Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Планы на 2018 год. Как научить ребенка планировать?

Как научить ребенка планировать Здоровье ребенка

В новогоднюю ночь каждый из нас загадал сокровенные желания – каждый о своем. Как сделать так, чтобы они сбылись, подарив энергию для новых планов и свершений? Как научить этому навыку ребенка? «Zoj.kz» приводит  рекомендации двух психологов – в сумме три техники. Пользуйтесь сами, научите этому своих детей. Пусть 2018-й для вашей семьи будет полон счастливых моментов и сбывшихся мечтаний!

Школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА объясняет:

– Родители могут научить чему-либо ребенка только на своем примере. Это касается всего: и чтения книг, и навыков эффективности. Если они читают только статьи на Facebook, а бумажных книг в доме нет, то вряд ли их дети будут читать книги. Научить ребенка планировать свое будущее тоже можно на своем примере (он увидит, что способ работает), помогая ему пройти все этапы планирования.

Новый год – замечательный праздник. Он позволяет подвести итоги ушедшего года и поставить цели на предстоящий год. Зачем нужно ставить цели? Они нас мотивируют и придают определенный смысл нашей жизни, нашей деятельности и делам. Цель всегда должна быть грандиозной, при этом внутренне созвучной интересам человека. Внешние цели (допустим, мама  – а не дочка – хочет, чтобы дочка занималась балетом) забирают много сил, времени, ресурсов, но в итоге могут не принести чувства удовлетворения. Если вместо «Вау! Это круто» в голове мысль «Хм, ну да, я сделала это», то цель не была поставлена самим человеком, а, скорее всего, навязана окружением. Поэтому к формулированию целей надо подходить ответственно.

Чтобы поставить цель, надо быть внимательным к самому себе. Ребенку важно уметь аргументировать, почему он выбирает именно этот вид спорта или сферу знаний. А родителям важно прислушаться к этому. Ни в коем случае нельзя подавлять свои желания: рано или поздно человек будет страдать от этого, почувствовав, что живет не свою жизнь. Я могу порекомендовать две техники для планирования целей на год. Я сама использую их и в своей жизни, и в работе с детьми. Они действительно работают.

С какого возраста детям полезно учиться ставить цели?

Дети живут «здесь и сейчас» – чем меньше ребенок, тем больше он находится в настоящем  времени. Прошлое для них уже прошло, а будущее не наступило. Мама говорит 4-летнему ребенку: «Мы через 6 месяцев поедем отдыхать в Турцию». Ребенок на следующий день спрашивает: «А 6 месяцев уже прошло?» Учить ребенка ставить и формулировать цели и задачи стоит лет с трех: «Ты хочешь раскрасить эту машинку в красный цвет? Что тебе нужно для этого: красный карандаш, фломастер, краски? Ты хочешь пойти в парк? Для этого нам надо убрать игрушки, а еще сделать…» В подростковом возрасте ребенка уже можно обучать таким серьезным шагам, как планирование его будущего через 5, 10 лет.

Если вместо «Вау! Это круто» в голове мысль «Хм, ну да, я сделал это», то цель не была поставлена самим человеком, а, скорее всего, навязана окружением.

К сожалению, многие дети сейчас не ставят цели, они говорят: «Зачем мне ставить целью новый компьютер? Мне его родители и так купят». Роль родителей – постепенно научиться делегировать ребенку все больше и больше ответственности за собственные цели, не выполняя все за него по его первому щелчку. Пусть постарается объяснить, для чего ему нужен новый компьютер/радиоуправляемый вертолет.

Прописывать цели полезно еще и потому, что написанное на бумаге проще осознать. Написав лелеемую идею «Хочу быть балериной», прочитав и подумав, как достичь, можно понять, что эта цель чужда человеку. Либо, наоборот, написанное придаст больше сил.

Техника №1

«Хорошо сформулированный результат»

Хорошо сформулированный результат – это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь. Условия хорошо сформулированной цели:

  1. Позитивно сформулирована. Без употребления частицы «не», а также слов «отказаться», «избегать».
  2. Контролируется вами. Мы не можем напрямую контролировать многие события и других людей, но способны воздействовать на них при помощи нашего поведения. Поэтому ставить цель надо относительно себя.
  3. Описывается языком чувств. Описать «Когда я достигну цели, я буду видеть …, слышать …, чувствовать …, делать …, говорить себе …»
  4. Соответствует контексту. Описать цель точно. Потому что при желании провести каникулы на море может оказаться, что в руки придет возможность отправиться зимой на Каспий.
  5. Подходящего размера. Если цель слишком большая, то она не будет достигнута, а мотивация потеряется. Например, «Выучить английский полностью» – слишком большая цель.
  6. Экологична. Понять, от чего вы готовы отказаться, когда цель будет достигнута. Например, для изучения английского нужно 6 часов в неделю. Чтобы ходить на английский, нужно будет отказаться от шахмат.
  7. Включает необходимые ресурсы. Чтобы достичь цели, нужно иметь ресурсы для этого. Если ресурсов для этого нет, то целью лучше сначала поставить их достижение.
  8. Исследованы препятствия. Ответить на вопрос: что мешает достичь цели прямо сейчас? Придумать, как устранить препятствия.
  9. Определен первый шаг. Это первый шаг, чтобы начать действовать. Цель становится понятнее и ближе, когда она разбита на маленькие шаги, достичь которых реально.

После заполнения анкеты (ответа на эти вопросы) нужно составить коллаж с помощью вырезок из журналов и рисунков (визуализация желаний) и обсудить его с ребенком. Коллаж, находящийся на видном месте (например, над рабочим столом), будет напоминать ребенку и взрослому о важности цели, будет мотивировать.

Техника №2. Способ к размышлению

«Дробление большой цели»

 Чтобы добиться большой, очень весомой цели, ее стоит разбить на подцели и конкретные шаги. Потом эти шаги следует расписать по времени: сколько времени должно занять их достижение. А после придумать поощрение за достижение каждого этапа. Иногда полезно использовать негативную мотивацию: «Если я не достигну к такому-то сроку, то применю такое-то наказание». Нежелание наказания хорошо мотивирует.

Детский психолог, специалист по интегративной песочной терапии и метафорическим ассоциативным картам, сотрудник кафедры психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Мадина РУЗИЕВА:

– Я думаю, что ребенок готов осознанно начать строить планы в возрасте 11–13 лет (5–7-й класс). Этот навык пригодится во взрослом возрасте, но может значительно облегчить жизнь уже в школьные годы. В своей работе с детьми я использую микс нескольких методик. Из того, что можно сделать самостоятельно, –  «Колесо баланса». Эту технику можно использовать как для диагностики текущей ситуации, так и для планирования будущего. Вы можете периодически рисовать его на бумаге либо представлять мысленно. Оно поможет сделать жизнь гармоничнее.

Техника №3. «Колесо баланса»

Упражнение называется «Колесо баланса», поскольку у человека не бывает важных и неважных сфер жизни: для всего, что есть в жизни, должно хватать энергии, времени, денег. Если что-то угнетается, то страдают остальные сферы – колесо не катится.

«Колесо баланса» можно использовать как для диагностики текущей ситуации, так и для планирования будущего. Вы можете периодически рисовать его на бумаге  либо представлять мысленно. Оно поможет сделать жизнь гармоничнее.

Инструкция

  1. Напишите, что для вас важно в жизни. Список должен состоять из 6–10 пунктов. Это должно быть четное число, которое будет отвечать за каждую из значимых для вас сторон жизни. Это те сферы, реализуясь в которых вы чувствуете, что живете полноценной жизнью, чувствуете себя счастливым. Пример для подростка: друзья, семья, школа, спорт, хобби, будущая профессия.
  2. Нарисуйте круг.
  3. Разделите его на сектора по количеству пунктов в списке.
  4. Присвойте каждому сектору свое название.
  5. Оцените каждый сектор по шкале от 1 до 10. Насколько вы удовлетворены тем, что происходит в каждой из сфер жизни? В какой сфере вы чувствуете гармонию и счастье, а где ваши ожидания далеки от реальности? 1 балл будет значить, что вы совершенно не удовлетворены происходящим в вашей жизни. 10 баллов – полностью удовлетворены.
  6. Взяв за точку отсчета центр круга, проведите линию там, насколько заполнена каждая из сфер вашей жизни. Закрасьте все, что находится под линией.
  7. Ответьте самому себе на вопросы: «Что у меня получилось? Что я думаю об этом? Как наполнить один или несколько сегментов? Что нужно сделать, чтобы моя удовлетворенность от этой сферы жизни выросла? Что из этого можно сделать прямо сейчас? И что из этого я сделаю?»
  8. Составьте план действий, который поможет вам сделать колесо действительно колесом.
  9. Спустя время повторите упражнение, чтобы отследить изменения.
  10. На каждую из сфер жизни можно составить свое «Колесо баланса» по тем же правилам – 6–10 пунктов, оценить удовлетворенность, отметить, заштриховать, проанализировать, составить план действий для изменения ситуации. Вот и готовы более подробные цели на предстоящий год!

Хотите лучше понимать своего ребенка? Хотите стать его помощником в преодолении жизненных препятствий, не делая это за него? Рекомендуем вам следующие книги:

Список литературы:

  • А. И. Захаров «Ночные и дневные страхи у детей»
  • А. И. Захаров «Игра как способ преодоления неврозов у детей»
  • Ю.А. Захарова «Энциклопедия детских проблем»
  • Е. Чех «Мне страшно. Расскажи мне сказку»
  • «50 исцеляющих сказок от 33 капризов»
ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x