Обратиться к этой теме нас вынудила ситуация, которая сложилась вокруг детского дома №1 города Алматы. В 2016 году по обвинению в сексуальном насилии над тремя воспитанниками детского дома был осужден взрослый – 19-летний парень, который кстати, тоже когда-то был воспитанником этого детского дома. О первом случае насилия (пострадавший – 10-летний мальчик) стало известно после того, как от гостевой семьи, где ребенок проводил выходные и праздничные дни, поступило заявление в городскую прокуратуру. На ситуацию обратил внимание министр образования и науки РК Ерлан САГАДИЕВ, поручив своим подчиненным разобраться с этим вопросом. Еще два случая вскрылись в ходе следствия (пострадавшие – мальчик и девочка). И вроде бы у дела «хороший» исход – вина подозреваемого была доказана, суд вынес обвинительный приговор, назначив 15 лет лишения свободы. Но кто может гарантировать, что пострадавших было всего трое? Это лишь те дети, которые сами рассказали о пережитом.

С инициативой провести медицинское и психологическое обследование всех воспитанников детского дома выступила общественный деятель, глава благотворительного фонда «Добровольное общество «Милосердие» Аружан САИН.

Основаниями для тревоги являются не только доказанные факты сексуального насилия над несколькими воспитанниками этого детского дома, но бездействие администрации и попытки скрыть факты насилия в учреждении. Запросы от имени фонда были отправлены в Министерство образования и науки РК, Министерство здравоохранения РК, а также акиму Алматы. Что ответили вышеперечисленные ведомства и чем закончилась данная переписка, в ноябре 2016 года поделилась Аружан САИН на своей Facebook-странице (ознакомиться с ними можно, пройдя по ссылке – https://www.facebook.com/aruzhan.sain/posts/1222872504461579). Выдержки из ответов государственных органов вы можете увидеть в иллюстрациях к этому материалу.

«Эксперт здоровья» – научно-популярное медицинское издание, которое придерживается принципа «Забота о здоровье определяет качество жизни». Именно поэтому в наших сердцах болью отозвалась сложившаяся ситуация вокруг детей, которые могли стать жертвами насильника. «Эксперт здоровья» попросил рассказать о возможных последствиях неоказания медицинской помощи и психологической поддержки троих специалистов – педиатра, психолога и юриста. Как говорится, выводы делайте сами.

Психолог, сексолог, преподаватель психологии, тренер Казахской ассоциации психологов Жанар ДЖОЛДЫБАЕВА:
«Сексуальное насилие – это кризисное событие с далекоидущими последствиями»
В литературе в целом не существует единого мнения по поводу определения сексуального насилия над детьми, так как оно может включать в себя такие понятия, как: сексуальное оскорбление, сексуальное нападение, развращение, изнасилование, инцест, показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и для проституции. Сексуальное насилие над детьми – это использование ребенка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Сексуальное насилие – это крайне тяжелая психологическая травма. Такое событие разрывает психическую жизнь ребенка на части, и его ресурсов недостаточно, чтобы с этим справиться. По силе воздействия на психику сексуальное насилие приравнивается к участию в боевых действиях и захвату в заложники.

Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – инцест (кровосмешение), когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается близким родственником. Подобные сексуальные злоупотребления являются проявлениями нарушенного функционирования семьи. Под сексуальным злоупотреблением понимают вовлечение детей и подростков в сексуальные действия, функции и последствия которых они не могут оценить. О сексуальном злоупотреблении говорят и в тех случаях, когда сексуальные действия осуществляются не против воли ребенка и без применения насилия.

Специалистам, работающим с детьми, следует учитывать, что ребенок может не осознавать, что над ним совершается насилие, в силу своего возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что даже в том случае, когда дети осознают значение производимых с ними действий, они все равно не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

Зачастую дети добровольно соглашаются на те или иные сексуальные действия. Причин этому много, например доверие и любовь к насильнику, страх потерять его расположение. На начальном этапе развития таких отношений они не кажутся ребенку насильственными, поскольку начинается все обычно с физического контакта, такого как прикосновения, поглаживания, и лишь позднее эти действия приобретают все более и более сексуализированный характер.

Маленькие дети могут считать, что такие отношения являются нормальными и приемлемыми между любящими взрослым и ребенком и именно такое выражение любви встречается в жизни всех детей. Некоторые жертвы рассказывают о том, что они понимали неправильность всего того, что с ними происходило, но они не хотели терять то эмоциональное тепло, которое получали от насильника в обмен на согласие и молчание. Также сохранение ребенком тайны может поддерживаться за счет угроз и дезинформации. Как правило, насильник не применяет физическую силу, но может угрожать побоями или смертью самому ребенку или человеку, которого ребенок любит.

Чаще всего факт насилия раскрывается, когда ребенок сам решается рассказать о нем. Обычно первым человеком, кому ребенок решается рассказать об этом, является другой ребенок – ровесник. Реже дети рассказывают о случившемся родителям и другим взрослым. Дети, подвергнутые насилию, могут на довольно продолжительное время забывать о своем травматическом опыте, вспоминая о нем, уже будучи взрослыми, часто в ходе психотерапевтического процесса.

Дети и подростки, пережившие насилие, чувствуют бессилие и замешательство, смущение и стыд. Они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастниками или виновниками происшедшего. Считают, что насильственное обращение с ними обусловлено их поведением, характером или положением в семье. Иногда их тело (особенно у девочек-подростков) кажется им причиной насилия, поэтому они пытаются сделать его непривлекательным для насильника. Они начинают худеть или, наоборот, много есть, прятать тело под длинной одеждой, для них характерны попытки самоистязания или самонаказания.

Последствия сексуального насилия также затрагивают когнитивную сферу. Это может выражаться в нарушении концентрации внимания, поскольку все мысли ребенка заняты травматическим опытом. Ребенок пристально следит за всем, что происходит вокруг него, словно ему угрожает постоянная опасность, причем опасность не только внешняя, но и внутренняя, которая состоит в том, что нежелательные травматические впечатления прорвутся в сознание.

Дети, пережившие сексуальное насилие, перестают доверять людям, из-за этого круг их общения сужается, они становятся замкнутыми и недоверчивыми. Одним из важных психологических последствий у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки.

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами в зависимости от возраста ребенка являются:
— дети в возрасте до 3 лет – страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, энурез, энкопрез, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
— дошкольники, дети в возрасте 3-5 лет – тревожность, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности. В поведении отмечаются регрессия (возвращение на предыдущий этап возрастного развития), отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
— дети младшего школьного возраста (6-11 лет) – амбивалентные чувства (например, люблю и ненавижу одновременно) по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство вины и стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру. В поведении отмечаются изоляция, отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;
— подростки 12-16 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, депрессия, чувство потери ощущений, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности. В поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Последствия сексуального насилия оказывают влияние в целом на психику ребенка. Эти последствия проявляются во взрослой жизни в форме психосоматических заболеваний, различных зависимостей (наркотики, алкоголь и др.), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела. Также отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером. По данным Всемирной организации здравоохранения, большинство мужчин, совершающих насилие, сами в детстве подвергались сексуальному насилию. Для многих женщин, переживших сексуальное насилие, характерны повторяющиеся случаи насилия во взрослой жизни.

Сексуальное насилие никогда не проходит бесследно для детской психики. И чем быстрее будет оказана профессиональная помощь, тем выше шансы на возвращение к нормальному функционированию.

Врач-педиатр Оксана КОТОВА:
«Или бесплодие, или серьезные пороки развития у детей этих детей»
Я как педиатр могу рассказать о трех аспектах жизни, на которые могут повлиять события из жизни таких детей.
Первое – психологическая травма. Сексуальное насилие может повлиять на сексуальную ориентацию ребенка – и мальчика, и девочки. Один из возможных вариантов – гомосексуальность, ведь защитная реакция любого ребенка – повести себя прямо противоположным образом пережитому. Также повышается риск развития суицидальных попыток, которые могут оказаться вполне успешными. И в будущем, не таком уж и далеком, если речь идет о подростках, сложности при создании собственной семьи (значит, страдают и их партнеры), в отношениях со своими детьми. Психологическая составляющая очень важна при сборе катамнеза (совокупность сведений о состоянии больного и дальнейшем течении болезни после завершения первоначального наблюдения. – От ред.).

Второе – инфекции, передающиеся половым путем, которые могут привести к бесплодию. Меня как врача-педиатра пугают больше всего именно эти последствия. Механизм таков: инфекции, передающиеся половым путем, оказывают влияние на формирование и состояние клеток, отвечающих за жизнь – яйцеклеток и сперматозоидов. Также ЗППП могут привести к проблемам, которые проявятся в следующем поколении – у детей этих детей могут быть серьезные пороки развития. Если половые клетки поражены информацией об инфекциях, то задача выносить здорового ребенка становится практически невозможной. В течение 28 дней мы можем говорить об установлении причин и идентификации по биологическим жидкостям. В течение последующих недель, месяцев важно провести лечение инфекций. Например, в случае с сифилисом превентивные профилактические меры заключаются в немедленном введении антибиотиков широкого спектра действия в большой дозировке. Для разных венерических заболеваний есть свои методики лечения.

Третье – травматизация. Так как мы говорим о детском организме, то травмы, связанные с сексуальным насилием, приводят к повреждению половых органов у девочек – разрывы влагалища и прочее. У мальчиков – повреждения прямой кишки. Самое простое осложнение, которое может возникнуть, – это запоры. У педиатров есть стандартная процедура проктологического обследования на предмет повреждения слизистой оболочки. Как бы это ни задевало родителей/опекунов, но она проводится обязательно.

Чем раньше установлен факт сексуального насилия, тем быстрее мы можем оказать помощь нуждающемуся в ней ребенку, минимизировать проблемы от полученных психологических и физиологических травм. По своему опыту скажу: дети всегда скрывают подобную информацию. Поскольку считают, что их не поймут, что они в конечном итоге будут виноваты в произошедшем. Я считаю, что взрослые на то и взрослые, чтобы встать на защиту детей!

Юрист, директор юридической компании KDF LEGAL COMPANY Кайрат МОЛДАХМЕТОВ:
«Руководство детского дома не должно препятствовать проведению экспертизы»
Детство находится под защитой государства, что установлено статьей 27 Конституции РК.
Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной РК, предусмотрена обязанность государства принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного  обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Статься 39 обязывает принимать все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка. Таким образом, на государство возлагается ответственность по обеспечению гармоничного развития ребенка, по защите его от любых форм насилия и пагубного воздействия. Закон о правах ребенка в РК предусматривает ответственность законных представителей ребенка, в данном случае детского дома, за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Законный представитель ребенка должен осуществлять представительство детей и защиту их прав и охраняемых законом интересов в отношениях с любыми лицами во всех государственных органах и организациях, в том числе в судах, без специального полномочия на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения личности опекуна.

Правительством, в частности Министерством образования и науки, регулируется деятельность детских домов и ставятся задачи по защите воспитанников от любых форм насилия. Одной из задач детского дома, согласно Типовым правилам деятельности детских домов, является обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников.

В детских домах детям, согласно приказу Министерства образования и науки РК от 02.07.2013, должно оказываться профессиональное психологическое сопровождение. Этим занимаются педагог-психолог, социальный педагог, штатный медперсонал. Они занимаются постоянным мониторингом психического и физического состояния детей. Социальный педагог должен осуществлять связь с заинтересованными ведомствами, оказывать помощь администрации детского дома, воспитателям в вопросах охраны прав и защиты интересов воспитанников.

При нарушении прав и законных интересов воспитанника, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении администрацией организации образования функций по обеспечению ему условий для содержания, воспитания и получения общего среднего образования либо при злоупотреблении ими своими правами, ребенок может самостоятельно обращаться за защитой прав и законных интересов в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд. В данном деле в суд обратилась семья потерпевшего ребенка. Если, будучи воспитанником детского дома, ребенок подвергается насилию, то это означает попустительство самого детского дома. Согласно статье 76 Уголовно-процессуального кодекса РК для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в процессе привлекаются их законные представители. Закон «О правах ребенка в Казахстане» указывает в качестве представителей детей, находящихся в воспитательных, лечебных организациях, сами организации. При этом по УПК РК представитель потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя не вправе совершать каких-либо действий вопреки интересам представляемого участника процесса. Следственное управление ДВД подтвердило решение о вынесении постановления о проведении судебно-медицинской экспертизы в отношении всех несовершеннолетних воспитанников, но экспертиза проведена не была, потому что «воспитанники якобы отказались от проведения». Каким образом несовершеннолетние воспитанники самостоятельно могли отказаться от обязательной экспертизы, если согласие, согласно законодательству, в письменном виде должно давать само учреждение?

Если экспертиза проводилась для определения характера и степени причиненного здоровью вреда, то отказаться от ее проведения стороны не могут. Как законный представитель потерпевших детей, руководство детского дома не должно препятствовать, а всячески должно оказывать содействие в проведении экспертизы. За неисполнение требований следственных органов, равно как и за неисполнение требований о явке, законный представитель несовершеннолетнего несет административную ответственность по Кодексу об административных правонарушениях РК.

Поделиться:

FacebookTwitterVkontakteOdnoklassniki

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *