Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Сказкотерапия. Как детей и взрослых лечат сказками

Сказкотерапия. Как детей и взрослых лечат сказками Психология

Чтение сказок оказывает непрямое, но весьма эффективное воздействие как на детей, так и на взрослых. Это один из мощных инструментов, применяемых в нынешних реалиях психологами для коррекции и оказания помощи. Сказкотерапия занимает одно из лидирующих мест в современной психологии как метод мягкого психологического воздействия. Она входит в число арт-терапевтических направлений и уже дала неплохие результаты. Могут ли в лечебных целях применяться обычные народные сказки, как именно их нужно читать и рассказывать, какие сюжеты подходят для решения тех или иных проблем – на эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Почему сказки?

Сказки содержат информацию, накопленную целыми поколениями людей на протяжении столетий. В них затрагиваются и рассматриваются глубокие философские проблемы на доступном для детского восприятия и понимания уровне. Метафорические приемы, используемые в сказках, давно изучены психологами и активно используются в их деятельности. Психоаналитики отмечают, что человеческое подсознание общается с нами образами, при этом чем образное мышление развитее, тем активнее этот канал восприятия мира. А значит, тем больше данная технология подходит для терапии. Таким образом, в героях сказок дети способны увидеть свои собственные переживания и понять, как с ними можно справиться. Подробное обсуждение сюжета, поступков, поведения и хода размышлений героев в непростых ситуациях подсказывает детям правильный путь в их собственной жизни. Психика человека устроена таким образом, что часто травмирующие истории и мысли, которые беспокоили в прошлом, она ставит в блок. А при помощи сказкотерапии к ним можно подобраться так называемыми окольными путями.

Многие отмечают, что данный прием является не только эффективным способом работы с детскими проблемами и трудностями, но и одним из очень интересных. Практиковать сказкотерапию рекомендуется в среднем с 3–4 лет, так как с этого возраста детям начинает нравиться слушать сказки.

Для чего используют сказкотерапию

Сказкотерапия полезна при наличии у ребенка различных трудностей и проблем. В целом, к трудностям, которые поддаются коррекции при помощи сказкотерапии, относятся эмоциональные реакции. Так, при помощи сказок можно проиграть конфликты и разногласия, а также обиды, тем самым преодолев трудности в общении. Данный метод помогает справиться с внутренними переживаниями, когда можно взглянуть на себя со стороны. Из сказок можно получить информацию о различных беспокойствах и страхах. Помимо этого, данная терапия способна помочь детям преодолеть возрастные трудности, критические и переломные моменты – к примеру, проблемы в учебе, формирование личности, конфликты с друзьями, знакомыми и другие. Когда герои произведений собираются путешествовать, открываются чему-то новому, взрослеют, это показывает детям, которые собираются идти в сад, школу, новый коллектив, что перемены – это не всегда легко, но бояться их не нужно.

Любая ли сказка подойдет?

Абсолютно любая сказка может быть терапевтической. Но таковой она становится именно тогда, когда ее не просто читают, а применяют специально для оказания помощи взрослому человеку или малышу. Такая лечебная сила возникает в сказке именно тогда, когда она преподносится в подходящее время, при особых обстоятельствах и в обязательном порядке обсуждается. Поэтому именно уместное повествование и углубление в сюжетные линии делают ее терапевтической.

Говорить о прочитанном произведении с маленьким слушателем нужно обязательно. Обсуждая сказку, надо деликатно подсказывать те тонкости, которые ребенок сам понять в силу возраста не способен. Одно неосторожное высказывание: «Вот видишь, как он делает! А теперь на себя посмотри…» может свести на нет всю пользу сказки, разрушить магию истории. Нельзя запугивать маленького слушателя последствиями: «Смотри, что получилось! И с тобой это случится, если будешь вести себя так же!» Все это может обратить пользу сказкотерапии во вред. Именно в этом случае, когда ребенок пугается последствий, о которых рассказывается в сказке, одна проблема может уйти в тень, зато появится другая. Поэтому отсутствие теплых, доверительных отношений между взрослыми и ребенком, назидательный тон родителей, недостаточный интерес взрослого к размышлениям и мыслям слушателя могут сделать процесс неэффективным. Сказка должна учить очень мягко и доброжелательно.

Если углубиться в разбор сказок по жанрам, то народные однозначно можно использовать в качестве терапии, считают психологи. Изначально сказка как жанр была создана для того, чтобы передавать посредством повествования накопленный опыт, социальные навыки, житейскую мудрость из поколения в поколение. С авторскими сказками дела обстоят сложнее. В особенности это касается произведений, не ставших классикой, тех, что не прошли проверку временем. В данном случае родителям нужно быть более разборчивыми в выборе подходящей литературы.

Сказка обязательно должна подходить слушателю по характеру, возрасту, раскрывать схожие трудности и особенности жизненных ситуаций. Также произведения должны вызывать эмоции у ребенка, давать ему надежду и ненавязчиво подводить к переменам. Сказкотерапия ни в коем случае не должна подразумевать под собой высмеивание адресата, так же как и не должна стыдить его и запугивать.

Более того, для закрепления результата после прочтения и обсуждения сказки можно заняться вместе с ребенком рисованием персонажей произведения. При этом необходимо обращать внимание на те моменты, которые он выделяет, так как они привлекли его больше всего, и на те, что он предпочел оставить в тени, ведь они тоже многое могут сказать о его внутреннем самочувствии.

Психологи в роли сказочников

В своей работе психологи также применяют психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные и дидактические сказки.

Первые нацелены на определенные черты характера или поведения. Обычно практикуются при проведении занятий с гиперактивными детьми или с агрессорами, такие сказки прорабатываются совместно со специалистами в индивидуальном порядке.

Психотерапевтические сказки обычно используют при работе с детьми в возрасте от 3 до 8 лет. Именно они помогают детям преодолеть свои фобии.

Медитативные произведения не содержат в себе конфликтов и негативных персонажей. Они направлены на расслабление после психологической загруженности. Но при этом считаются самым сложным вариантом в терапии, потому что они не нацелены на решение какой-то конкретной проблемы.

Дидактические сказки помогают дошкольникам и учащимся младших классов в интерактивной форме прорабатывать ту или иную ситуацию, находить решения задач.

Как же понять, в каких ситуациях родители в силах помочь своему ребенку, а в каких  необходима помощь специалистов? Для этого потребуется разграничить понятия «трудность» и «проблема». Если ребенок испытывает какие-либо трудности (к примеру, когда он очень обидчив, сложно принимает решения или тяжело идет на контакт со сверстниками), совета и поддержки в сказочной форме может быть вполне достаточно. Но при наличии серьезной проблемы (психической травмы, нарушенного психического здоровья) сказка выступает скорее в роли вспомогательного помощника в полноценной терапии со специалистом.

Если родители в процессе сказкотерапии вдруг почувствуют, что у ребенка имеются скрытые страхи, тревога, не нужно пытаться избавиться от них самостоятельно. Лучше всего обратиться к вызывающему доверие человеку не внутри семьи, а извне – к психологу.

Сказкотерапия как помощь взрослым

Изначально сказкотерапия – одно из арт-терапевтических направлений, так называемый детский инструмент специалистов. Сама арт-терапия работает с воображением, образным восприятием и мышлением. Эти составляющие формируются раньше, чем логическое мышление. Говоря иными словами, данные структуры в сравнении с логикой присущи скорее детям, чем взрослым.

Но, несмотря на это, данный инструмент не просто используют в работе со взрослыми, но и делают это с успешными результатами. Нужно понимать, что в случае со взрослым человеком сказкотерапия направлена на его «детские» структуры, то есть на его «внутреннего ребенка». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил знаменитую повесть-сказку «Маленький принц» своему другу со словами: «Леону Верту, когда он был маленьким». Сказкотерапия также направлена на взрослых, «когда они были маленькими».

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x