Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Секреты воспитания

чтобы ребенок вырос уверенным Психология

Я несколько лет проработала воспитателем в частном детском саду. Садик этот не простой, его посещают дети обеспеченных алматинцев и проживающих в нашем городе иностранцев. Все старшие преподаватели – англоязычные иностранцы. В группах дети перемешаны – русскоязычные, англичане, американцы, французы, турки, корейцы и многие другие.

Поначалу все ребятишки казались одинаковыми. Дети – они и в Африке дети. Но чем больше времени я с ними проводила, тем очевиднее была разница. Со временем в моей голове выстроились вопросы, на которые мне непременно нужно было знать ответы. Ну почему их дети другие? Почему они более спокойные, почему, проиграв в игре, они не закатывают истерики, как наши дети? Почему они могут сами одеться и раздеться, а нашим почти всегда нужна помощь? И наконец, почему у них другой взгляд: спокойный и уверенный?

Что надо делать, чтобы ребенок вырос уверенным в себе

Ответы на свои вопросы, хоть и не на все, я находила при общении с детьми и с их родителями за то короткое время, когда детей приводили и уводили из садика. Я наблюдала за тем, как мамы и папы разговаривают со своим чадом, какие слова используют, и какие в целом у них взаимоотношения. Благодаря ежедневному общению со взрослыми преподавателями-иностранцами я могла понять плюсы и минусы их воспитания. Для себя отметила: в большинстве своем их дети растут незатюканными, уверенными в себе и в результате становятся самодостаточными личностями. Не спорю, и в их воспитании есть упущения и недостатки. Я ни в коем случае не утверждаю, что наши малыши хуже или лучше. Они просто другие: более старательные, чувствительные, я бы сказала, что они более душевны и даже духовны. Но вот уверенности в себе им зачастую не хватает.

Работа в этом необычном детском саду многому меня научила и на многое открыла глаза. Я хочу поделиться всем тем, что увидела и что затронуло мою душу. С чем-то вы, уважаемые читатели, согласитесь, а что-то вызовет у вас протест, но я буду рада, если вы задумаетесь, как отражаются те или иные ваши поступки на психике вашего ребенка. И что нужно сделать, чтобы наши дети не только были воспитанными и уступали место пожилым людям в автобусе, что, несомненно, правильно и важно, но и чтобы они не потеряли себя на трудном жизненном пути, и остались целостными личностями, идущими по жизни с поднятой головой. В общем, описываю то, что я видела, а вы делайте выводы.

Мы

«Наши» привели 4–5-летнего ребенка в детский сад после каникул. Все дети отвыкли, и это для них первое посещение – стресс. Вот как справляются с этим наши родители.

Первый вариант. Сначала подолгу уговаривают чадо не плакать, после нескольких минут уговоров их терпение истощается, и они начинают злиться. Проявляется это по-разному: грубо срывают с ребенка верхнюю одежду, орут на него, обещают наказать или пугают тем, что «если он сейчас же не перестанет плакать, вообще не придут за ним сегодня». Ответная реакция ребенка – обида, раздражение, злость и страх: малыш в течение дня может несколько раз задать воспитателю один и тот же вопрос: «А за мной сегодня придут?»
Вторая модель поведения: сердобольная мамочка после не возымевших действия уговоров сама ужасно расстраивается и даже плачет. Беспрерывно обнимает и целует ребенка, обещает купить ему все, что он захочет, если он немного побудет в садике. Не в силах оторвать от себя плачущего ребенка и оторваться от него самой, она в поисках спасения жалобными глазами смотрит на воспитателя или няню. Вокруг царит атмосфера уныния и отчаяния.

Они

«Их» дети также отвыкли от сада, и приходят со слезами на глазах. Я наблюдала, как одна мамочка, опустившись на колени на уровень ребенка, без единой эмоции, ровным голосом спросила: «Ты считаешь, что это Crying house (дом плача)?» «Нееет», – простонал ребенок. «Тогда почему ты плачешь?» Она смотрела на него с любовью, но без жалости, задавала вопросы настойчиво, но не грубо и безо всяких эмоций.

Это настроение передалось малышу, он будто осознал, что ведет себя глупо, спокойно обнял маму и сам отправился в группу. Атмосфера спокойствия и мира и настрой на учебу сохранились. Ни разу я не услышала от их мам и пап фразу «я оставлю тебя здесь»! Ни разу никто не попросил помощи няни, никто не дергал своего ребенка и не тряс его как куклу в порыве гнева. И разве не придает ребенку уверенности осознание того, что мама и папа никогда его не бросят, не оставят в садике? Вместо мысли, что из-за неправильного поведения они будут наказаны отвержением, у них в голове на всю жизнь отпечатывается убеждение в том, что они нужны своим родителям при любых обстоятельствах, и они не одиноки, даже если наказаны.

Мы

Кто из нас не пугал своего ребенка бабайкой за окном или другой страшилкой? Чаше всего мы это делаем перед сном или если хотим успокоить ребенка: «Не уснешь (не перестанешь шуметь и т. д.) – тебя бабайка заберет». Такой, казалось бы, безобидной пугалкой мы прививаем ребенку чувство страха. И не удивляйтесь, если после этого малыш будет просить вас остаться с ним, пока не заснет, не гасить свет в спальне, или же будет прибегать к вам ночью и объяснять это появлением бабайки в его комнате. Страх уже поселился в его разуме. Даже повзрослев, многие из таких детей продолжают жить с чувством боязни темноты и ощущением неуверенности в собственной безопасности.

Они

Однажды мне представился случай остаться с двумя «не нашими» детьми двух и пяти лет дома и уложить их спать. Каково же было мое удивление, когда они спокойно разошлись по своим комнатам и попросили, чтобы я выключила свет и закрыла двери! А все дело в том, что никто не научил их, что надо бояться темноты и бабаек. Им объяснили, что поздно выходить на улицу одним не стоит, потому что можно встретить нехороших людей и попасть в неприятность. Вот и все. Лично я для себя решила, что мой ребенок тоже не услышит от меня ни про каких чудовищ, заглядывающих в окно и крадущих неспящих детей. Пусть лучше он растет в полной уверенности в собственной безопасности.

Мы

Сколько раз мне приходилось успокаивать малыша, закатившего истерику по поводу того, что он не первый в игре. И ни разу это не был «их» малыш. Более того, «их» дети просто не понимают, по какому поводу истерика. Дело в том, что уверенность в себе и самооценка наших детей строится на глаголах победил, получил хорошую оценку, сделал что-то или же прилагательных красивый, послушный, успешный, умный. Вечером, забирая из садика ребенка, от наших родителей я слышала вопросы, адресованные ребенку: «Ну, как ты себя вел? Что сегодня делал? Заработал ли приз в виде наклейки?» и т. д. А следом – похвала если заработал или же: «Ну ничего, завтра заработаешь», – если не отличился. В сознании наших детей твердыня: чтобы любили, надо быть хорошим и что-то для этого делать.

Они

У иностранных родителей одинаково счастливое лицо, когда ребенок выиграл или проиграл. Они подхватят его и будут кружить от радости за то, что он участвовал в игре. Для них ребенок всегда самый лучший и первый во всем, даже если он непослушный и слабый в учебе. Иногда меня это даже раздражало, но сейчас я многое переосмыслила. Однажды я решила пожаловаться маме на сорванца, разлагающего дисциплину. Выслушав меня, она потискала щечки своего сына со словами: «Ух ты мой сладкий проказник!», – и, подмигнув мне, пообещала поговорить с ним дома. На следующий день она во всеуслышание объявила, что сын пообещал вести себя хорошо, а если он об этом забудет, его можно наказать.

Итак, ребенок растет с уверенностью в том, что прилюдно его не станут позорить. Не унизят и не отвергнут. Мы же, наоборот, как услышим нелестные слова в сторону своего ребенка, тут же начинаем его воспитывать, активно подключая негативные эмоции. Наши дети в такие моменты получают порцию неуверенности в себе и стыда. Правильно ли это?

Свобода

«Они» относятся к своим детям как к личностям. Их ребенок всегда имеет право высказаться наравне со взрослым, его мнение с интересом выслушают. Им часто задают вопрос: «А как ты думаешь?» И они не стесняются высказать свое мнение. Еще их дети очень самостоятельны из-за отсутствия в их культуре гиперопеки. Давайте подумаем, не слишком ли часто мы закрываем рот своим детям? А потом получаем закомплексованных, боящихся высказать свое мнение взрослых. Не лучше ли давать своим детям больше свободы, правильной свободы. Которая станет залогом уверенности в себе?

И еще один случай:

В группе был мальчик – очень энергичный непоседа. В минуты наибольшей активности он мог начать быстро крутить головой в разные стороны. А затем подключал все тело. В итоге остальные дети подхватывали такое веселое времяпрепровождение. Честно признаюсь, я не знала, что с этим делать. Просьбы перестать, даже в резком тоне, помогала ненадолго. Однажды во время этого представления в класс зашла иностранная воспитательница. Она, опять же совершенно без эмоций, села рядом с ребенком. Массажными движениями начала спокойно мять его плечи. В этот день я открыла для себя спасительный рецепт. Теперь и я успокаивала нашего юлу в два счета, и сама оставалась спокойной. Может быть, и вам стоит в следующий раз не одергивать малыша. А поискать более действенный способ его успокоить?

Для себя я сделала вывод. Чтобы вырастить здорового, уверенного в себе ребенка, в первую очередь я сама должна привести в порядок свои эмоции. Так, чтобы не они управляли мной, а я ими. Отныне мой ребенок для меня всегда самый лучший, даже если он приносит из школы двойки. Наказание – это спорный вопрос. Я считаю, что без него никак. Но наказывать надо сохраняя спокойствие. Без эмоций и крика, настойчиво и внятно объясняя ребенку, за что именно он наказан.

Воспитание ребенка – деликатный процесс, в котором легко ошибиться и наломать дров. Во всем должна быть мера. Допустимо и хвалить, и наказывать, но при этом нельзя лишать ребенка своей любви. В любой ситуации и при любых обстоятельствах он должен быть уверен в вашей любви так, чтобы никто не смог его переубедить.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x