Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Хитрый наркотик никотин

Без рубрики

Курение можно сколько угодно называть вредной привычкой. Но фактически никотиновая зависимость ничуть не лучше любой другой наркотической зависимости: например, употребления героина или, допустим, алкоголя. Чтобы бороться с врагом (в данном случае с этой пресловутой зависимостью), его надо знать в лицо. Поэтому давайте посмотрим, что за наркотик такой – никотин, как он действует и для чего вообще существует.

Зачем он природе?

Табачный куст синтезирует никотин не из врожденной ненависти к человечеству и не потому, что симпатизирует табачным компаниям и хочет, чтобы у них все было хорошо. Он просто хочет выжить.

Никотин – сильный нейротоксин и инсектицид. Насекомые, соблазнившиеся листочком, содержащим этот алкалоид, дохнут и больше растению не вредят. А оно, в свою очередь, меньше страдая от жвал вредителей, живет долго и счастливо.

Поэтому эволюция, понаблюдав за этой тенденцией, поставила метафизическую галочку «сохранить и развивать» напротив такой полезной способности – вырабатывать никотин. Табак, кстати, не один такой хитрый и уникальный. Никотин содержится также в помидорах, баклажанах, картофеле и других растениях семейства пасленовых. Правда, в меньшем количестве.

Как это работает?

Есть такой полезный нейромедиатор – ацетилхолин. Он занимается тем, что передает сигналы возбуждения в нервной системе. У насекомых это выглядит так: нервная система посылает сигнал мышце, из нервного окончания выделяется ацетилхолин и действует на соответствующие, ацетилхолиновые, рецепторы в мышце, в результате мышца сокращается, и насекомое делает то, что собиралось. Но вот штука: на те же рецепторы действует никотин, но действует сильнее, чем ацетилхолин, поэтому у зверушки, вместо запланированного движения, начинаются судороги, и если концентрация никотина увеличивается еще больше, насекомое гибнет.

Ацетилхолин у нас с насекомыми один и тот же, и никотин подменяет его ровно так же, а вот ацетилхолиновые рецепторы устроены немного иначе. На состояние мышц у хомо сапиенсов никотин влияет едва-едва. Главным образом он «работает» с ацетилхолиновыми рецепторами, которые находятся на мембранах нейронов в головном мозге. Эти рецепторы бывают разных подвидов – только в мозге встречается более пяти их вариантов, в самых разных его отделах. Но в данном случае наибольшее значение имеют ацетилхолиновые рецепторы, расположенные на телах допаминовых нейронов, тех самых, что входят в систему внутреннего подкрепления.

Эволюция встроила в нас хитрый механизм: когда мы делаем то, что полезно для выживания (в первую очередь это еда и секс), нейроны системы внутреннего подкрепления выделяют больше допамина, и мы чувствуем себя удовлетворенными. Кроме того, те же нейроны влияют на когнитивные способности – на концентрацию, мышление, память. Возбуждение ацетилхолиновых рецепторов делает систему внутреннего подкрепления более активной. Почти все вещества, изменяющие психическое состояние, тем или иным образом увеличивают выработку допамина системой вознаграждения и, как правило, действуют сильнее, чем обычные стимуляторы этого процесса – секс и еда.

Вот и получается такая картина: человек курит, за 10–20 секунд никотин проникает в мозг, возбуждает ацетилхолиновые рецепторы, в результате чего нейроны выделяют больше допамина, и человек доволен, лучше соображает. И кажется, что сам по себе никотин – как бы замечательная штука: улучшает память, концентрацию, реакцию, вызывает чувство удовольствия, повышает стрессоустойчивость и т. д. Вот только одна беда: в реальной жизни эти положительные эффекты оказываются недоступными. Чем больше человек курит, тем ниже становится чувствительность ацетилхолиновых рецепторов, вплоть до полной их блокады.

Ацетилхолиновые рецепторы шустрые: быстро реагируют на стимулятор, быстро перестают отвечать на повторное введение, достигают плато толерантности, то есть состояния, при котором как ни увеличивай дозу, все – баста! эффекта не будет. Никотин стимулирует рецепторы только в небольших дозах. Если мы с завидной регулярностью стимулируем систему внутреннего поощрения, она привыкает, что вещества, которое работает так же, как ацетилхолин, всегда много. И нейроны перекраивают рецепторы под новые условия. При регулярном употреблении никотина чувствительность рецепторов снижается, им теперь нужно больше времени для восстановления после работы. Чтобы уравновесить ситуацию с чувствительностью, в нейронах формируется больше рецепторов, связывающихся с ацетилхолином/никотином.

Кстати, первая утренняя сигарета действует так сильно именно потому, что за 8–10 часов отдыха рецепторы приходят в норму и адекватно реагируют на поступление никотина. Следующие сигареты такого эффекта уже не дают, мы смолим их одну за одной только для того, чтобы избежать синдрома отмены.

Организм в целом отвечает не только непосредственно на количество какого-то вещества, но и на изменение его содержания. Когда уровень допамина увеличивается, мозг вполне доволен. Но вот мы докурили, занялись другими делами, никотин начинает выводиться, его становится меньше, и подстегивает систему поощрения он тоже меньше. Уровень допамина потихоньку снижается, пусть даже его по-прежнему больше, чем до перекура. «Но снижается ведь! – думает мозг. – Как-то подозрительно это. Нехорошая тенденция! Надо что-то делать». И подсказывает своему носителю, что неплохо бы добавить никотина. Если хозяин прислушивается к этому намеку, выкуривает еще одну сигарету, уровень допамина снова растет, а мозг ставит галочку: «О! А теперь все гораздо лучше! Сигарета – это хорошо, я запомню». Мозг не вникает в подробности: из-за чего именно усиливается выброс допамина. Он учитывает только сам этот факт: раз уровень допамина растет, значит, то, что спровоцировало этот процесс, полезно. А наркотик это или еще что – его не волнует.

Именно из-за шустрости ацетилхолиновых рецепторов курение не вызывает состояние измененного сознания или опьянение. Рецепторы достигают плато толерантности гораздо раньше, чем никотин окажет ощутимое психоактивное действие. Последующее употребление никотина вызывает только соматические изменения: происходит выброс адреналина и норадреналина, сужение мелких сосудов (впрочем, не все сосуды сужаются: артериолы в коже и мозге, они, да, становятся уже, а в мышечной ткани, наоборот, расширяются). Давление увеличивается, пульс учащается (иногда даже до серьезной тахиаритмии и приступа острой сердечной недостаточности), периферическая нервная система перевозбуждается (из-за этого при больших дозах никотина нас подташнивает и даже может вырвать). В общем, психостимулирующий, приятный эффект от никотина очень и очень кратковременный, а потом нам остаются только вышеупомянутые признаки общесоматического возбуждения, а не удовольствие.

Но если мы вдруг надумаем бросить курить и перестанем снабжать мозг никотином, ацетилхолина, который вырабатывается в организме, мозгу будет катастрофически мало не только для счастья, но и для нормальной работы. Это неадекватное состояние затянется на пару-тройку недель – до тех пор, пока мозг вновь не подстроится и не привыкнет обходиться только собственным ацетилхолином.

Синдром отмены знаком каждому курильщику, который не то чтобы хоть раз пытался бросить, но даже если ему приходилось летать самолетом за несколько тысяч километров и эти 4–6–8 часов обходиться без табака. Без любимого стимулятора зависимый человек становится беспокойным, раздражительным, эмоционально нестабильным, тревожным, терзается навязчивыми мыслями и желаниями, его неконтролируемо тянет к никотину.

Что насчет вреда?

Курить вредно. Об этом все знают, об этом неустанно твердят СМИ, ВОЗ, Минздрав, мама и жена, в конце концов. Все знают, но тяга к никотину сильнее, и курильщик отмахивается от предупреждений. А между тем курение нехило увеличивает шансы заработать легочные заболевания: обструктивный бронхит, эмфизему легких, рак гортани и тех же легких. И не надо валить эти проблемы на экологию. Да, загрязнение среды вносит свой вклад, но в 9 случаях из 10 онкопатология легких или гортани – «заслуга» сигарет и самого курильщика. Но при этом болезни легких развиваются не из-за никотина, а из-за всех прочих веществ, содержащихся в сигаретном дыме: из-за продуктов сгорания и смол.

С сердечно-сосудистыми заболеваниями та же история. Инсульт, гипертония, инфаркт, аритмия – у тех, кто курит, риск выше. Это доказано в бесчисленных медицинских исследованиях. Но на развитие хронических сердечно-сосудистых патологий опять же влияет не только и не столько никотин. Смертельная доза никотина для человека – 0,5 мг/кг. Это примерно одна сигарета на килограмм массы тела. Конечно, в реальности стравить за один подход три-четыре пачки – ну очень сложная задача. И чаще всего острая интоксикация никотином случается не при курении, а при передозировке на заместительной никотиновой терапии. Поэтому с электронными сигаретами, никотиновыми пластырями и тому подобными средствами надо быть поосторожнее.

Довольно неплохой аргумент антиникотиновой пропаганды, особенно весомый для женщин, – косметические дефекты, связанные с курением. У курильщиков портится цвет лица, кожа выглядит старее и суше, снижается ее тургор, раньше появляются морщины. Из-за отложений табачных смол желтеют зубы. Неприятно пахнет изо рта, от рук, волос, одежды. Ухудшаются обоняние и вкусовая чувствительность. Даже курильщикам эти дефекты, как правило, неприятны.

В случае никотиновой зависимости получается парадокс: зависимость вызывает он, а вред в основном наносят другие вещества, которые сопровождают процесс его употребления. Любая зависимость – это плохо само по себе: она сильно ограничивает свободу. У человека и без того целая куча потребностей, которые приходится удовлетворять, чтобы чувствовать себя хорошо: спать, пить, есть, ходить в туалет. А курильщик добавляет к ним еще одну: ему всегда приходиться беспокоиться о том, есть ли у него сигареты, зажигалка, когда и где он сможет покурить. И он часто отказывается от многих полезных мероприятий, потому что не может обойтись без сигареты в течение того времени, что они длятся. Даже поход в кино становится проблемой: это же целых два часа надо воздерживаться от приема наркотика! Заместительная терапия, конечно, помогает справиться с этой проблемой и снизить риски различных заболеваний, но зависимость-то никуда не девается. Отказаться от электронной сигареты будет отнюдь не легче, чем от обычной, и с теми же последствиями – синдром отмены et cetera. По-настоящему поможет избавиться от никотиновой зависимости только время: физическая зависимость проходит примерно за три недели, с психической придется справляться еще дольше.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x