Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Болезни водителей — берегись автомобиля!

болезни водителей Болезни костно-мышечной системы; суставов

Перефразировав знаменитое выражение, можно без преувеличения сказать, что в условиях современного города автомобиль уже не то чтобы не роскошь, а определенно — средство первой необходимости! Для большинства из нас машина давно стала вторым домом. Вот только, как и обычный дом, автомобиль, к сожалению, таит в себе множество опасностей. Не последнее место среди опасностей занимают болезни водителей!

О многих из них мы даже не задумываемся. Но даже если это и происходит, в отличие от опасности попадания в ДТП или возможности вовсе лишиться своего ненаглядного транспортного средства стараниями угонщиков, их последствия кажутся куда менее значимыми. А все оттого, что здоровье мы привыкли ценить гораздо меньше благ материальных. Правда, заблуждение это легко развеивается, как только о себе дают знать те или иные недуги.

А уж обрести болезни водителей, имея автомобиль, дело времени и… гиподинамии! В совокупности эти два фактора ведут к довольно печальным последствиям. Недаром большинство людей, чье ремесло — водить машину, имеет ряд заболеваний, именующихся «профессиональными». Мы, конечно, в основной своей массе не профессионалы. Однако по количеству часов, ежедневно проводимых в автомобильном кресле, зачастую ничуть им не уступаем. Добавим к этому отсутствие физических нагрузок, сидячую работу и нездоровую экологию и получим целый букет заболеваний, которые рано или поздно при сохранении подобного положения вещей обязательно себя проявят.

Сосуды в опасности!

По словам врача-терапевта Ксенофонтовой Ирины Евгеньевны, главные болезни водителей, связанные с «автомобильным» образом жизни, это поражения сердечно-сосудистой системы. «Дело в том, — объясняет доктор, — что работа наших сосудов, предназначенных для того, чтобы перегонять кровь, серьезно зависит от сокращения мышц. Если же человек постоянно сидит, как при вождении автомобиля, его мышцы практически не действуют.
Следовательно, и клапаны, отвечающие за кровоток, не работают в полную силу».

Возникающий в результате такого бездействия застой крови способен привести к воспалению стенок сосудов. Исход же этого процесса — атеросклероз сосудов. «Отягчающим» фактором здесь является полнота и склонность к повышению холестерина в крови. В этом случае отложение бляшек на стенках сосудов довольно быстро (по медицинским меркам) может вызвать тромбоз.

Поражение главных сосудов нижних конечностей и возникающие вслед за ним капиллярные нарушения могут, в свою очередь, явиться причинами сердечных патологий. Проще говоря, болезнь начинает прогрессировать. В результате чего будут страдать крупные сосуды нашего туловища, шеи, а затем и головы. При условии повышения в крови холестерина, со временем «автомобильный» образ жизни способен привести к генерализованным заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Конечно, такие недуги формируются не за один день, на это нужны годы, безвылазно проведенные в водительском кресле.

Печальные последствия гиподинамии

Второй, самый распространенный комплекс заболеваний, возникающих при автомобильной гиподинамии, — поражения костно-суставной системы. Это связано и с плохой работой сосудов, и с тем, что нашим суставам, как и мышцам, жизненно необходимо движение. Чересчур долгое нахождение в покое способно привести к остеопорозу, т. е. разрушению косно-суставной ткани. Этот процесс начинается с воспалительных заболеваний синовиальных оболочек, покрывающих суставы. В результате возникает воспаление самих суставов, развиваются остеоартрозы и остеохондрозы.

Нельзя в разговоре о гиподинамии, связанной с автомобилем, не упомянуть о варикозном расширении вен нижних конечностей и геморрое — воспалении вен прямой кишки. Оба эти заболевания могут быть спровоцированы малоподвижным образом жизни. Недаром многие профессиональные водители являются пациентами врачей-проктологов. Впрочем, заболевания органов малого таза у мужчин, длительное время проводящих за рулем, вообще отдельная тема. Главным фактором здесь является все тот же застой крови, приводящий к воспалению. Например, в предстательной железе. Вот почему на первом приеме врач-уролог обязательно задает пациенту-мужчине вопрос о том, с чем связана его работа и вообще — часто ли он ездит на машине. Положительный ответ является довольно весомым поводом пройти обследование.

Дорожный стресс

Еще одна опасность на дороге, провоцирующая болезни водителей — стресс! В больших городах к нему, ничуть не покривив душой, можно добавить прилагательное «постоянный». Неприятные и опасные ситуации, неожиданности, исходящие как от коллег-водителей, так и от пешеходов, преследуют человека за рулем сплошь и рядом.

В результате страдает нервная система. Не углубляясь в особенности сложного механизма реакции нашего организма на возникновение стресса, следует заметить, что в такой момент происходит резкий выброс гормонов. При этом тонус сосудов возрастает, они сжимаются, возникает спазм и, как следствие — повышение артериального давления.

Как утверждает Ирина Евгеньевна, «именно такие ситуации провоцируют кризы. Если же подобные случаи постоянны, у организма вырабатывается склонность к повышению давления. В результате развивается гипертоническая болезнь. Рано или поздно такие пациенты обращаются за помощью к докторам. Но избавиться от последствий стресса зачастую гораздо сложнее, чем попытаться исключить фактор, его вызывающий». С гиподинамией, по уверениям доктора, отчасти может быть связана и ишемическая болезнь сердца.

Выбирай удобное положение за рулем!

По словам другого врача-невропатолога — Елены Викторовны Бойко, достаточно серьезная проблема заключается в выборе водителем неправильного положения тела во время езды. «Движения шеей в разные стороны — одно из самых часто повторяющихся за рулем действий. Если оно происходит в неудобном для человека положении и к тому же в течение длительного времени, возможно «сдавливание» шейных сосудов». Это в свою очередь приводит к усталости, головокружениям, дисфункциям вестибулярной системы, нарушениям координации и зрения.

Как объясняет доктор, сидеть близко к рулю, постоянно находясь в напряженном положении (это, кстати, делают многие, а в особенности — начинающие автомобилисты), ни в коем случае нельзя. В таком положении нагрузка «ложится» на шейный и поясничный отделы позвоночника. При условии постоянной тряски это крайне негативно сказывается на состоянии позвоночного столба.

Необходимо, «чтобы человек полулежал в кресле». При этом стопы должны находиться на уровне седалищных бугров. В такой позе давление равномерно распределяется по всему позвоночнику. Именно в этом положении наиболее удобно поворачивать голову в разные стороны.

Правила здоровья для автолюбителя

«В идеале, если человек имеет машину, — рассказывает доктор, — он непременно должен делать гимнастику. Так, в обед можно найти десять минут и немного прогуляться пешком. Но не стоит забывать, что в этом случае будут работать только ноги. А руки, туловище и шея останутся незадействованными. Поэтому предпочтение лучше отдать общей гимнастике».
Впрочем, если вы заядлый автомобилист и прогулка пешком для вас сродни подвигу, к гимнастике следует отнестись серьезно. Нужно помнить о том, что нагрузка должна быть дозирована: нельзя сходу приступать к сложным упражнениям. Не забывайте и о том, что в любом занятии необходимо знать меру. Кстати, в этом плане прекрасной альтернативой простой гимнастике по утрам может стать йога по вечерам. Эта восточная практика направлена на расслабление, которое так необходимо нашему уставшему за день организму.

Проводя долгие часы за рулем, стоит подумать и о питании. Оно поможет справиться с последствиями вынужденной гиподинамии. Так, некоторые доктора советуют употреблять в пищу куриные хрящи. Их перетирают, сушат и дозированно принимают с едой. Такое лекарство помогает восстановлению хрящевой ткани. Необходимо также включить в свой рацион творог, кефир, твердые сорта сыра, т. е. продукты, в которых содержится кальций.

Но, пожалуй, главный совет, который можно дать людям, страдающим от автомобильного образа жизни, — задуматься…
Задуматься над тем, что же, в конце концов, такое автомобиль: средство передвижения или оправдание собственной лени?

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x