Мы привыкли, что логопед чаще всего занимается дошкольниками. Однако специалисты этой сферы могут помогать и младшеклассникам, и вообще людям всех возрастов. С помощью специалистов Zoj.kz объясняет специфику и необходимость работы с логопедом у детей в возрасте 6–10 лет. Наши эксперты – логопед школы-лицея «Туран» Несибели Курманакыновна ЖАКИПБЕКОВА, а также клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА.

Несибели ЖАКИПБЕКОВА

Логопед Несибели ЖАКИПБЕКОВА: «Речь развивает только речь»

Несибели Курманакыновна, расскажите, пожалуйста, о себе и своей работе.

– Я выпускница КазНПУ им. Абая по специальности «Дефектология», окончила бакалавриат и магистратуру. Честно говоря, я выбрала эту специальность случайно, но, разобравшись, о чем эта профессия, в чем заключается ее польза, я ее полюбила.  И практикую с 2011 года. Дефектология – наука о психофизических особенностях развития детей с психическими или физическими недостатками и о закономерностях их обучения, воспитания и коррекции. Также самая благородная часть этой специальности в том, чтоб помочь лицам с особенностями в развитии найти себя в жизни, поддерживать их, оказать помощь им в трудоустройстве, учитывая их особые нужды.

В чем особенности работы с детьми в качестве штатного логопеда средней школы?

– Мы проводим диагностику детей, которые поступают в школу: выясняем, какой у них уровень развития речи, есть ли дефекты, искажения при произношении. И далее работаем с ними уже после поступления. Важно отметить, что искажения звуков бывают в том числе из-за аномалий в артикуляционном аппарате: короткая уздечка, неправильный прикус и т. д. Логопед рекомендует посетить специалистов (ЛОР-врача, стоматолога, ортодонта) и только после этого приступит к логопедической работе.

До 6 лет дети имеют полное право не произносить или искажать какие-либо звуки. Так как до 6–7 лет у них формируется область мозга, которая отвечает за речь. Однако все же чем раньше начинать работу, тем легче. С возрастом скорректировать дефект можно будет, но потребуется больше времени, усилий и интенсивности занятий.

Скольким детям от общего числа требуется Ваша помощь?

– С каждым годом количество детей увеличивается. Думаю, что процентов 15 от общего числа учеников нашего учебного учреждения посещают мои занятия. Однако стоит разграничить: не все дети имеют проблемы с речью – таковых 2/3. Примерно у 1/3 детей проблемы с письменной речью.

А можно ли подробнее? Все привыкли, что работа с логопедом – это работа именно со звуками. А как на письме?

– Действительно, многие родители не имеют представления, что есть такие термины, как «дислексия» и  «дисграфия». То есть это нарушения чтения и письма. Это может быть у любого ребенка. Родители часто думают, что ребенок неусидчивый, непослушный, раз он путает буквы, не умеет нормально читать. На самом деле расстройство процессов чтения и письма, их несформированность – тоже логопедические проблемы, которые поддаются корректировки.

У тех, кто имеет проблемы с чтением, велика вероятность наличия проблем с письмом, так как дислексия и дисграфия обычно идут вместе. Но бывают и исключения.

А как понять, что это нарушение, что это не балуется ребенок? Как это выражается?

– Очень хороший вопрос. В 1-м классе мы не диагностируем ни дислексию, ни дисграфию. Так как у первоклассников еще формируется письменная речь, то это абсолютно нормально. А во 2-м классе, когда ребенок уже умеет писать, привык к школе и ее нагрузкам, мы уже начинаем обследовать детей на проблемы в письменной речи.

Очень часто детей, которые страдают дислексией и дисграфией, считают ленивыми и упрямыми. В связи с этим их помещают в группу для отстающих, не обращая внимания на то, что у этих детей имеются какие- либо выдающиеся способности. Из-за такого отношения дети, страдающие дислексией, теряют интерес к учебе, начинают прогуливать занятия и даже могут возненавидеть письмо и чтение. И конечно, все это сказывается на психологическом состоянии ребенка.

Сейчас многие дети двуязычные, а то и трехъязычные. Может ли это вызвать дополнительные сложности в плане логопедии?

– Да, может. Например, дети из интернациональных семей, в которых используется несколько языков: с бабушкой говорят на казахском языке, дома с мамой и папой – на русском, в садике – еще на английском. Есть дети, которые даже учились за границей, но вот в  1-й класс поступили к нам, с ними очень сложно. С билингвами, конечно, надо заниматься развитием речи, обогащать их словарный запас, чтобы они как минимум могли читать и писать полноценно на языке обучения, у нас это русский. А как максимум – выражать свои чувства и эмоции, находить общий язык с учителями и одноклассниками.

Есть ли какие-то упражнения, которые Вы рекомендуете родителям детей-билингвов?

– Упражнения подбираются индивидуально под ребенка, в зависимости от задачи: правильное произношение звука, обогащение словаря, работа над интонацией…

Но в целом рекомендации одинаковы для всех родителей: побольше общаться с ребенком во время прогулки, дома, после школы, на любую тему. Читать сказки, стихи, чтобы развивать фонематический слух. В общем, больше общения – меньше гаджетов. Потому что речь развивает только речь.

Можете поподробнее рассказать про фонематический слух?

– Фонематический слух развивается у ребенка с полугода до 6–7 лет. И уже в полгода ребенок может различать свое имя, голос мамы. Развивается он в семье, в окружающей среде, там, где благополучная среда для развития ребенка. Конечно, ребенок в это время может не произносить, не выговаривать слова правильно, но слух развивать ему очень важно в этот период, так как идет формирование правильной речи.

А насколько полезно заучивать стихи? Что говорит об этом современная логопедия?

– Стихи я очень часто применяю в процессе автоматизации звука, то есть когда звук поставлен. Так как автоматизация не менее важна, чем сама постановка, потому что звук должен войти в речь, чтобы вжиться. Очень хорошо помогают стишки, где часто встречается именно нужный звук. Ребенок заучивает и повторяет это стихотворение каждый день, несколько раз, дома, в лицее, когда ему хочется. Также тренируется артикуляционный аппарат, и звук быстрее автоматизируется. И это, конечно, развивает фонематический слух и благотворно сказывается на речи в целом.

Как выглядит Ваша работа со школьником, у которого есть проблема логопедического характера?

– Сначала мы коллегиально с психологами и педагогами проводим диагностику ребенка. Если по моей части будут выявлены какие-то проблемы, то будет составлен план работы на несколько месяцев или на весь учебный год. Занятия обычно проводятся 2–3 раза в неделю после основных уроков. Также хочется отметить, что очень важна роль родителей в этом непростом деле. Важно, чтоб родители, будучи мне союзниками, дома вместе с ребенком выполняли домашние задания. Тогда улучшения наступят максимально скоро.

А какие рекомендации Вы можете дать нашим родителям?

– Родители и близкие – это первый образец речи для ребенка. Без помощи родителей ребенку трудно овладеть речью. Разговаривайте с ребенком. Слушайте всегда своего ребенка внимательно, не обрывайте, отвечайте на все его вопросы неторопливо, четко, выразительно. И произносите звуки и слова правильно – это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.Также важно не перегружать ребенка речевыми материалами. При чтении, например, объясняйте ребенку значение слов и выражений. И всегда обращайте внимание на возрастные особенности ребенка при выборе какой-либо литературы.

детский психолог
Оксана Кузнецова

Психолог Оксана КУЗНЕЦОВА: «Зачем говорить, если меня не понимают?»

С какими психологическими проблемами сталкивается ребенок, который имеет логопедические проблемы?

– Самая первая проблема – когда ребенок не может донести свою мысль с помощью речи до окружающих. Появляются раздражение, агрессия, злость, потому его не понимают окружающие. Например, у 3-летней девочки по имени Катя были сложности со звуком «к», на вопрос «Как тебя зовут?» отвечала: «Татя». –  «Татя?»  Она-то слышит, что произносят неправильно, а сказать правильно не может. Из-за этого она переживала, топала ногами, плакала – бурная негативная реакция. В дальнейшем, когда звук появился в речи, то она гармонизировалась в своем эмоциональном состоянии и негативных проявлений. Есть дети, имеющие логопедические сложности в возрасте 5–6 лет. Они говорят, их понимают неправильно, процессы коммуникации нарушаются, ребенок может замкнуться в себе: «Зачем говорить, если меня не понимают?» или, наоборот, проявлять агрессию. Многие родители могли заметить, что, когда ребенку не хватает речи, когда он не успевает что-то сказать, он может начать применять физическую силу: укусить, ударить или еще что-то, чтобы донести, что он сейчас раздражен.

Второй аспект – дети с заиканием. Этот феномен может серьезно влиять на самооценку, уверенность в себе. Получается замкнутый круг: ребенок переживает из-за того, что он заикается, повышается уровень тревожности, и ребенок заикается еще сильнее, потому что уровень тревожности повышается. И он молчит, выбирая «стратегию тишины».

Что Вас как психолога настораживает в поведении ребенка?

– Есть такой феномен, когда заменяют слова на похожие. До 2–3 лет это норма: чайник – найник, машина – биби, собака – ав-ав, например. Но когда ребенок взрослеет (7–8 лет), а привычка остается, то возникает вопрос: почему ребенок использует замещающие слова, почему не использует правильные слова для обозначения предметов? Причины могут быть разные: речевая культура в семье, психическое состояние ребенка, физиологические особенности развития ребенка, проблемы со слухом.

Когда ребенок поступает в 1-й класс,  при диагностике мы не исследуем речевые процессы, но слушаем, как ребенок использует речь. Говорит ли? Понимает ли обращенную к нему речь? Использует ли речь для построения коммуникации? То есть мы смотрим, как ребенок использует речь в построении коммуникационного процесса. Если ребенок говорит сам с собой, использует непонятные слова, не реагирует на обращенную к нему речь, не отвечает на поставленные вопросы, то возникают вопросы об общем состоянии психики ребенка.

Следует отметить, что до 7–8 лет дети могут часто проговаривать свои действия вслух, выполняется контролирующая функция. Затем эта функция переходит во внутреннюю речь, когда ребенок начинает проговаривать действия про себя. Настораживать должно, когда ребенок постоянно говорит в беседах только о своем, не включаясь в общую тему, не обращая внимания на обращенную к нему речь.

Когда одного логопеда недостаточно и нужно еще обращение к психологу?

– Отличный вопрос. В нашей школе работа строится совместно. У нас помимо психологов и логопеда есть врач-педиатр и врач-невропатолог. Мы работаем в тесном контакте, так как совместными усилиями результат работы будет намного лучше. Совместная работа логопеда и психолога требуется, когда у ребенка есть задержка речевого и психического развития, когда у первоклассников проявляются сложности с чтением и/или письменной речью. Психолог может поработать над мотивацией ребенка для занятий с логопедом и в целом учебной деятельности. Эти занятия требуют довольно много усидчивости. А обычно у детей с проблемами речи могут быть сложности с вниманием, неусидчивостью, слабо развитая моторика. Психолог параллельно развивает познавательную сферу ребенка и его психические процессы, такие как память, внимание, мышление, мелкую моторику. Тогда как логопед работает непосредственно с процессами речи.

В своей деятельности логопед и психолог, конечно, решают разные задачи. Но главная цель – гармоничное развитие ребенка, развитие его познавательных функций, его речи, формирование его положительных личностных качеств. Это совокупная задача всех специалистов, работающих с ребенком.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *