Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Рак — не приговор, это только заболевание!

рак - не приговор Онкология

Диляра Радиковна КАЙДАРОВА.Ежегодно 4 февраля отмечается Международный день борьбы с раком, а в 2001 году появилась еще одна дата: 15 февраля – Международный день детей, больных раком. Диагноз «рак» – это всегда трагедия для пациента и его близких. Онкология является одной из ведущих причин смертности во всем мире. И Казахстан, к сожалению, не исключение. Каждый день в нашей стране выявляют около 100 новых случаев этого страшного заболевания. Только в 2015 году на учет были взяты более 36 тыс. человек. И каждый год болезнь уносит жизни 16 тыс. казахстанцев. Можем ли мы повлиять на эту печальную статистику? Что необходимо знать каждому, чтобы болезнь не стала смертным приговором? Как найти в себе силы жить и бороться, если страшный диагноз не обошел стороной? Действительно ли рак — не приговор? Ответить на самые важные вопросы любезно согласилась директор Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии, доктор медицинских наук, член-корреспондент Казахской национальной академии наук РК Диляра Радиковна КАЙДАРОВА.

 

Содержание
  1. – Диляра Радиковна, онкологические заболевания очень разнообразны. Но если рассматривать Казахстан, какие виды рака распространены у нас?
  2. – С чем, по Вашему мнению, это связано?
  3. – Правда ли, что эрозия шейки матки, если ее не лечить, рано или поздно перейдет в рак?
  4. – Какая возрастная категория лидирует по развитию и выявляемости рака, если не учитывать детский рак?
  5. – На что именно родителям необходимо обращать внимание?
  6. – Но ведь в первую очередь онко-настороженными должны быть именно врачи. Вряд ли родители будут спорить с педиатром, если он назначил антибиотик.
  7. – А этот вопрос как-то решается?
  8. – Помогли ли эти меры повысить выявляемость рака на той стадии, когда человеку еще можно помочь?
  9. – Какой тип рака считается самым злокачественным?
  10. – Какой тип рака имеет самый благоприятный прогноз и на какой стадии?
  11. – Но имеем ли мы все необходимое оснащение для того, чтобы выявить эту первую стадию?
  12. – Какие признаки и симптомы должны насторожить и стать поводом для немедленного обращения к врачу?
  13. – Если человека ничего не беспокоит, у него ничего не болит, нужно ли проходить обследование на онкологию?
  14. – Какие именно анализы нужно сдавать и начиная с какого возраста это делать?
  15. – Какую роль в онкологии играет наследственность?
  16. – Проводится ли в Казахстане генетический анализ, позволяющий выявить предрасположенность к раку?
  17. – А как у нас обстоят дела с лечением рака? По каким протоколам лечат в Казахстане? Обеспечены ли наши пациенты всеми необходимыми препаратами?
  18. – Если необходимые лекарства у нас есть, то почему не уменьшается поток пациентов, выезжающих на лечение за рубеж?
  19. – Насколько мне известно, ПЭТ/КТ еще и недешево стоит?
  20. – А можно пройти ПЭТ/КТ без назначения врача, в частном порядке?
  21. – Вы считаете, что у нашей медицины есть шанс вырасти до уровня той же Индии, Южной Кореи или Германии?
  22. – Вы верите, что позитивный настрой — это половина успеха лечения?

– Диляра Радиковна, онкологические заболевания очень разнообразны. Но если рассматривать Казахстан, какие виды рака распространены у нас?

– На первом месте в Казахстане стоит рак легкого у мужчин и рак молочной железы у женщин. Кроме того очень распространен колоректальный рак (рак кишечника) как для мужчин, так и для женщин. В последнее время также отмечается рост рака желудка среди мужчин и рака шейки матки у женщин. А в связи с введением скрининга на рак простаты у мужчин мы сегодня стали активнее выявлять и его. Что касается детей, то это различного рода лимфомы и лейкозы.

– С чем, по Вашему мнению, это связано?

– Единственной верной причины возникновения рака нет, но есть факторы риска. В случае с раком легкого, я считаю, что это экология. Если посмотреть по карте заболеваемости, можно увидеть, что рак легкого превалирует в северных регионах страны (Павлодарская, Петропавловская области, СКО, ВКО), где экологические факторы неблагоприятные, и, конечно, в Алматы, потому что у нас очень грязный воздух.

Второй значимый фактор – курение. Однако сегодня во всем мире, и в Казахстане в частности, наблюдается рост рака легкого у женщин, даже у некурящих.

– Правда ли, что эрозия шейки матки, если ее не лечить, рано или поздно перейдет в рак?

– Может перейти. Эрозия – это тоже фактор риска. Сначала она переходит в дисплазию (предраковое состояние), а затем в рак. Мы отводим на этот процесс 5 лет. Если у женщины обнаружена эрозия, необходимо сразу ее пролечить. Это простая 5-минутная манипуляция, которая давно стала рутинной и успешно применяется во всех женских консультациях.

– Какая возрастная категория лидирует по развитию и выявляемости рака, если не учитывать детский рак?

– Могу сказать, что с 16 до 28 лет заболеваемость самая низкая. Если рак возникает в этом возрасте, то, скорее всего, он носит либо наследственный характер, либо его закладка произошла еще внутриутробно, а после пубертатного периода он проявился. Чаще всего это рак лимфатической системы – лимфомы или кроветворной системы – лейкозы. Поэтому всех родителей мы призываем быть предельно внимательными к состоянию здоровья своих детей.

– На что именно родителям необходимо обращать внимание?

– Стоит насторожиться, если у ребенка длительное время держится повышенная температура. Или если он слишком часто болеет простудными заболеваниями. Наши родители и, к сожалению, некоторые врачи любят по поводу и без назначать антибиотики. Антибиотики в детском и подростковом возрасте оказывают очень сильное депрессивное влияние на иммунную систему, вследствие чего нарушается гомеостаз организма (баланс, равновесие физиологических процессов) и возникает иммуносупрессия, а это может стать пусковым механизмом развития лейкоза, лимфомы и т. д.

– Но ведь в первую очередь онко-настороженными должны быть именно врачи. Вряд ли родители будут спорить с педиатром, если он назначил антибиотик.

– К сожалению, мы столкнулись с тем, что у нас в Казахстане запоздалая диагностика. Многие врачи-педиатры и терапевты элементарно не знают клиники онкологических заболеваний.

– А этот вопрос как-то решается?

– Да, этот вопрос решается. Собрана команда из высококвалифицированных специалистов: профессоров, докторов медицинских наук и т. д. Мы выезжаем в регионы и проводим обучающие семинары для врачей первого уровня (участковых терапевтов) и фельдшеров. Мы хотим добиться, чтобы каждый человек, придя на прием к врачу, не важно, с какими жалобами, был обязательно осмотрен на предмет признаков онкологии. Чтобы уже при первичном осмотре врач или фельдшер могли заметить у человека какие-либо изменения.

Для этого мы учим, как правильно пальпировать лимфатические узлы, как правильно брать мазок на онкоцитологию, как проводить осмотр кожных покровов пациента, как правильно проводить пальцевое исследование прямой кишки при подозрении на колоректальный рак, как правильно осматривать, пальпировать грудь у женщин. Также мы учим, на что нужно обращать внимание при осмотре ротовой полости пациента. К сожалению, и с раком ротовой полости, несмотря на то, что это визуально определяемая локализация и сам пациент может заметить у себя его признаки, 60% пациентов поступают к нам на 3-4 стадии заболевания. По этой причине мы специально проводили обучение для стоматологов. Ведь именно они чаще других врачей осматривают рот пациента.

Буквально за прошлый год мы охватили все области Казахстана. В каждый регион выезжали по 2-3 раза. Я уже не говорю об Алматы, здесь семинары проходят постоянно. По окончании обучения мы проводим оценку знаний врачей и фельдшеров. А каждому областному министерству здравоохранения даем свои рекомендации.

Также мы обучаем врачей-диагностов, недавно провели двухнедельные курсы для 80 рентгенологов.

– Помогли ли эти меры повысить выявляемость рака на той стадии, когда человеку еще можно помочь?

– Безусловно, выявляемость стала лучше. Самая высокая выявляемость 1-2 стадии рака на сегодняшний день в Алматы – 66%. Это уже хороший показатель.

– Какой тип рака считается самым злокачественным?

– Меланома. Если меланому неправильно удалить, она мгновенно дает метастазы в самые различные органы, и человек может умереть за 3 месяца, сегодня дерматологи, по крайней мере в Алматы, не удаляют родинки без консультации онколога.

– Какой тип рака имеет самый благоприятный прогноз и на какой стадии?

– Первая стадия рака излечима в 100% случаев при любой локализации опухоли, будь то рак кожи, шейки матки или желудка. На второй стадии 5-летняя выживаемость составляет 80%. На третьей и четвертой стадии прогноз уже зависит от локализации опухоли, несмотря на то, что мы располагаем всеми методами лекарственной химиотерапии, лучевой терапии и хирургического лечения. Кстати, во всем мире уже постепенно отходят от хирургического лечения, поскольку современные методы химио- и лучевой терапии позволяют вылечить пациента без оперативного вмешательства.

– Но имеем ли мы все необходимое оснащение для того, чтобы выявить эту первую стадию?

– Оснащение у нас есть, сегодня мы доукомплектовываем все региональные поликлиники, включая самые удаленные районы. Но проблема не в этом. Проблема в людях. Мы делаем все, что в наших силах, для повышения онконастороженности врачей, но этого мало. У нас недисциплинированное общество. Люди не торопятся обращаться к врачам, затягивая заболевание до последних стадий.

В моей практике был случай рака языка. У молодой женщины на языке появилась язвочка, которой она долгое время не придавала значения и не обращалась к врачу. И что в результате? Эта молодая, красивая женщина лишилась языка. Страшно.

А рак молочной железы? На дворе XXI век, но к нам до сих пор приходят женщины с развившимися язвенными формами рака молочной железы. Они видят у себя язвы и не обращаются к врачу. Почему? Мне непонятно…

Я считаю, что в первую очередь следить за состоянием своего здоровья должны сами пациенты.

– Какие признаки и симптомы должны насторожить и стать поводом для немедленного обращения к врачу?

– Для каждой локализации опухоли есть свои симптомы. Например, примесь крови в стуле, окрашивание мочи в красный цвет могут быть признаками колоректального рака. Желтые склеры могут указывать на опухоль в печени. У женщин кровянистые выделения из половых путей между менструациями и/или после коитуса (полового контакта) могут указывать как на наличие обычной эрозии, так и на рак шейки матки. При раке молочной железы часто наблюдаются кровянистые выделения из соска. Стоит насторожиться, если привычная родинка стала менять цвет, форму, появилось покраснение и зуд.

Язвочки во рту, белые, черные пятна или краснота могут быть симптомами рака ротовой полости.

– Если человека ничего не беспокоит, у него ничего не болит, нужно ли проходить обследование на онкологию?

– Обязательно. Коварность рака в том, что он не болит и долго может себя не выдавать. Боли появляются уже на третьей и четвертой стадии. По крайней мере, один раз в год каждому человеку необходимо обследоваться.

– Какие именно анализы нужно сдавать и начиная с какого возраста это делать?

– С детства. К сожалению, с каждым годом рак молодеет. Я очень хочу попросить мам, дочки которых вошли в пубертатный период, – как только у девочки началась менструация, начала расти грудь, обязательно сделайте УЗИ органов малого таза и молочных желез. К сожалению, в последнее время к нам обращаются 15-летние девочки с огромными фиброаденомами. Родителям мальчиков, в частности папам, хочу сказать – проверяйте, опущены ли у сына яички в мошонку, неопущение (крипторхизм) – одна из возможных причин возникновения рака яичек.

У меня большая просьба ко всем женщинам – один раз в год сдавайте мазок на онкоцитологию шейки матки. Независимо от того, есть у вас эрозия или нет. Иногда рак возникает в цервикальном канале и при обычном осмотре зеркалами его можно не увидеть. Поэтому мазок берется и из цервикального канала и из самой шейки матки. Кроме того, сейчас, чтобы сдать мазок на онкоцитологию, женщине не обязательно идти к гинекологу, все поликлиники имеют женские смотровые кабинеты, в которых мазок может взять фельдшер. Минимум один раз в год необходимо сдавать общий анализ крови в любом возрасте. Потому что он может многое показать. Высокие цифры СОЭ, низкий гемоглобин и повышенные тромбоциты могут указывать на наличие патологического процесса в организме.

Взрослым один раз в год рекомендуется делать гастрофиброскопию. А после 50 лет и мужчинам, и женщинам желательно пройти колоноскопию.

Обязательно регулярно сдавать анализы на вирусы гепатитов В и С (одна из главных причин рака печени), на вирус папилломы человека (причина рака шейки матки) и на хеликобактер пилори (рак желудка).
Ну, конечно, необходимо ежегодно делать УЗИ внутренних органов.

– Какую роль в онкологии играет наследственность?

– Наследственность играет очень большую роль. Особенно это касается рака молочной железы.

– Проводится ли в Казахстане генетический анализ, позволяющий выявить предрасположенность к раку?

– Да, генетическая экспертиза есть. В нашем институте можно получить консультацию генетика и сдать кровь. Мы отправляем материал в Институт генетики, а там уже проводят экспертизу. Единственное, генетический анализ не входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи и проводится только в частном порядке. Стоит он около 15 тыс. тенге.

– А как у нас обстоят дела с лечением рака? По каким протоколам лечат в Казахстане? Обеспечены ли наши пациенты всеми необходимыми препаратами?

– Мы пользуемся протоколами, одобренными Европейской и Американской ассоциациями онкологов. Что касается обеспечения лекарственными препаратами, то в этом мы, конечно, еще отстаем, но все базовые препараты и 6 таргетных препаратов (один курс которых стоит порядка 10 тыс. долларов) обеспечиваются государством бесплатно.

– Если необходимые лекарства у нас есть, то почему не уменьшается поток пациентов, выезжающих на лечение за рубеж?

– Из-за недостаточной квалифицированности некоторых врачей и, как следствие, слабой диагностики люди потеряли доверие к казахстанской медицине. Разочаровавшись, они уезжают за рубеж, где им в течение 4-5 дней ставят точный диагноз. Многие люди едут именно за диагностикой, а лечатся уже у нас. Во-первых, потому что лечение за рубежом очень дорогое, а во-вторых, люди убеждаются в том, что мы используем точно такие же протоколы лечения и те же самые лекарства. Просто не все об этом говорят.

Но, к сожалению, с диагностикой у нас проблемы. Например, у нас всего два позитронно-эмиссионных томографа (ПЭТ/КТ), и оба они находятся в Астане. Не у каждого есть возможность туда поехать.

– Насколько мне известно, ПЭТ/КТ еще и недешево стоит?

– Для пациентов у нас выделяются квоты на прохождение ПЭТ, но, конечно, для этого должны быть показания. Если есть подозрение на опухоль, после прохождения МРТ, КТ для более узкой диагностики пациента уже направляют на ПЭТ/КТ в Астану.

– А можно пройти ПЭТ/КТ без назначения врача, в частном порядке?

– Да, конечно. В этом случае придется заплатить за процедуру около 200 тыс. тенге.

– Вы считаете, что у нашей медицины есть шанс вырасти до уровня той же Индии, Южной Кореи или Германии?

– Я возлагаю большие надежды на ОСМС (обязательное социальное медицинское страхование), которое планируется внедрить в 2017 году. Частные клиники, получившие аккредитацию, создадут серьезную конкуренцию государственным учреждениям, и начнется борьба за качество. Что касается онкологии, то мы убедили министра здравоохранения не отдавать ее пока в частные руки, потому что создаст ряд проблем. Лечение онкологии требует жесткого соблюдения стандартов лечения. Проверить, как они соблюдаются в государственном учреждении, например у нас в институте, легко, а вот провести проверку в частной клинике можно только по жалобе пациента и только через прокуратуру. Это что касается лечения, а что касается диагностики, то частные центры могут проводить ее без проблем.

– Вы верите, что позитивный настрой — это половина успеха лечения?

– Больше, чем просто верю. Я в этом убеждена. В нашей практике подобных случаев довольно много. Моя подруга была в очень тяжелой ситуации, перенесла множество операций, но опухоль прорастала вновь. Признаться, я думала, что в ближайшие полгода мы ее потеряем. Но она выжила, она смогла психологически победить болезнь. Прошло уже семь лет, ее даже сняли с диспансерного учета.

Рак – не приговор, это только заболевание, и относиться к нему нужно как к любой другой болезни. Никто же не идет сразу себя закапывать, если у него обнаружили, например, язву желудка. Хотя если разобраться, язва даже опаснее, чем рак, перфорация и кровотечение могут возникнуть в любой момент. Но никто так не переживает.

Без оптимизма лечиться нельзя. Пессимистов болезнь съедает. Ведь все наши болезни так или иначе исходят из головы, а в онкологии психосоматика играет огромную роль.

рак инфографика

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x