Здравствуйте. У меня две дочери. Разница в возрасте чуть больше года. Старшей – три с половиной, но она осваивает речь на уровне младшей дочери. Врачи говорят, что ничего страшного в этом нет. Но все-таки тревожно. В чем может быть причина задержки развития речи?

Марина, Астана

Малыши растут, и, конечно, больше всего на свете родители ждут, когда же с ними можно будет пообщаться «по-взрослому». Но речь развивается у всех по-разному. Если есть какая-то задержка, мамочки в постоянном ожидании, что вот-вот случится столь долгожданный прорыв. И, соответственно, нервничают, если этого так и не происходит.

Особенно интересны ситуации в семьях, где дети погодки. Чаще всего события в этом случае развиваются следующим образом: вопреки надеждам всей семьи, более взрослый ребенок, наделенный таким почетным статусом, как старший брат или старшая сестра, в речевом развитии почему-то не очень-то и соответствует этому своему титулу. Он упорно продолжает что-то лепетать на своем детском языке. Почему?

Ревность!

Да, это «чудовище с зелеными глазами», как говорили о ревности классики, способно не только среди супругов разлады сеять, но и проникать в нежную детскую душу. Чисто физически мама не может уделять старшему столько же внимания, сколько младшему: смена пеленок, кормления, подмывания и т. д. – так или иначе, но с младшим времени она проводит намного больше. Если старшему и самому-то при этом в районе полутора-двух лет, никакие логические объяснения, что так нужно, что маме пока некогда с ним поиграть, конечно, не подействуют. Он любыми способами будет стремиться обратить внимание на себя. Ребенок может начать мочиться в штанишки, хотя навык хождения на горшок уже был сформирован, отказываться есть самостоятельно и даже учиться разговаривать. Он как бы застревает в лепетной речи и сюсюканье в надежде, что мама вернется. Но только делает это, конечно же, не нарочно, не осознанно. Это игра, но игра не ребенка, а его разума.

Круг общения

Часто погодки воспитываются в семье – их не отдают в детские коллективы. Логика в этом есть: так и удобнее – не нужно в любую погоду по утрам мчаться с грудничком в садик, а потом забирать старшего опять же вместе с ним, несмотря на режим. Да и болеют дети в садиках намного чаще, опять же за маленького неспокойно.

И вроде бы все верно, но с таким подходом у ребенка не оказывается рядом коллектива ровесников с соответствующими интересами и навыками. Зато всегда рядом малыш со своими приемами общения. Бывает, что детки-погодки «спеваются» так, что у них даже появляется общий, понятный только им язык (как у близнецов и двойняшек). В выигрыше в таком случае оказывается, конечно, младший ребенок – он тянется за старшим. А вот старшему достается не самая удачная позиция.

Неоправданно большие ожидания

Если в семье ребенка называют старшим, это совсем не означает, что между ним и братишкой или сестренкой непременно существует разница в возрасте невероятных размеров. К тому же развитие речи – величина не математическая, точно измерить ее нельзя, к тому же порой в этом процессе происходят скачки. Поэтому вполне допустимо, что в определенный момент дети возраста полутора и двух с половиной лет разговаривают практически одинаково. И это довольно распространенная ситуация: ребенок вполне развит, но не оправдывает в речевом развитии ожиданий родителей. Как правило, к старшему в семье предъявляются более высокие требования. И хотя можно проследить определенные тенденции в развитии речи детей-погодок, но этот показатель не из разряда четких категорий. Дети из семей, где растет один-единственный ребенок, тоже развиваются очень и очень по-разному.

Куда бежать?

Иногда задержка речи бывает связана не с нюансами воспитания, а с нарушениями в физиологии. И именно это нужно либо исключить в первую очередь, либо пролечить в случае подтверждения диагноза.

Оценку речи детей дошкольного возраста проводят педиатры, невропатологи и логопеды. Зачем так много специалистов? Педиатр как врач первичного звена, наиболее часто общающийся с ребенком, первым может заметить проблемы и направить на дальнейшие обследования. Невропатолог занимается уже более прицельной диагностикой и медикаментозным лечением, в случаях когда это действительно необходимо (на самом деле таких случаев не так уж и много). Логопед же не способен повлиять на искоренение причин, но может очень даже помочь с практическими рекомендациями родителям в том, чтобы они в домашних условиях стимулировали развитие речи ребенка. Итак, диагностируют задержку речи педиатры и невропатологи.

Можно, конечно, приоткрыть секрет этого процесса: все весьма стандартизировано, и оценка речи проводится по специальной таблице НПР – нервно-психического развития ребенка. Так вот, отдельная строка в таблице кодируется буквой «Р», и она-то и обозначает уровень развития речи.

Так, о ребенке двух лет в таблице сказано: «Пользуется двухсловными предложениями, произносит 300–400 слов».

О ребенке возраста 2,5 года: «Строит предложения из двух-трех слов, пользуется вопросами «где?», «куда?».

А о малыше трехлетнего возраста даже так: «Строит сложные предложения, употребляет вопросы: «зачем?», «почему?», произносит 1200–1500 слов».

Возможно, кого-то эти критерии и испугают, но на самом деле не все так страшно. Ведь это именно одна строка – буква «Р». Если отставание только по ней, а остальные параметры (сенсорные, игровые и двигательные) будут в порядке, никто не будет ставить малышу лишние диагнозы и пичкать его ненужными лекарствами. Просто речь – это первое, на что обращают внимание родители, а специалисты уже вытягивают на поверхность и другие проблемы, которые иногда случаются. Вот тут уже, действительно, придется полечиться.

Действуем!

Независимо от того, вынесет невропатолог диагноз или нет, действовать обязательно надо и самим:
● Прежде всего нужно успокоиться! Дети – самые чуткие существа в мире, и если мамочка с тревогой заглядывая в глаза, по несколько раз в день несчастным голосом спрашивает: «Ну когда же ты у нас заговоришь?», это совершенно точно не поспособствует прогрессу. Скорее наоборот.
● Если старший ребенок пытается перетянуть одеяло на себя, подражая маленькому во всем, значит, в чем-то он чувствует себя обделенным, нужно ему помочь. Покажите, что быть маленьким не так уж и весело: иногда разрешите старшему попозже лечь спать, попросите помочь вам в чем-то, подчеркивая, что малышу этого доверить пока нельзя, постарайтесь иногда оставлять младшего с кем-то, чтобы побыть только со старшим, занимаясь тем, чем он захочет: играть, а иногда и просто посидеть обнявшись. Обязательно рассказывайте в присутствии ребенка бабушкам, дедушкам, знакомым не только о новостях из жизни младшенького. Его перемены действительно быстрее бросаются в глаза, но старшему ведь очень обидно слышать, как все вокруг почему-то восхищаются уменьем просто держать ложку в руках, в то время как его супермашину, нарисованную специально для мамы, похвалить забывают.
● Хорошо бы старшему ребенку создать круг общения с ровесниками – если вариант детского сада пока отпадает, то можно договариваться с соседями о совместных прогулках, ходить в гости, школы развития и т. д.
● Следите за своей речью – большую часть времени дети слышат маму, не сюсюкаете ли вы сами слишком часто? Не коверкаете ли слова? Дети будут называть машину машиной, а собачку собачкой, только если вы говорите именно так, а не «би-би» и «ав-ав».
● Читайте каждый день вслух, размеренно, внятно, никуда не спеша. Аудионяня не заменит живого человека – ребенку нужно не только слышать речь, но и видеть артикуляцию.
● Обязательно позволяйте ребенку всегда высказываться до конца, поощряйте это, задавайте дополнительные вопросы. И не пытайтесь помочь закончить за него фразу, не подгоняйте его во время разговора.
Больше внимания и любви, немного усилий – и разговоры по душам будут не за горами!

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz