Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Продолжаем изучать результаты анализов

гормоны Гормональные

Гормоны коры надпочечников. Их уровень можно определить, сдав анализ крови. Надпочечники – специальная железа внутренней секреции, которая отвечает за гомеостаз (равновесие) нашего организма. В надпочечниках различают кору и мозговое вещество. В коре надпочечников вырабатывается более 50 гормонов, самыми важными из которых являются глюкокортикоиды, минералокортикоиды и андрогены, а мозговое вещество синтезирует адреналин, норадреналин и дофамин.

Анализ крови

Гормоны коры по своей природе относятся к стероидным гормонам на основе холестерина, а мозговое вещество продуцирует катехоламины, в основе которых лежит аминокислота тирозин. Кора надпочечников – единственное образование в нашем организме, синтезирующее глюко- и минералокортикоиды, а также женские андрогены, о которых мы уже говорили. Главный минералокортикоид – альдостерон, основной глюкокортикоид – кортизол. Все глюкокортикоиды регулируют углеводный обмен. Кортизол отвечает за адаптацию нашего организма к стрессам, неважно, какой природы: будь то инфекция, травма или сильное эмоциональное переживание.

Вырабатывается он не регулярно, а по так называемому циркадному ритму секреции. При таком варианте максимум выработки приходится на утренние часы (5–6 утра), а минимум – на вечер (с 20–00 до 24–00). Нарушение этого графика работы свидетельствует о неполадках всего организма. Из-за чего происходит сбой? Из-за физической нагрузки и стресса, из-за пониженного уровня сахара в крови или низкого артериального давления, а также из-за высокой температуры. По своему принципу действия на поджелудочную железу кортизол является антагонистом инсулина, то есть избыток гормона может не понижать, как инсулин, а повышать уровень сахара в крови и вызывать стероидный сахарный диабет.

При недостатке гормона уменьшается выработка глюкозы, что ведет к гипогликемии. Поскольку глюкокортикоиды усиливают синтез глюкозы из белковых молекул, они вызывают расщепление белка в тканях и угнетают процесс воспаления. Эта особенность нашла свое применение в фармакологии: все стероидные гормоны используют для купирования самых разных проявлений воспаления – от высыпаний на коже до приступа бронхиальной астмы. Однако всегда необходимо помнить: глюкокортикоиды угнетают наш иммунитет, перехватывая на себя функцию борьбы с воспалительными процессами.

Именно поэтому прием гормонов в малых дозах и короткими курсами может быть благом, но длительный их прием всегда – зло!
Норма кортизола в крови составляет в 8–00 200–700 нмоль/л (70–250 нг/мл), а в 20–00 – 55–250 нмоль/л (20–90 нг/мл). Между утренней и вечерней концентрацией разница составляет более 100 нмоль/л. В период беременности уровень кортизола повышен, его суточный ритм нарушен. Повышение уровня гормона определяется при болезни Кушинга, опухоли надпочечников, а его снижение диагностируется при недостаточности коры надпочечников или гипофиза, а также при генетическом нарушении синтеза стероидных гормонов (адреногенитальный синдром).

Дисфункция надпочечников – налицо!

Иногда нарушение синтеза кортизола заметно невооруженным глазом: внешний вид больного принимает «буйволообразную» форму – тело человека становится полным, а конечности – худыми. Происходит это из-за того, что жиры «тают» на конечностях, а накапливаются в области лица, плеч и туловища. Так избыток кортизола воздействует на жировой обмен.

Растяжки (стрии) на коже также имеют глюкокортикоидную природу: кортизон способствует распаду белков в организме человека, мышцы слабеют, нарушается плотность и эластичность кожного покрова, а из-за дефицита белка его регенерация «буксует». В результате появляются стрии. По сути – это рубцовые ткани.

Кортизол участвует и в водно-солевом обмене, задерживая жидкость в организме, что является причиной повышения АД и миокардиодистрофии (поражения сердечной мышцы в результате нарушения обмена веществ). Помимо всего прочего, кортизол вызывает остеопороз, повышает кислотность желудка и так воздействует на ЦНС, что человек погружается в глубокую депрессию, переходящую порой в реактивный психоз. Усугубляет состояние снижения иммунитета. Вспомните, когда вы грустите или чем-то расстроены, то очень легко подхватываете простуду в любое время года. А с радостью, улыбкой, хорошим настроением – простуда исчезает без следа. Так гормоны радости – эндорфины – побеждают кортизол!

Нельзя не сказать и о том, как кортизол влияет на кожу и волосы. Его повышение – одна из самых распространенных причин появления угревой сыпи, себореи и жирных волос. Вы никогда не задумывались о том, почему в путешествии наша кожа так подвержена этим напастям? А все дело в стрессе, который кроется за любым путешествием. Ответной реакцией на этот стресс и становятся изменения на коже и в волосах. Одним словом, ясно одно: контролировать глюкокортикоиды необходимо при первых, пусть даже самых незначительных подозрениях на их дисбаланс.

«Противоречивые» гормоны

Теперь немного о минералокортикоидах. Они регулируют минеральный обмен, иными словами обмен солей. Единственным минералокортикоидом, поступающим в кровь, у человека является альдостерон, основная функция которого – задержка жидкости в организме и поддержание нормальной внутренней среды. Регуляция самого альдостерона осуществляется ангиотензином, вырабатывающимся как в системном кровотоке, так и в различных тканях (печень, почки, сердце, сосуды).

Ангиотензин вызывает сужение сосудов и освобождает из коры надпочечников альдостерон, который в свою очередь вместе с ним и ренином, другим гормоном, синтезирующимся в почках, образует сложную систему регуляции – РАС – ренин-ангиотензин-альдостероновую систему. Это – своеобразная ось, вокруг которой «вертится» весь водно-солевой обмен и гемодинамика. Ее основной функцией является поддержание постоянного объема циркулирующей крови. Вообще минералокортикоиды жизненно необходимы каждому из нас. И хотя они усиливают воспаление и все реакции иммунной системы, вызывают отеки и повышают АД, нарушают возбудимость нервной системы и миокарда – без них человек погибает.

Самую негативную роль играет РАС в развитии сердечной недостаточности и гипертонической болезни, но осознание механизма этого негатива помогло фармакологам значительно улучшить лечение и гипертонии, и дисфункции сердечной мышцы. Примером может служить применение АПФ (ангиотензин-превращающего фермента) и β-блокаторов в лечении этих недугов. Вот такие противоречивые, но такие необходимые эти минералокортикоиды!

Норма альдостерона в плазме крови у взрослых 100–400 пмоль/л (4–15 нг/дл). Нормальный уровень ангиотензина в плазме – 11–88 пг/мл, в артериальной крови – 12–36 пг/л, а в венозной – 50–75% от уровня гормона в артериальной крови. Норма ренина рассчитывается как часть от целого, а целым является ангиотензин. При заборе крови в горизонтальном положении (лежа) норма = 0,2–1,6 нг/(мл.ч) ангиотензина I; при вертикальном положении (стоя) – 0,7–3,3 нг/(мл.ч) ангиотензина I.

Где рождается тревожность?

Мозговое вещество надпочечников синтезирует катехоламины – очень нестойкие вещества нестероидного происхождения, продолжительность жизни которых составляет всего несколько секунд: норадреналин, адреналин и дофамин являются нейромедиаторами и участвуют в передаче нервных импульсов в симпатической системе, а адреналин еще к тому же стимулирует распад жиров, увеличивает уровень глюкозы и подавляет действие инсулина. Вообще же катехоламины не являются жизненно важными гормонами, но поскольку их уровень значим при гипертоническом кризе, инфаркте – знать норму необходимо.

Нормальный уровень адреналина в крови менее 88 мкг/л, норадреналина – 104–548 мкг/л и дофамина – 87 пг/мл. Катехоламины принимают непосредственное участие в развитии психоэмоционального стресса, отвечая за чувство тревоги. Таким образом, роль катехоламинов интересна каждому из нас, поскольку психоэмоциональный стресс – неотъемлемая часть жизни современного человека. Вечная нехватка времени, отсутствие толерантности по отношению друг к другу, все то, что мы не в состоянии контролировать (смерть близких, болезни, стихийные бедствия) – влияют на наше поведение в стрессовых ситуациях. Однако наше поведение напрямую зависит и от уровня катехоламинов в крови: чем он выше, тем эмоциональнее реакция на происходящее, тем злопамятнее, мнительнее и раздражительнее человек.

Такие люди не уверены в себе, склонны к унынию и апатии. И напротив, нормальный уровень катехоламинов гарантирует человеку оптимизм и спокойствие в самых сложных ситуациях, стремление помочь ближнему, способность не драматизировать, не усложнять ситуацию. Таким образом, катехоламины являются своеобразными индикаторами, или маркерами, определяющими нашу эмоциональную составляющую. А вот о настоящих маркерах, определяющих онкологическую настроенность организма, мы поговорим в следующий раз.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x