Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Почему мы пьянеем?

Алкоголь Болезни мозга и нервной системы

Алкоголь – чертовски интересная штука. Это химическое соединение с памятной еще со школы формулой С2Н5ОН последовательно проводит нас через ряд изменений сознания, оказывает тьму тьмущую всевозможных эффектов на мозг и тело. Но как оно это делает? Что, собственно, происходит, когда алкоголь попадает в организм? Вот мы подняли и осушили бокалы, а что дальше? Давайте посмотрим, как и почему мы пьянеем.

Алкоголь в силу физических свойств отлично смешивается с водой и растворяется в жирах. Из-за этого он легко преодолевает клеточные мембраны – оболочки клеток, которые состоят из фосфолипидов, т. е. из жиров, и которые отделяют клетки от внешней среды, обеспечивают их целостность, управляют обменом веществ (пропускают одни и не пропускают другие). Из желудка и кишечника алкоголь всасывается в кровь, которая разносит его по всему организму. Особенно много достается головному мозгу: там его концентрация становится раза в 3 выше, чем в крови. Алкоголь, помимо того что проникает в мембраны нервных клеток, отчего их работа ухудшается, действует и на рецепторы нейронов (сложные нервные образования, которые превращают влияние внутренних и внешних раздражителей в нервные импульсы), и на всевозможные нейромедиаторы в мозге. Нейромедиаторы – это такие биологически активные химические вещества, которые передают импульсы между нейронами, а также от нейронов к мышцам.

Как алкоголь действует на мозг

Главная «жертва» алкоголя в мозге – рецепторы к гамма-аминомасляной кислоте (сокращенно – ГАМК). ГАМК – главный тормозной медиатор в центральной нервной системе, и занимается она тем, что подавляет всякую чрезмерную активность. ГАМК связывается со специальными участками (в генетике они называются сайтами) рецепторов, на которые воздействуют бензодиазепины. Бензодиазепины – это психоактивные вещества, оказывающие снотворное, седативное и анксиолитическое (то есть уменьшающее тревожность) действие. И работают они именно потому, что взаимодействуют с этими рецепторами, и те становятся более чувствительными к ГАМК. С теми же самыми рецепторами связывается и так же действует алкоголь. Поэтому мы, когда изрядно «примем на грудь», чувствуем себя заторможенными, и нас клонит в сон.

«Но постойте, – скажете вы, – если алкоголь снижает активность нервной системы, то почему сначала мы чувствуем веселье, легкую эйфорию и желание что-нибудь эдакое деятельное предпринять: петь, гулять, танцевать?» На этот счет ученые выдают несколько версий, но они не взаимоисключают друг друга и могут все дружно оказаться верными – в биологии так бывает.

Вот одна из них: алкоголь действует не только на рецепторы к ГАМК, но и на рецепторы к другим нейромедиаторам, в частности к допамину. Этот нейромедиатор вызывает чувство удовольствия и участвует в работе системы вознаграждения – так называется комплекс структур нервной системы, которые регулируют поведение посредством положительных реакций на действия, с точки зрения мозга полезные для выживания и продолжения рода (например, секс или вкусная еда). И на все наши пристрастия и зависимости она тоже так или иначе влияет. Как показывают исследования, уровень допамина в мозге после того, как мы выпьем рюмочку-другую, действительно возрастает.

И еще версия:

Подавляющее влияние этанола усиливается постепенно, по мере того как увеличивается его концентрации. И судя по всему, в первую очередь сдают позиции высшие центры контроля в коре головного мозга. А ведь именно благодаря их руководству мы беспокоимся о нормах поведения, принятых в обществе, и стремимся их соблюдать. Что получается, когда они «отказывают», знает каждый, кому хоть раз в жизни было стыдно вспоминать, например, о развеселых танцах на барной стойке на глазах у шефа и всех коллег во время новогоднего корпоратива.

В целом, какая бы там ни была задействована биохимия, развивается алкогольное опьянение по одному сценарию. Сначала мы перестаем мыслить и вести себя рационально, теряем самоконтроль, но сопровождается это, как правило, всяческими приятными ощущениями. Затем становимся вялыми, заторможенными, сонливыми.

Откуда похмелье?

Когда алкоголь попадает в организм, тот начинает его перерабатывать, усваивать и выводить. Большая часть этой работы достается печени, и только 2–5 % этанола в чистом виде выходит с потом, мочой и выдыхаемым воздухом.

В организме алкоголь под действием фермента с непроизносимым (ни на трезвую, ни на пьяную голову) названием алкогольдегидрогеназа окисляется до ацетальдегида. Все бы ничего, но есть проблема: ацетальдегид – жутко вредный токсин. Даже в небольших количествах он вызывает тошноту, головную боль, аритмию, слабость и другие неприятные ощущения – все, что мы чувствуем на следующий день, если накануне перебрали с выпивкой. А еще это вещество – канцероген: повышает шансы обзавестись злокачественной опухолью.

Но вернемся к процессу переработки алкоголя. На следующей ее стадии другой, но тоже непроизносимый, фермент – альдегиддегидрогеназа – превращает ацетальдегид в уксусную кислоту, которая, пройдя еще несколько химических реакций, в итоге разлагается на простые и понятные углекислый газ и воду.

Как пройдет для отдельно взятого человека вечеринка с коктейлями и чем аукнется наутро, зависит от активности этих двух ферментов. Если и первый, и второй работают быстро, человек может пить спиртное литрами, практически не пьянея и не страдая потом от похмелья. Если алкоголь превращается в ацетальдегид медленно, человек долго ощущает приятное опьянение даже от пары рюмок, но мучиться поутру не будет: активность альдегиддегидрогеназы высокая, и она шустро преобразует альдегид в уксусную кислоту. Оба эти случая – с подвохом: если человек не страдает похмельем, то велики шансы, что он начнет спиртным злоупотреблять. Но есть и третий вариант: когда ацетальдегид вырабатывается быстро, а уксусная кислота медленно. И тут, чтобы стать алкоголиком, надо изрядно постараться и очень себя не любить, потому что хмель такого человека не берет, зато у него быстро появляются все симптомы похмелья.

Немного о пользе и технике безопасности

О вреде алкоголя твердят отовсюду: телепередачи, статьи в газетах и интернете, семейный врач, в конце концов. А люди понимающе кивают, соглашаются… и продолжают выпивать, как выпивали.

Мы зайдем с другой стороны. Если употреблять алкоголь разумно и знать меру, это не так уж и плохо, и даже полезно. Как показали исследования, в которых изучалось влияние алкоголя на здоровье сердечно-сосудистой системы, умеренное его употребление снижает риск ишемической болезни сердца аж на 30 %, да и общая смертность уменьшается. Но тут есть тонкий момент: «умеренное» не значит «умеренное для вас лично», то что люди разные – в этом случае в зачет не идет. Здесь «умеренное употребление» означает 100 мл вина в день для женщин, 200 мл – для мужчин (да, для мужчин речь идет тоже о вине). Если превышать эту дозу, риски заболеваний и смертность сначала возрастают до того же уровня, что у трезвенников, а потом, разумеется, превышают его.

В целом пить по чуть-чуть не так опасно. А вот пить помногу (пусть даже это происходит редко) – вредно. Поэтому отказывать себе в бокале шампанского на Новый год не нужно. Главное – ограничиться одним бокалом.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x