В мечтах родителей их дети всегда самые лучшие, послушные, добрые и достойные исключительно похвалы. Но реальная картина отличается от воздушных замков, детское поведение может быть непредсказуемым, сбивающим с толку, иногда пугающим, и далеко не всегда мы видим истинную причину. Еще вчера малыш был милым и ласковым, а сегодня только успевай сдерживать натиск возмущенных родителей, ребенка которых он обидел. Проблема детской агрессии стала одной из
самых актуальных в последние годы. Чаще всего родители не понимают, как им следует реагировать на агрессивное поведение ребенка. Наказание нередко лишь усугубляет ситуацию. Прежде чем начать что-то предпринимать, попробуем разобраться в причинах проблемы. Почему ребенок зол, как не стать жертвой маленького агрессора и научить его адекватному поведению в социуме?

Агрессия как реакция на негатив

В целом гнев и агрессия необходимы, это вполне естественная реакция человека. А с точки зрения психологии агрессия даже полезна – с ее помощью человек стремится к осуществлению планов и преодолению препятствий на пути к достижению цели. А для детей это и вовсе нормальное явление, ведь они еще не умеют по-другому выражать недовольство. Тем не менее когда гнев выходит из-под контроля, это причиняет вред и
самому ребенку, и окружающим. Родителям стоит обратить внимание на частоту и интенсивность таких вспышек, искать их причины, а причин может быть множество. Поскольку ребенок еще не умеет хорошо различать весь спектр своих эмоций и
чувств, контролировать и соответствующе реагировать на них, может происходить скопление негатива. Он может испытывать разочарование, страх, грусть, ревность, отчаяние и т.д. Агрессия возникает как реакция на негатив, на какие-либо события
или обстоятельства, при которых ребенок может испытывать эти чувства. Многое зависит от темперамента ребенка, а еще больше от воздействия окружающей обстановки – атмосферы в семье, в коллективе. Не последнюю роль играет возраст.

У дошкольников

У совсем маленьких детей гнев может проявляться через физические действия – удары руками, кулаками, ногами, головой. Они могут плеваться, кусаться, швырять предметы, ломать и портить их, закатывать истерики. Попытка со стороны взрослых воздействовать силой может привести лишь к одному – в другой раз ребенок станет действовать более агрессивно. «Насилие порождает насилие» – в данной ситуации это актуально как никогда. В младшем возрасте внимание ребенка следует переключать, он не должен долгое время сосредотачиваться на чем-то одном, особенно на деятельности, провоцирующей агрессию.

В младших классах

Идя в школу, дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать свои чувства через агрессию по отношению к другим. Но они еще могут защищать свои интересы с ее помощью. Мальчики, как правило, действуют открыто через физические
действия. Девочки же в большинстве склонны проявлять агрессию без прямой конфронтации, а скорее путем вербального нападения – через насмешки, прозвища или, наоборот, бойкот. Но у детей любого пола, склонных к агрессии, почти всегда низкая самооценка и скрытая депрессия.

В старших классах

В более старшем возрасте агрессивное поведение в основном формируется под влиянием среды, в которой ребенок находится. Асоциальная среда, частые стрессы, напряженная обстановка в доме, в школе, во дворе, недостаток любви и заботы, дефицит внимания, заброшенность ребенка – все это сильно влияет на душевное
состояние, приводит к стремлению нанести ответный удар, отомстить, сделать больно кому-то еще. При этом в таком возрасте сверстники часто закрепляют агрессивные проявления, поощряют их.

Очень важно, чтобы ребенок учился правильно выражать свои негативные эмоции, и в этом ему непременно должны помочь родители. Зачастую агрессивное поведение – это предупреждение, бессознательный крик ребенка, попытка привлечь внимание
к какой-либо проблеме. В первую очередь разобраться в причинах подобного поведения поможет наблюдение за ребенком: когда и при каких условиях он агрессивен? как именно протекают вспышки гнева? Если проанализировать ситуации и вывести закономерность, причина станет ясна.

Попытка привлечь внимание

Бывает так, что у ребенка нет каких-либо ярко выраженных способностей вроде умения петь, танцевать, рисовать, и из общей группы сверстников его никто не выделяет. Тогда он начинает привлекать к себе внимание всевозможными нестандартными способами, как вариант – с помощью агрессии. Тогда он будет в центре внимания, его будут обсуждать. Так бывает и если у ребенка возникает чувство ревности или зависти. Мама похвалила соседского мальчика за вежливость? Это может вылиться в то, что ребенок станет грубить, а то и побьет объект внимания мамы. Другой девочке купили красивое дорогое платье? Дочь может стремиться унизить ту девочку, испортить ее платье, тем самым «восстановив справедливость» с ее точки зрения. Так бывает с детьми, которым мало уделяют внимание и мало хвалят, с теми, у кого занижена самооценка. Когда ребенок не уверен в себе, окружающий мир воспринимается им как агрессор, который только и норовит обидеть, обделить вниманием. И тогда он нападает первым, берет необходимое ему внимание самостоятельно.

Борьба за лидерство

Жажда самоутверждения, потребность в коллективном признании, желание стать лидером могут заставлять ребенка проявлять агрессию, и это неудивительно. Это то, что ребенок видит вокруг, даже элементарно включив телевизор. На сегодняшний день именно такое лидерское поведение приветствуется обществом. Все современные
герои агрессивны вне зависимости от того, за какую команду они выступают – за хорошую или плохую. Те же любимые всеми детьми супергерои всегда решают проблемы и выходят из сложных ситуаций исключительно методом силового вмешательства. Взрослый человек понимает, что такая мера поведения – самый крайний и редко допустимый случай. Но ребенок этого не понимает, он видит только то, что персонаж, которым он восхищается, герой и лидер, регулярно проявляет
агрессию. Этот шаблон закладывается в детское сознание, и вот уже даже
не агрессивный ребенок в борьбе за лидерство и признание сверстниками будет действовать агрессивно.

Непринятие ответственности

Иногда мотивом агрессии может служить нежелание нести ответственность за что-либо. Ребенок не хочет учиться, участвовать в общественной жизни, выполнять родительские поручения, а хочет получить больше времени на развлечения и игры. Агрессивным поведением он дает понять окружающим, что ничего ждать от него не стоит и вообще с ним лучше не связываться. Чтобы что-то доверяли, необходима ответственность, а репутация безалаберного хулигана мало способствует доверию, и ребенок этим пользуется.

Как все

Известно, что в стенах школы уровень агрессии очень высок. Некоторые дети предпочитают перенять агрессивное социальное поведение, чтобы не выделяться из толпы, чтобы сверстники не считали их аутсайдерами. Иной раз ребенок непроизвольно заражается общими настроениями коллектива. Сложно оставаться безучастным в атмосфере, где преобладает агрессивная форма поведения.
Поддаться влиянию толпы грозит ребенку с неярко выраженным собственным «я», не очень уверенному в себе и привыкшему делать то, что ему скажут, не задумываясь. Копировать всегда проще.

Что делать?

Самое первое и главное, что каждому родителю необходимо дать ребенку, – это любовь, принятие его таким, какой он есть. Дети должны постоянно чувствовать любовь и заботу родителей, даже если они что-то натворили. Они должны четко осознавать свою нужность и значимость. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что если он будет плохо себя вести, вы его разлюбите, он не должен сомневаться в любви к себе ни на минуту, ведь именно отсюда растет вся нервозность, агрессия, проблемы во взаимоотношениях с окружающими.

Очень важно объяснять ребенку причины запретов и выговоров. Это даст ему уверенность, конкретику, внесет ясность, успокоит его. Самая большая ошибка говорить: «Нельзя, потому что я так сказал/а» — это может вызвать только возмущение, негодование и злость ребенка. Лучше постараться донести до ребенка истинные причины. Если вы устали за день, важно спокойно объяснить это малышу, а не раздражаться на его желание поиграть, он должен знать, что его вины здесь нет.

Следите за собой!

Чтобы научить ребенка правильно выражать и проговаривать чувства, в первую очередь нужно самим уметь это делать. Контролируйте свое поведение, слова, эмоции и гнев, ведь ребенок всегда копирует родителей. Необходимо регулярно хвалить ребенка по малейшему поводу – за желание и попытки в чем-то помочь, пусть даже неудачные, за вежливость, за хорошее поведение, за красивый рисунок и т. д. Похвала и поощрение важны, причем не только время от времени, а каждый день. О вреде физического наказания было сказано много. Но если ребенок все же подвергается ему, не нужно удивляться, если в приступе агрессии он попытается сделать вам больно физически, ведь этому он научился от вас!

Негативные эмоции — это необходимость и норма для человека. Психически здоровый ребенок обязательно в определенные моменты жизни  должен испытывать и злость, и гнев, и обиду. Если он не будет ощущать все это – что-то не так. Нельзя запретить
испытывать негативные эмоции, но можно и нужно научить его снимать напряжение социально допустимыми и безопасными способами, выпускать пар без вреда для него самого и окружающих его людей. Бывает и так, что родители не могут самостоятельно справиться с детской агрессией, тогда нужно обязательно обратиться к специалисту. Детский психолог или психотерапевт может подсказать, как правильно бороться с
агрессией в конкретном случае.

Виктория Викторовна ВАН,
клинический психолог, педагог-психолог высшей категории

Все мы знаем, что услуги психолога требуют не только финансовых затрат, но и свободного времени. Чтобы сходить на прием, родителям нужно отпрашиваться с работы. К сожалению, не каждый может позволить себе это. Поэтому сегодня я дам вам несколько практических упражнений для совместной игры с ребенком для отработки агрессии. Играть можно всей семьей, совместная деятельность только улучшит психологический климат в доме.

1. Пылевыбивалка

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

2. Подеремся?

Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах:
драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.

3. Обстрел снежками

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую
войнушку очень любят и готовы играть в нее очень долго.

4. Фейерверк

Заготовьте пачку цветной бумаги, а лучше газету, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

5. Катаем мячик

Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой
дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.

6. Шторм

Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.

7. Повелитель ветра

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

8. Упрямый ослик

Лучше всего малышу лечь на что-то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок укладывается, например на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д.

9. Домашний футбол

Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить люстру). Ребенок и родители играют в футбол, предварительно договорившись о том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю попинать, покидать мяч.

10. Художник

Для игры нужны ватман или лист формата A2 , свежая гуашь. Макая пальцы в краску, рисовать все, что захочется ребенку. Через руки ребенок скинет всю агрессию на бумагу. В день можно играть по одной игре. Итак, у вас есть 10 дней для самостоятельной коррекции агрессии. Если вы заметили изменения в поведении ребенка – ура, вы на правильном пути! Но каждый случай уникален и требует индивидуального подхода. Поэтому необходимо найти время хотя бы на одну
консультацию психолога, чтобы узнать, в правильном ли направлении вы работали самостоятельно. Если же нет, психолог поможет подобрать новые упражнения и составит стратегический план совместных действий. Будьте здоровы!

 

Поделиться:

FacebookTwitterVkontakteOdnoklassniki

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz