вы имеете в виду под психологическими проблемами?

— Речь идет о детях, у которых есть трудности в коммуникации, в выстраивании межличностных отношений с окружающим миром. Это трудности в сфере поведения, эмоционально-волевого развития, что в свою очередь может являться препятствием для успешного обучения в школе.

ЭЗ: У нас в Казахстане существует инклюзивное образование?

— Система инклюзивного образования сейчас проходит стадию становления. В нашем центре в 2005-2007 гг. был проект по предоставлению социальных услуг детям с ограниченными возможностями и их семьям, который осуществлялся совместно с VSO, международной волонтерской организацией, при финансовой поддержке европейской комиссии TAСIS.

Одним из направлений проекта было включение ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. И мы искали родителей, готовых отдать своего ребенка в обычную школу. Мама девочки (назовем ее Светлана) дала свое согласие на то, чтобы ее дочь училась в общеобразовательной школе № 39 города Алматы. У Светланы были определенные двигательные трудности, врачи ставили ей диагноз ДЦП. Девочка с раннего возраста получала комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку в стенах нашего центра: занималась лечебной физкультурой, с ней работал логопед, дефектолог и т. д.

Для начала мы провели социологический опрос в школе, по итогам которого выяснилось, что не все родители здоровых детей были готовы к тому, чтобы такие детки обучались вместе с их детьми. Но, все-таки, мы решили попробовать.

В первую очередь, мы совместно с администрацией школы постарались обеспечить ребенку безбарьерный доступ (пандусы, перила) в школу.

Затем мы провели специальные подготовительные тренинги с учителями и детьми того класса, в который планировалось интегрировать Светлану. В течение месяца представители социальных служб, психолог работали с детьми класса, проводили тренинг по развитию коммуникативных навыков и нравственно-духовных качеств (доброта, терпимость и т. д.) — объясняли им, что у каждого ребенка могут быть свои особенности.

Нам повезло, что учитель этого класса имела диплом коррекционного педагога. Понятно, что когда в классе 25-30 детей, очень сложно говорить о дифференцированном подходе. Но в данном случае педагог сделала все, чтобы осуществить индивидуальный подход к Светлане. Кроме того, девочка продолжала заниматься у педагога по лечебной физкультуре.

Когда период сопровождения завершился, у ребенка и родителей стали возникать различного рода трудности – Светлане было тяжело подстроиться под темп обучения в обычной школе. В конце концов, родители приняли решение, что их ребенку будет комфортнее в специализированной школе. Светлана перешла в школу № 2 города Алматы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

ЭЗ: Где обучаются дети с эмоциона-льно-волевыми нарушениями (нарушениями поведения)?

— Такие дети обучаются как в общеобразовательных, так и в специальных школах. Хочу привести примеры из моей практики. Девочка Даша (имя изменено) обладала высоким интеллектом, но в то же время — значительными поведенческими проблемами. Прежде, чем пойти в школу, ей пришлось поменять 2 или 3 детских сада. Она нигде не могла «прижиться». Но постепенно мы научили ее выстраивать взаимоотношения с окружающими и сейчас она успешно учиться в 3 классе общеобразовательной школы.

ЭЗ: Алия Касымхановна, есть разные способы включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Расскажите об этом подробнее.

— 16 марта 2009 года Министерством Образования РК был утвержден документ: «Методические рекомендации по организации интегрированного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями», в котором оговаривается порядок направления таких детей в общеобразовательные организации. С учетом интересов родителей и по согласованию с органами образования, в образовательной школе могут открываться специальные классы для любой категории детей с ограниченными возможностями.

Существует частичное и полное включение детей в общеобразовательный процесс. При частичном инклюзиве дети учатся по индивидуальной программе, но находятся в общеобразовательной школе и участвуют во всех общешкольных мероприятиях наравне со здоровыми детьми.

Другой вариант: ребенок с ограниченными возможностями может находиться в одном классе со здоровыми детьми. При этом оговаривается, что допускается обучение не более 2-3 таких детей в одном классе.

ЭЗ: Вы сказали, что в общеобразовательной школе может быть открыт специальный класс для любой категории детей с ограниченными возможностями. Каким образом это осуществляется?

— Все происходит в следующем порядке: ПМПК выявляет детей с проблемами развития, устанавливает статус детей с ограниченными возможностями и, учитывая пожелания родителей, как их законных представителей, своевременно предоставляют статистику в городские и областные департаменты образования о том, какое количество детей и где пожелало обучаться.

На основании этих данных департамент образования должен принять решение:
какая именно школа будет принимать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а какая — специализироваться на обучении детей с нарушением слуха и т.д.

Если речь идет о нарушениях опорно-двигательного аппарата, то, соответственно, в школе должны быть построены пандусы, организован подвоз, чтобы даже дети на коляске могли спокойно посещать занятия. Если школа специализируется на обучении детей с нарушениями слуха, то она получает специальную звукоусиливающую аппаратуру, там работают сурдопедагоги. Учителя этой школы повышают свою квалификацию именно по этому профилю.

Опыт специализированного инклюзивного образования в нашей республике уже есть. В школе-гимназии № 65 в Астане организованы классы для детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сначала классы были организованы под давлением общественных организаций. Позднее директор школы прониклась идеей и стала энтузиастом инклюзивного образования.

ЭЗ: Существуют ли сегодня классы для детей с задержкой психического развития (ЗПР)?

— Согласно инструкции Министер-ства Здравоохранения РК, в классы ЗПР сейчас направляются дети только с одним видом психической задержки – церебрально-органического генеза (органическая недостаточность центральной нервной системы). Это наиболее выраженное нарушение, сопровождающееся трудностями в обучении. Но существуют и другие задержки развития. Например, соматогенная задержка развития — это часто болеющие дети. Задержка конституционального генеза, так называемый инфантилизм, когда преобладает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы. Или же задержка психогенная, когда ребенок растет в неблагоприятных социальных условиях.

Такие дети могут обучаться в классе педагогической поддержки. Все дети, поступая в первый класс, проходят предварительное школьное тестирование. К 1 сентября директор уже знает, сколько в его школе «слабых» детей, которых без всяких диагнозов можно объединить в отдельный класс и оказывать им соответствующую коррекционную поддержку.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz