Начало школьной жизни – волнительный момент не только для родителей. В первую очередь это большой стресс для самого ребенка. Ведь в один момент его жизнь круто меняется. Новые люди, новые правила, новая жизнь. Если в детском саду все занятия проходили в игровой форме и длились не более получаса, то школьные уроки – это уже, что называется, игра по-взрослому. Пять-шесть уроков в день по 45 минут каждый – тяжелый умственный труд для 6–7 летнего ребенка. Кроме того, ему предстоит самостоятельно выстраивать отношения в незнакомом ему коллективе. Как помочь своему ребенку пережить период адаптации? Психологи на этот счет делятся простыми, но очень действенными советами.

Утро доброе

Пусть каждое утро в доме будет добрым. Будите ребенка по утрам спокойно, с любовью и нежностью. Не торопите и не отчитывайте его за медлительность с самого утра, из-за того что вы опаздываете на работу. В конце концов, это же не ребенок виноват, что вы неправильно распределили время. И конечно, никогда не начинайте утро с укоров за его вчерашние недоделки, даже если «вы так и знали и вообще предупреждали».

Никогда не отправляйте ребенка в школу, пока он не позавтракает. Даже если проспали. Даже если он есть не хочет. Не хочет сегодня кашу? Возьмите с собой в дорогу пару бананов. Не все дети едят в школе, а терпеть до обеда – вообще не вариант, ведь силы и энергия ему нужны уже сейчас.

Прощаясь, всегда желайте ребенку удачного дня. Подбодрите его, обнимите, скажите несколько приятных слов. А нравоучения типа: «Давай там не балуйся», «Будь хорошим мальчиком (или хорошей девочкой)», «Чтобы принес  хорошие оценки» и т. п. оставьте при себе. Они не несут в себе ничего хорошего.

Люблю тебя безусловно

Самый распространенный совет всех школьных психологов – никогда не встречайте ребенка из школы словами: «Ну что ты сегодня получил?», «Покажи дневник» и все в таком роде. Ребенку будет гораздо приятнее услышать от вас: «Как прошел твой день? Я по тебе сильно скучал(а), пока ты был в школе», «Были ли интересные моменты? Что именно тебе понравилось/не понравилось?» Казалось бы, простые и банальные фразы, но в них отражается забота, которая сейчас (да и всегда) так нужна вашему внезапно повзрослевшему малышу. Не нужно привязывать свою любовь к величине оценки. Важно дать понять ребенку, что мама с папой его любят безусловно, не за оценки, не за хорошее поведение, и если он не прав, его тоже любят, но отвечать за свои поступки все же придется.

Не провоцируйте негатив

Спрашивая своего ребенка-первоклассника о том, как прошел его день, убирайте в своей интонации тревожные и негативные нотки: «Точно все хорошо? Никто тебя не обидел? А глаза почему грустные, а с настроением что?» Выстраивайте свой диалог с ребенком в позитивном ключе. Помните, что ребенок вас чувствует так же хорошо, как и вы его. Поэтому, как только вы включаете режим повышенной тревожности, ребенок автоматически будет слышать «минус» и концентрироваться только на негативных эмоциях: «Одноклассник ударил, карандаш потерялся, в столовой каша была невкусная, голова у меня болит» и т. д.

Уроки уроками, а отдых по расписанию

После школы не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Он вообще-то устал, так же как и вы устаете на работе. И ему просто необходимы два часа для восстановления сил. Если ребенок учится в первую смену, то оптимальное время для выполнения домашнего задания – с 15:00 до 17:00. А занятия поздними вечерами не только утомительны, но и бесполезны.

Не заставляйте ребенка выполнять домашнее задание по всем предметам в один присест. После 15–20 минут занятий нужны 10–15-минутные перерывы. Ребенку 6–7 лет еще сложно концентрировать свое внимание более чем на 20 минут подряд.

И главное! Во время выполнения домашнего задания не стойте над душой, в позе надзирателя, дайте ребенку возможность работать самостоятельно. Но если он попросил у вас помощи, обязательно помогите.

 

Не торопите с выполнением домашнего задания

Дети разные – для одних выполнение домашнего задания самостоятельно не представляет сложностей, а другим нужна помощь. Но именно помощь, а не вмешательство в процесс и уж тем более не выполнение домашнего задания за ребенка.

Если ребенок пожаловался вам, что у него что-то не получается, нужно помочь, а не отмахиваться: «Садись и больше занимайся». Разберитесь вместе, что именно не получается. Не получается буква, потому что ребенок не запомнил ее написание? Это одно. Не получается буква, потому что не выходит ровная линия? Это другая ситуация. И, пожалуйста, не торопите ребенка. Нужно понимать, что ни писать, ни читать, ни выполнять другие упражнения ребенок поначалу не может быстро. И в это время возможны неудачи. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе», «Я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) – вот что ему сейчас так необходимо. А попытки подгонять его: «Делай быстрее, мы не успеваем на занятия по музыке, в бассейн и т. д.» закончатся тем, что у ребенка впоследствии с выполнением домашнего задания будут большие проблемы.

Кроме того, будьте внимательны, если ребенок стал чаще жаловаться на головную боль, усталость и плохое самочувствие – это самые объективные показатели переутомления.

Кстати, психологи не рекомендуют в первом классе слишком нагружать ребенка и параллельно с периодом адаптации к школе начинать водить его еще и в музыкальную, художественную школы, учить иностранные языки и т. д. Подождите до 2-го класса. А вот занятия в спортивной секции, плавание и другие виды спорта, наоборот, пойдут ребенку только на пользу. Потому что физическая нагрузка в школе весьма ограничена, а ребенку она необходима.

Вечер не время для разговоров о школе

Не забывайте, перед вами ребенок. Даже «такие большие» дети (мы ведь часто говорим: «Ты уже большой» 6–7-летнему ребенку) любят слушать сказки и колыбельную перед сном, а ласка им нужна не меньше, чем новорожденному. Это успокаивает их, помогает снять напряжение после насыщенного событиями дня и крепко уснуть. Не нужно вспоминать перед сном о неприятностях, не выясняйте отношений, не обсуждайте завтрашнюю контрольную, перед которой «обязательно нужно хорошо выспаться». Результат будет прямо противоположный. Завтра еще не началось, а ребенок уже волнуется.

Идеальных детей не бывает

Для детей, которые только начинают делать свои первые самостоятельные шаги в школе, общение с одноклассниками важнее знаний, это факт. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок с удовольствием бежал в школу, не мешайте ему выстраивать отношения. Избавьтесь от привычки навешивать ярлыки на других детей и не выбирайте ему друзей. С кем ему дружить, это его и только его личное дело.  Как бы сильно вы ни любили своего ребенка, примите тот факт, что он не идеален и должен научиться находить общий язык с такими же неидеальными сверстниками. Идеальных людей в мире просто не существует.

Ваш ребенок – это самостоятельная личность, с собственным набором достоинств и недостатков. Ему предстоит жить в реальном мире, а не на шелковой подушке под хрустальным колпаком. Хотите вы этого или нет, ему придется научиться на собственном опыте убеждать других в своей правоте, решать, делиться или не делиться своими вещами, отстаивать свою точку зрения и личные границы, давать отпор обидчикам и т. д.

Как ребенку не стать объектом травли

Конечно, все родители боятся столкнуться с тем, что их ребенок станет объектом насмешек и травли со стороны одноклассников. В начальной школе этот вопрос еще можно решить на уровне классного руководителя и беседы с родителями обидчиков, но такая мера, к сожалению, временна. Постоянные «разборки» не помогут поднять авторитет вашего ребенка в школе. Ему придется сделать это самостоятельно. Можно (а иногда и крайне необходимо) сменить класс или школу. НО! Если ребенок не перестанет чувствовать себя жертвой, смена окружения ему не поможет. Его «жертвенность» будет считываться одноклассниками интуитивно.

А почему ребенок чувствует себя жертвой? Вот что на этот счет говорит знаменитый психолог Михаил Лабковский: «Ребенок становится объектом травли, если чувствует себя жертвой. Тогда его будут травить. А чтобы он себя чувствовал жертвой, надо, чтобы первыми его травили родители. И так они и делают в большинстве случаев. Тех, кого травят в школе, сначала травят дома. Вывод родители могут сделать сами. Ребенка надо любить не за оценки, а просто за то, что он есть».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *