Стандарты поведения

Дети, так же как и мы – взрослые, не могут быть абсолютно одинаковыми. Они по-разному развиваются, у них разные характеры и предпочтения. Но при этом у всех нас общее окружающее пространство, и вольно или невольно в любом обществе вырабатываются определенные стандарты. В том числе и своеобразный кодекс правил – что детям делать можно, а что – крайне нежелательно.

Если малыш в колыбельке сосет соску – окружающие взглянут на это с пониманием и даже с умилением, но если с соской во рту ребенка приведут в детский сад – во взглядах будет уже, как минимум, недоумение. А возможно, родителям и вовсе придется выслушать много нелицеприятных комментариев. Есть много таких, вроде бы привычных, но нежелательных линий поведения, которые обозначают словосочетанием «вредные привычки».

А действительно ли это так вредно?

Вопрос неоднозначный. Привычка привычке рознь, и если от настойчивого наматывания по вечерам на палец пряди волос действительно ущерба особого нет, то большинство вредных привычек все же носят свое название не просто так.

Взять банальное сосание пальца. Если в младенческом возрасте ребенок большую часть своего времени проводит в собственной кроватке, понятно, что руки его вполне чисты, и сосание их вряд ли приведет к развитию каких-либо кишечных инфекций. Дети постарше, тянущие в рот все, что находится в свободном доступе, уже серьезно рискуют слишком рано познакомиться с семейством многочисленных вирусов и микробов.

Второй аспект – нарушение прикуса. И исправить его – намного более продолжительное и дорогостоящее для родителей занятие, чем ликвидация гельминтов или последствий знакомства с бактериями. Для ребенка этот процесс тоже непрост – ношение брекетов нарушает дикцию, сказывается на самооценке. При этом практически любой человек с брекетами – это жертва детской привычки сосания пальцев. Кости челюстей ребенка очень податливы, легко меняют свою форму при ежедневной нагрузке, и вот уже новый клиент стоматологу обеспечен.

Кроме того, во время сосания в головном мозге создается определенная доминанта, которая вытесняет собой все остальное – ребенок становится менее восприимчивым к обучению, возникают угроза инфантилизации, задержки в развитии.

Это последнее звено – общее в цепи последствий любых привычек, будь то раскачивание перед сном, грызение ногтей или детский онанизм. В какой-то мере все это – уход от действительности, а как следствие – задержка в развитии.

Но живем мы все-таки не в черно-белом кино. Мир многогранен и многоцветен. Поэтому и привычки эти, такие вредные на первый взгляд, нельзя однозначно объявить врагом номер один и бросить все силы на их ликвидацию любой ценой.
Если копнуть поглубже, выяснится, что не все так просто…

Откуда ноги растут

Понять, почему у ребенка развивается та или иная привычка, глядя на ситуацию со стороны, обычно не так уж и сложно. Достаточно хорошо узнать быт и характер семьи, в которой растет ребенок. По всем миру уже проведено огромное количество исследований, которые подтверждают, что привычка – это не просто какое-то действие, к которому ребенок пристрастился лишь по воле случая. Нет, это необходимая для него манера поведения, которая в чем-то облегчает ему существование. Это то, что успокаивает ребенка, дает ощущение душевного комфорта и защищенности. А значит, ему этого крайне не хватает.

Но опыт психологов, воспитателей и исследователей, позволяющий делать такие выводы, превращается в ничто и становится совершенно бесполезным для отдельно взятого маленького человечка, если наталкивается на родительское непонимание. Именно мамам и папам или другим членам семьи, занятым воспитанием ребенка, нужно понять и принять эти исследовательские выводы: привычки переросла в необходимость, стала потребностью не просто так. Она помогает ребенку с чем-то справиться, и в таком контексте она вредна лишь условно.

Вред он, конечно, есть (или будет), как уже писалось выше. Но вред этот в основном физический. А вот в плане восстановления гармоничного существования ребенка с внешним миром, как ни парадоксально, есть и польза. Ведь именно эти действия – привычные и ежедневные – успокаивают ребенка, примиряют с каким-то стрессовым фактором в его бытие.

Вся наша жизнь – борьба

Осознав, в чем причина возникновения вредной привычки у ребенка, можно более эффективно с ней бороться. Вернее, только осознав это, и можно реально ее искоренить.
Обо всех прочих методах – строгие запреты, наказания, лишение каких-либо обещанных удовольствий, обмазывания горькими средствами в случае сосания пальца, привязывание рук при онанизме – лучше забыть сразу и надолго. Они не просто неэффективны, а напротив – способны лишь усугубить все имеющиеся у ребенка проблемы.

Раз уж привычка развилась у малыша в стремлении обрести душевное спокойствие, то и нужно дать ему это спокойствие. Естественно, это нелегко. На счет «Раз, два, три!» запустить новые взаимоотношения в семье невозможно. Дело это кропотливое. И все же осознание проблемы – это уже огромный шаг на пути к ее решению.

А теперь поговорим об основных причинах детской нервозности:
Гиперопека – когда каждый шаг ребенка контролируется, ему много раз на день повторяют все правила, по которым он должен жить, малейшие неудачи ребенка воспринимаются семьей как катастрофа вселенского масштаба, от него ждут только отличных оценок в школе и т.д.

Противоположная модель – при неприятии ребенка семьей, когда царствуют холодные, отстраненные отношения между ним и родителями, ребенка боятся избаловать, и ему крайне не хватает душевного тепла и телесных контактов.

Действия для помощи малышу могут быть примерно такими:

— Перестаем напоминать ребенку, как дурно он поступает. Ведь если твердить женщине, мечтающей похудеть, о том, что вкусные пирожные – не для нее, желание попробовать их станет лишь сильнее. Поэтому совершенно ни к чему изо дня в день твердить о том, что хорошие мальчики (или девочки) так не делают.

— Объясняем простым языком все возможные последствия. О вреде рассказать, конечно, обязательно нужно, но без фанатизма – не запугивая и не угрожая, а знакомя с реальными фактами.

— Отвлекаем. Если ребенку скучно, он будет развлекать и отвлекать себя сам. В том числе и с помощью своих ритуальных действий типа вредных привычек. Так что времяпровождение должно быть продумано. Энергии нужно давать выход – безопасный, но действенный. Побегать в догонялки, поиграть в снежки, или записать малыша в школу развития – выбор за вами.

— Создаем какую-либо замену. С ребенком старше 3-летнего возраста можно попытаться договориться. Например, условия могут быть такими: каждый раз, кода ему хочется погрызть свои ногти, он может брать лист бумаги и рвать его на мелкие кусочки. Или подарить ему мягкий мяч, который он должен будет сжимать вместо сосания пальцев. Дома родители, а в садике воспитатели должны напоминать ему в случае начала «вредных» действий: «У тебя ведь есть замена».

— Питаем любовью! Телесные контакты очень важны для всех детей, а уж в ситуациях, когда у ребенка какие-то сложности (а развитие вредных привычек говорит именно об этом), потребность в них еще выше. Ребенка нужно буквально «напитывать» ежедневными объятиями и ни в ком случае не скупиться на похвалу.

Торопиться не нужно, привычка ведь сформировалась не за один день, и так же быстро от нее и не избавишься. Терпение и любовь помогут не превращать жизнь в борьбу, а постепенно освобождать малыша из тисков вредной привычки.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz