Леворукость

Левша, как и все необычное, всегда привлекает к себе повышенное внимание. Особенно если это ребенок.

Бывает, что это просто любопытство во взглядах, а может быть и  более навязчивая форма – в виде непрошеных рекомендаций от других, более «осведомленных» родителей.

Ну что же, раз уж детки действительно чем-то отличны от других, придется отнестись к любопытству терпимо, но по части советов лучше, конечно, прислушиваться к профессионалам – ведь не зря же феномен леворукости тщательно изучают и неврологи, и психологи, и педагоги.

Принять как данность?

Первое, что приходит всем в голову при обнаружении в ближайшем окружении левши, – то, что ведь можно и переучиться. Руки-то симметричны, значит, дело всего лишь в привычке! Такой подход очень долго главенствовал в воспитательных методиках множества стран. Педагоги так рьяно подходили к делу, что результаты на первый взгляд действительно были вполне удовлетворительными: дети пусть не сразу, после некоторого периода понуканий, а в ряде случаев и привязывания левой руки, научались более или менее сносно пользоваться правой.

Учитель ставил себе очередной плюсик, а как же ребенок? Исследования показали, что тут-то не все так просто. Последствия переучивания назвали «декстрастрессом» (от dexter – по-латински правый). Выражались они в нарушениях психики, неврозах, эмоциональной лабильности, проблемах с физическим здоровьем.

Естественно, это совсем не та цена, которую стоило бы платить за похожесть ребенка на других. Так что сегодня вопрос о переучивании леворуких детей обычно не стоит. Во всяком случае, на то есть даже законодательная защита – официальные документы Министерств здравоохранения и образования разных стран, в которых оговаривается право на леворукое письмо и охрану здоровья леворуких детей. И если какой-то воспитатель захочет основательно приняться за переучивание ребенка по старинке, приводя примеры из богатой практики, когда все это благополучно завершалось, все же лучше оградить своего ребенка от такого усердия.

Протестируем?

Скажем сразу, что до 3–4-летнего возраста не нужно делать никаких однозначных выводов: дети вполне могут пользоваться то одной, то другой рукой при выполнении различных задач. Настаивать, приучать их что-то делать именно правой рукой не стоит, пусть пробуют, выбирают, доминантная часть тела обязательно проявит себя.

Начиная с 5 лет, наблюдая за ребенком и отмечая, какой руке он отдает предпочтение в игре (бросает мяч, держит пистолет), во время еды, при самообслуживании, уже можно отнести его к праворуким или леворуким.

Для определения ведущей руки у взрослых применяется опросник Аннет: в нем 12 вопросов по разным сферам деятельности (какой рукой мы вставляем нитку в иглу, расчесываемся, режем хлеб и т.д.). По результатам выявляется либо леворукость, либо праворукость, либо амбидекстрия (способность пользоваться обеими руками одинаково).

Не все левши – «настоящие»

Интересно, что быть леворуким и быть левшой – это не одно и то же. Для левшей характерны не только ведущая левая рука, но и доминантный левый глаз, ведущее левое ухо. Если дело только в доминировании руки, в таких случаях переучивание иногда не заканчивается тяжелым стрессом для ребенка, так как доминирование правого полушария не полное. Только в случаях полного доминирования левой половины тела человека можно назвать его настоящим левшой, и только в этом контексте к нему целиком применимы все характеристики такого типа людей.

Поэтому требуется выявить еще и ведущий глаз: дайте ребенку бумагу с проделанным в ней отверстием диаметром около 2 см и наблюдайте: какой глаз вы увидите в отверстии (каким он будет смотреть на мир через дырку в бумаге) – тот и ведущий.

Для взрослых используется другой, более точный тест: нужно выбрать объект и посмотреть на него через карандаш или ручку. Если затем зажмурить один глаз, то покажется, что карандаш сместился относительно объекта. Если зажмурить другой – все останется на месте. Ведущий глаз – тот, при закрывании которого происходит смещение.

Чтобы определить ведущее ухо, попросите ребенка поднести к уху часики и послушать, как они тикают, или понаблюдайте, как он разговаривает по телефону. Также можно провести эксперимент: посмотреть, каким ухом ребенок повернется к вам, когда вы очень тихо говорите или в случае неожиданного или интересного звука.

Прогрессия налицо?

Если взглянуть на статистику, то окажется, что на сегодняшний день леворуких людей насчитывается намного больше, чем раньше. Сейчас это 8–12% населения против 3–4% в 70-е годы прошлого столетия. С чем связан такой рост? В основном – больше с «легализацией» леворукости, нежели с действительным увеличением количества левшей. Детей сегодня очень редко переучивают, а главное, им не внушают, что они «неправильные», вот и остаются они в своем заложенном природой статусе, в том числе и на статистических выборках.

Как помочь ребенку, и нужна ли ему помощь?

Помощь таким детям все же нужна. Во-первых, по данным многочисленных исследований, дети-левши (впрочем, и взрослые тоже) более склонны к негативным оценкам окружающего, они менее устойчивы эмоционально, менее открыты.

— Психология

Возможно, не последнюю роль в формировании такого характера играет окружение: начать хотя бы с того, что почти во всех языках «левый» – это синоним чего-то не столь привлекательного, как правый (однокоренные слова – правдивый, праведный).

И эту установку в сознании ребенка нужно менять: ни при каких обстоятельствах не окрашивать его особенность в негативные тона. Да, с таким ребенком нужно будет больше заниматься, причем даже после этого он, вполне вероятно, будет демонстрировать не такой красивый почерк и не столь быстрое чтение, как другие. Но это просто принимается как данность, и все. Старайтесь избегать высказываний типа «Вот, приходится с тобой возиться…».

— Письмо

Сложностей с письмом у левшей много: во-первых, при обычном расположении руки и тетради левая рука сразу же закрывает только что написанное, и это, конечно, очень неудобно. Поэтому тетрадь надо располагать с наклоном не влево, как обычно, а вправо. Наклон написанного при этом будет либо вертикальный, либо левосторонний, ничего, окружающие привыкнут.

Вторая сложность – с самим написанием букв: безотрывная техника для левши не годится. Существуют специальные прописи для таких детей, где точкой указано, откуда нужно начать, и стрелками – куда двигаться далее. Очень желательно такие прописи раздобыть и на первых порах ими пользоваться. Однозначно, требования к почерку и скорости письма для ребенка-левши должны быть менее строгие, чем к остальным детям, об этом нужно переговорить с педагогом. Есть и особенность в освещении рабочего места: свет должен быть установлен справа.

— Зеркальное восприятие

Ребенку-левше сложно запомнить ход движения часовых стрелок, отсюда трудности с определением времени по циферблату. Сложно уловить ему и сами понятия «право-лево», иногда и «выше-ниже».

Тут помогут регулярные тренировки и упор на сферу чувств: для левши очень важны зрительные и тактильные ощущения. Таблицы, раздаточный материал в виде карточек, игровая подача информации очень облегчат жизнь маленькому ученику-левше.

— Техника

В быту леворуких людей подстерегают свои сложности. Взять хотя бы обычные ножницы – инструмент этот не так симметричен, как кажется на первый взгляд. Если пользоваться ими левой рукой, лезвие закрывает линию разреза, так что для аккуратной работы стоит поискать специальные ножницы не только с удобным захватом, но и со специально перевернутыми лезвиями. То же и с работой на производстве: многие виды техники ориентированы на праворуких людей, из-за чего у левшей чаще бывают и бытовые, и производственные травмы. Пока остается только актуализировать этот вопрос, придавать ему большую огласку, чтобы производители оборудования учитывали этот момент.

О плюсах

К счастью, не обошлось и без них! Все сложности, связанные с доминированием правого полушария мозга, имеют и свою обратную сторону. Ведь именно это полушарие отвечает за ассоциативное мышление, а значит, высока вероятность встретить среди левшей человека творческого, креативно мыслящего, любящего созидать что-то новое, но не путем логических размышлений, а просто по велению души – часто это художники, писатели, режиссеры, артисты.

Несомненное преимущество имеют левши и в некоторых видах спорта. За счет того, что на тренировках спортсменам чаще приходится иметь дело с праворукими партнерами, при соревновании с левшой им приходится туго – в боксе, бейсболе, рукопашном бою, в фехтовании.

Расположение клавиш на англоязычной QWERTY клавиатуре также более удобно левшам: наиболее часто используемые знаки находятся именно слева.

Немало среди левшей и знаменитостей. Это Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна д’Арк, Наполеон, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Билл Гейтс, Гарри Каспаров, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пикассо, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Том Круз, Сильвестр Сталлоне и многие другие.
Так что есть к чему стремиться!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *