Аборт — это очень противоречивая и болезненная тема. Существует множество как сторонников, так и противников данного вопроса. Но у этих двух позиций есть одна существенная разница: первые выступают за личное право женщины распоряжаться собственными телом и жизнью, в то время как вторые называют себя защитниками нерожденных детей и с этой целью желают заполучить контроль над репродуктивными возможностями других женщин. Это вопрос даже не этики, а человеческих прав. Но почти всегда посторонние люди, начиная с родственников и заканчивая незнакомцами, считают, что могут отговаривать женщину делать аборт или наоборот, склонять ее к этому. Более того, зачастую все эти люди считают подобную «помощь» своим святым долгом. Как понять, бывает ли вмешательство оправданно и необходимо? «Эксперт здоровья» о мифах, окутывающих тему абортов, и о том, почему право выбора – это важно.

«Те самые люди, которые пекутся о неродившихся детях, отказываются думать о живых, когда факт рождения свершился. Они трубят на каждом углу о своей любви к неродившимся, а ради родившихся не шевельнут и пальцем. Им наплевать на бедных, угнетаемых и отверженных. Эти помощи от них не дождутся! Как объяснить это пристрастие к зародышу и бессердечие к детям, которые никому не нужны и которых в жизни ждет столько обид? Противники аборта клеймят женщин, повинных в случайной беременности, осуждают бедняков, как будто те сами виноваты в своей нищете. Не заводить много детей – это единственное, чем они могут помочь себе. Но они лишены права выбора…»
Из книги «Правила Дома сидра»

Право выбора

На сегодняшний день в разных соцсетях под хэштегом #за_жизнь и некоторыми другими проходит массовая акция против абортов. Люди настаивают на том, что человечеству просто жизненно необходимо полностью запретить все виды абортов без исключения. Немедленно. В качестве основного аргумента приводится одно – это убийство и каждый имеет право на жизнь. Но возникает вопрос: кто понимается здесь под словом «каждый» – недавно родившийся человек или еще не родившийся зародыш в чреве матери? Это дискуссия не одного дня, и человечество еще не пришло к однозначному ответу на этот вопрос. Поэтому поговорим о другом – о самой носительнице будущей жизни – женщине и о ее правах, которые очень часто во внимание не принимаются вовсе.

Из-за духовной и политической пропаганды аборты считаются злом. Но если женщине дано право рожать, значит, должно быть и право не рожать и не ставить об этом в известность никого, кроме своего гинеколога. Это право исключительно личное. Большинство людей во всем мире согласны с тем, что сейчас совершенно не то время, когда обычная среднестатистическая семья может позволить себе вырастить девять детей, суметь дать им нормальное развитие, образование, одежду, игрушки, да в конце концов, полноценное питание и жизненное пространство чуть больше собачьей конуры.

Причины бывают разные

Беременность может случиться по разным причинам – например, по причине изнасилования или репродуктивного насилия в семье. В этих случаях никакого согласия на вынашивание ребенка женщина не давала, а значит, ее права были жестоко нарушены, ее телом воспользовались в своих целях. Вполне естественным будет нежелание со стороны женщины оставлять ребенка от подобной связи. В других ситуациях женщина может быть элементарно не готова к беременности ввиду состояния здоровья. Она может не выносить ребенка, и дело все равно закончится прерыванием беременности, но уже на позднем, куда более опасном сроке. И тогда она будет иметь все шансы скончаться на операционном столе.

К тому же самому исходу можно прийти и совершенно с другой стороны. Во многих восточных странах аборт – единственная возможность для молодых девушек сохранить нормальные отношения с собственной семьей, родителями, братьями и сестрами, которые готовы тотчас же отречься от нее, если она забеременела вне брака. При этом практикуются тайные, нелегальные аборты или самоаборты, лишь бы только об этом не стало известно кому-либо за пределами семьи, а во многих случаях в первую очередь самой семье. Зачастую небезопасные аборты проводятся людьми без соответствующего образования, которые используют очень опасные методы в антисанитарных условиях.

Сами беременные могут вводить посторонние предметы или жидкости во влагалище, выпивать опасные вещества, причинять себе опасные физические травмы, принимать различные лекарственные препараты, а также применять и другие методы. В результате очень часто девушки погибают от кровопотери, заражения, а причиной смерти семья погибшей оглашает сердечный приступ. Кажется, что такого просто не может быть в условиях современности, но для тех же отдаленных регионов Казахстана это не такая уж и редкость. Страх перед осуждением общественностью и собственной семьей толкает девушек на такой шаг, и порой он бывает решающим в их судьбе.

Проблема: малая сексуальная просвещенность

Эксперты – социологи, психологи, врачи согласны в одном: к трагичным последствиям приводят проблемы малой сексуальной просвещенности населения и отсутствия культуры планирования семьи. Сексуальное просвещение не удается организовать у нас как часть образования, потому что против него грудью стоят разнообразные религиозные, консервативные группы, считающие это «растлением» и «развратом». А некоторые ошибочно считают, что суть идеологии планирования семьи заключается в банальной пропаганде контрацепции и в получении прибыли фармфирмами. И тем не менее опыт развитых стран показывает, что именно планирование семьи и сексуальная образованность населения значительно снижают уровень абортов, поскольку во многих случаях это помогает избежать незапланированной беременности.

В истории СССР уже был пример запрета абортов. Было все: подполье, стакан водки или самогона в качестве анестезии, повышенная смертность как среди женщин, так и среди новорожденных. Законодательный запрет не привел ни к чему, кроме новых проблем, система производства нелегального аборта и практики самоаборта была быстро налажена. Незаконные аборты производили и врачи, и люди, далекие от медицины – «бабушки», знахарки.

Аборт, после того как он официально стал незаконным, немедленно стал высокооплачиваемым преступлением, на которое шли в отчаянии, не имея другого выхода, но ничуть не реже, чем раньше. Это было давно, но и в наше время подобное происходит во многих странах мира. Женщинам систематически отказывают или планируют отказать в праве принятия фундаментальных решений вроде того, сколько и когда детей им следует иметь. В Казахстане в конце прошлого года также предлагали запретить аборты, но эту инициативу не поддержали. Ведь у каждой женщины должно быть право как на прерывание беременности, так и на вынашивание ребенка. Важно понимать один ключевой момент: женщина свое тело ни обществу, ни государству, ни своей родне не доверяла. За решением делать или не делать аборт стоят выбор и ответственность только и исключительно конкретной женщины, а не когорты людей, которые принимают законы, «знают, как лучше».

Дезинформация

Противники законности абортов активно дезинформируют общество, чтобы ограничить доступ женщин к спектру репродуктивных решений. Те, кто считает аборт единственным выходом сохранить мир в семье и видимость внешнего благополучия, делают то же самое. Из-за консервативных традиций в некоторых регионах женщину не просто могут вынудить сделать аборт, ее могут лишить жизни за нежелательную беременность. Давление, моральное принуждение, шантаж – все это лишает женщину возможности самостоятельно распоряжаться своими жизнью и телом, лишает ее выбора, на который каждый человек в мире имеет право рассчитывать.

Благодаря движению против абортов появилось и пропагандировалось немало мифов, предназначенных для того, чтобы представить аборт опасной процедурой, которую нужно запретить. К сожалению, в некоторых кругах эти мифы имели большой успех.

Миф 1: Постабортный синдром

Постабортный синдром – не психиатрический диагноз. Нет никаких научных данных, говорящих за то, что женщины после абортов страдают от так называемого пост-абортного синдрома. Согласно исследованиям, женщины, сделавшие аборт, страдают от депрессии столь же часто, сколько и сохранившие нежелательную беременность, а нежелательная беременность и аборты часто связаны с изнасилованиями, и проблемы психического здоровья в первую очередь связаны с пережитым насилием.

Миф 2: Экстренная контрацепция вызывает аборт

Экстренная контрацепция (ЭК) всего лишь предотвращает беременность в течение срока до пяти дней после незащищенного секса. Если женщина уже забеременела, ЭК не вызовет аборт. Основной принцип действия ЭК в том, что она останавливает или прекращает овуляцию. Таким образом, из яичника не выходят зрелые яйцеклетки, что значит, они не могут быть оплодотворены и женщина не может забеременеть. Эти средства рекомендуются Всемирной организацией здравоохранения, и они доступны в большинстве стран мира.

Миф 3: Запретить аборты – лучший способ снизить их число

Лучший способ снизить число абортов – это снизить число незапланированных беременностей, для чего необходимы всестороннее сексуальное образование, профилактика насилия и обеспечение доступа к эффективной контрацепции. Ограничение доступа к безопасным медицинским абортам может привести только к росту нелегальных абортов, когда женщины вынуждены делать его или самостоятельно, или в подпольных антисанитарных условиях. По данным ВОЗ, ежегодно 70 000 женщин и девочек умирают в результате небезопасных абортов, миллионы страдают от тяжелых осложнений.

Миф 4: Аборты – западная мода

Во все времена и во всем мире женщинам приходилось прерывать нежелательную беременность, об этом свидетельствуют самые ранние исторические источники. Аборт – одна из самых древних медицинских практик, ее примеры можно найти в истории древнего Египта, Греции, Рима и Китая. Большинство беременностей прерывались с помощью трав, голодания, кровопускания и лежания на горячей поверхности. Также были популярны опасные случаи использования острых инструментов, возложения тяжелых предметов на живот и тяжелый физический труд вроде восхождения в гору, перетаскивания тяжелых грузов.

Миф 5: Легальный аборт – не значит безопасный

Когда у женщин есть доступ к безопасным, легальным абортам, материнская смертность и осложнения в результате небезопасных абортов резко сокращаются, это доказанный факт. Никакие ограничительные законы ни в какие времена не останавливали женщин от прерывания нежелательной беременности. В странах, где аборты нелегальны, смертность и осложнения среди женщин, обратившихся за абортом, в среднем в 30 раз выше, чем в странах, где аборты разрешены.


Уголок статистики

• 26% народонаселения планеты живет в странах, где аборты запрещены и/или репродуктивные права женщин ограничены, в 97 государствах на законодательном уровне аборты запрещены полностью;
• 20 миллионов абортов в год производится нелегально, смертность среди женщин от подобных абортов составляет около 70 000 в год;
• сделать аборт после инцеста или изнасилования можно только в 42% стран мира, а вот по желанию женщины прервать беременность можно лишь в 21% государств.
Данные Sisterhood is Global Institute, Canadа


Желание решать за женщину и давление на нее в таком важном вопросе, как готовность к материнству, почти всегда приводят к печальным последствиям. Истории двух наших героинь – ярчайший пример того, какой непоправимый вред могут нанести, казалось бы, благие намерения самых близких и родных людей. Жаркынай и Альмира согласились рассказать, как постороннее вмешательство повлияло на их судьбы. 

Жаркынай 33,

у нее пятеро детей, младшему всего 3 года. Она выросла в Чимкенте, где и вышла замуж в 18 лет за мужчину, у которого была традиционно большая казахская семья, четыре брата и сестра. Они решили пожениться сразу после школы. Возможно, будь они старше, им бы пришло в голову поговорить о том, какой они видят свою будущую семью, но это не обсуждалось, детали выяснились уже в процессе. Муж хотел большую семью, похожую на ту, в которой вырос сам. Учиться он ей не позволил, а женскую миссию видел в основном в вынашивании детей. Жаркынай хотела родить, но немного позже, однако муж ничего не хотел слушать, и первый ребенок у них родился сразу же, через год после свадьбы, а второй – спустя четыре года.

Сама Жаркынай предполагала, что детей у них будет только двое. Но муж так не считал. А когда узнал, что после рождения второго ребенка она намерена остановиться и начала принимать противозачаточные, пришел в ярость, избил ее и изнасиловал. Она хотела уйти от мужа и сделать аборт, но тут решительно воспротивилась вся родня, им все стало известно от ее собственных родителей, с которыми Жаркынай решила посоветоваться. Все от мала до велика увещевали ее, упрекали и всячески осуждали.

…муж вознамерился продолжать решать демографическую проблему в стране…

Еще одним препятствием было то, что женщина никогда не работала и у нее не было образования. Муж не позволял ей заниматься ничем, кроме дома и семьи. В итоге, не выдержав жесткого давления со стороны семьи и страха перед неизвестностью, она осталась с мужем, а через 9 месяцев на свет появился третий ребенок. Спустя два года она забеременела четвертым сыном. Зарплаты мужа стало катастрофически не хватать, жизнь стала намного сложнее. Иногда доходило до того, что вся семья ужинала только хлебом. Тогда Жаркынай втайне от мужа решила сделать аборт. Об этом знала только старшая сестра женщины. Именно она сообщила все мужу Жаркынай, после чего он снова избил ее, несмотря на то что она носила его сына.

– Мы жили впроголодь, детей часто было нечем лечить и даже кормить. Я с ужасом ждала времени, когда младшие пойдут в школу. Это звучит страшно, я знаю, но какой-то частью сознания я надеялась на выкидыш, когда муж избивал меня. Но этого не случилось.

Самый младший сын появился на свет только три года назад, а муж вознамерился продолжать решать демографическую проблему в стране до тех пор, пока не родится девочка. Жаркынай пыталась покупать средства контрацепции, но это каждый раз заканчивалось большим скандалом. Когда муж узнал, что она хотела поставить спираль, избил ее снова. Тогда она поняла, что больше не может этого терпеть, и обратилась к своей дальней родственнице в Алматы. Та помогла ей временно перебраться к ней. Теперь Жаркынай живет у родственницы и работает швеей, младший сын с ней, старшие пока с отцом. Сейчас ведутся переговоры по поводу развода. О своей семейной жизни ей хочется забыть, как о страшном сне.

аборт

Альмире 28,

и она не может иметь детей. Но так было не всегда. Она воспитывалась в строгой мусульманской семье. Ей было 19 лет, когда она забеременела от своего молодого человека. По закону жанра, узнав обо всем, он сбежал, и с родительским гневом ей пришлось столкнуться в полном одиночестве. Когда она рассказала все отцу, он был в бешенстве, называл дочь гнусными словами и даже ударил по лицу. Мать с братом полностью поддержали отца, и те дни девушка вспоминает с содроганием. Ее заперли дома, постоянно унижали. Мать каждый день плакала, а когда переставала, приходила к Альмире в комнату, таскала за волосы и насильно заставляла читать намаз, чтобы замолить грехи. Отец вовсе перестал разговаривать с дочкой, хотя раньше она была его любимицей. А однажды он появился на пороге ее комнаты и велел идти с ним.

– Мы очень долго ехали на машине, никто ничего мне не говорил. И только под конец пути по обрывкам родительских фраз я поняла, что мы едем в Талдыкорган. Я не поняла сразу зачем, но подумала с теплом: «Скорее всего, мы едем в больницу, провести осмотр. Они боятся за мою репутацию, но беспокоятся о здоровье, значит, смогут простить меня». Но оказалось, мы ехали в другой город, чтобы убить моего ребенка.

Последствия предательства

В небольшом стерильном кабинете какой-то частной клиники женщина в белом халате спросила у Альмиры, действительно ли она хочет сделать аборт. В этот момент отец повернулся и четко сказал: «Да, если хочет вернуться домой». Женщина сделала вид, что ничего не слышит. Помощи ждать было неоткуда, в состоянии шока, страха и отчаяния Альмира кивнула, и ее тут же начали готовить к операции. Все прошло быстро.

– После аборта у меня развилось трубное вторичное бесплодие. Родителей я так и не простила. Сейчас я замужем за хорошим человеком, родители просят внуков, помогают с лечением, но то, что случилось тогда, уже не исправить. Я корю себя за то, что пошла у них на поводу, но мне было всего 19, и я испугалась, что, если откажусь, они просто оставят меня беременную там, в чужом городе, без средств и документов. Отец так и сделал бы, я знаю. Мне часто снится маленькая девочка без лица, она подходит ко мне и молча стоит рядом… Это мое наказание, что не уберегла ее.

Аруна АЛИМТАЕВА, участница инициативной группы «КазФем»: 

Аруна АЛИМТАЕВА– Решение, что делать со своим телом, и с планированием жизни должно исходить от самой женщины, ее самостоятельного решения и выбора. Ни государство, ни муж, ни третьи лица не должны ее в этом ограничивать и диктовать условия. В правовом и этическом смысле это решение должно закрепиться только за ней. Разве что можно посоветоваться с мужем и с адекватным доктором. Другое дело, что аборт – это крайний метод, который все же должен быть доступен каждой, а в некоторых случаях должен проводиться бесплатно. Принуждение и селективные аборты – это другая крайность, это аналогичное присвоение права какими-то внешними людьми или властью, но уже в сторону отказа женщине в ее репродуктивном потенциале, особенно если она хочет родить ребенка. Это недопустимая, но до сих пор существующая практика. Право выбора наделяет человека силой и самостоятельностью, поэтому это так важно. Это учит человека брать ответственность только за себя и свою жизнь. Отнять право выбора – личность рассыплется.

Елена ИВАНОВА, активистка казахстанской феминистской инициативы «Феминита»:

Елена ИВАНОВА– У каждой женщины есть абсолютное право распоряжаться своим телом. Принудительные аборты и запреты на аборт, так усиленно пропагандируемые государством и движением про-лайф есть жестокая форма насилия и отбирания прав у женщины. Единственным по-настоящему уместным принудительным абортом я считаю случай, когда беременность угрожает жизни и здоровью женщины. Никакие другие вариации, убеждения, предлоги или причины не могут заставить женщину делать или не делать аборт.

Что касается родов – это сложный, болезненный, травматичный и иногда опасный для жизни процесс, к которому не каждая женщина готова. Особенно важно помнить, что существуют нежелательные беременности. Например, после изнасилования или беременность в несовершеннолетнем возрасте. Аборт – это выбор и свобода, если угодно, медицинская помощь, никак не убийство.

Ангелина БОНДАРЕНКО, социальный психолог:

Ангелина БОНДАРЕНКО– Аборт – это кризисная ситуация для женщины. Не во всех случаях беременность – это радость. Когда она не запланирована – это большой стресс, страх, тревога, микс различных чувств, которые накрывают женщину, и она не знает, что ей делать. Дальнейшее ее решение сугубо личное, индивидуальное, на это влияет огромное множество социальных, материальных, моральных факторов. Аборты появились в нашей жизни не для того, чтобы не давать детям возможности появляться на свет. Это может быть необходимой мерой в некоторых критических жизненных ситуациях. Если девушку изнасиловали, она уже травмирована, а если при этом еще узнает, что беременна, это двойной удар. Если под давлением общества она решит рожать, существует большая вероятность двух сломанных жизней – и ее, и ребенка.

Существует предабортная психологическая консультация, куда женщину обязательно должны направить. Цель психолога здесь – не убедить ее делать или не делать аборт, а раскрыть всю ситуацию, понять ее глубже и помочь увидеть разные варианты, другие возможности, уместные именно в ее конкретном случае. С помощью психолога женщина должна самостоятельно понять, что ей действительно нужно. Чтобы снизить уровень абортов, в первую очередь, я считаю, родители и школа должны уделять достаточно внимания сексуальному воспитанию ребенка. Родители должны интересоваться и принимать активное участие в жизни своих детей, ведь именно их поддержка и помощь очень важны, в противном случае подросток начинает черпать информацию из других источников.

Лаура ЕМЕЛБАЕВА, акушер-гинеколог:

Лаура ЕМЕЛБАЕВА– Лично я категорически против абортов по причине нежелательной беременности. Считаю, что аборты нужно делать только по медицинским показаниям – например, при врожденных пороках развития плода или во время замершей беременности и т. д. Но при этом я придерживаюсь мнения, что на законодательном уровне за женщину решать нельзя, это совершенно излишне. У каждого человека своя собственная жизнь, и все, конечно, вправе сами решать за себя и свое будущее здоровье. Важно лишь помнить, что после первого аборта существует риск на всю жизнь остаться бесплодной, он в первую очередь опасен для репродуктивного здоровья женщины. Поэтому сейчас, в XXI веке, от нежелательной беременности необходимо предохраняться заранее. Крайне важно откровенно говорить на эту тему с подростками в школе и дома. В школах и высших учебных заведениях должен быть специальный кабинет, где подросткам и молодым людям могут все доступно рассказать, объяснить и предоставить доступ к средствам контрацепции. Я думаю, тогда и абортов станет значительно меньше.

Фото из архива героев

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz