Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Биполярное расстройство

Биполярное расстройство – довольно часто встречаемый термин, но что это такое на самом деле? Опасно ли это и кто находится в зоне риска? Психология

Психическое здоровье в современных реалиях – одно из слабых звеньев человечества. Биполярное расстройство – довольно часто встречаемый термин, но что это такое на самом деле? Опасно ли это и кто находится в зоне риска? Герой сегодняшнего номера, кандидат медицинских наук, психиатр-нарколог Бахытжан Мырзабаевич АШИРБЕКОВ взялся рассказать об этом, а также о том, откуда берется заболевание, как лечится и как его распознать.

Содержание
  1. – Что такое биполярное расстройство, является ли это серьезным психическим заболеванием?
  2. – Выходит, промежутки все же существуют?
  3. – Является ли это полностью излечимым? Какую опасность представляет человек с БАР для социума и себя?
  4. – Значит, маниакальная фаза вызывает не только положительную активность?
  5. – Как возникает это заболевание, что служит причиной его появления?
  6. – В настоящее время среди некоторых молодых людей появилась странная мода приписывать себе подобные расстройства, мании и фобии. Как распознать, болен ли человек на самом деле?
  7. – Вы упоминали, что при легких проявлениях фаз биполярного расстройства человек может лечиться сам. Как это происходит?
  8. – А когда фазы ярко выражены, обязательно ли принимать медикаменты? Или существует альтернатива?
  9. – Как проходит лечение?
  10. – Что нужно знать об особенностях поведения с такими больными, существуют ли какие-то специальные правила?
  11. – Может ли БАР перерасти во что-то другое, более серьезное?
  12. – В каком возрасте вероятность заболевания особенно сильна? Какие можно принять профилактические меры?

– Что такое биполярное расстройство, является ли это серьезным психическим заболеванием?

Б.А.: Биполярное аффективное расстройство (БАР) является психическим заболеванием, которое определяется тем, что у пациента периодически возникают противоположные по сути депрессивное и маниакальное состояния, они также называются фазами. Если в депрессивном состоянии у человека пониженное настроение, он подавлен, малоактивен, печален, то есть его настроение с оттенком минус, то в маниакальном состоянии настроение с оттенком плюс. Человек чрезвычайно весел, его настроение повышено, активность неадекватна, ему свойственны говорливость, бессонница, подвижность, множество идей.

БАР считается достаточно серьезным психическим заболеванием в то время, когда длится состояние психоза. Когда у человека нет ни мании, ни депрессии, он условно находится в состоянии выздоровления и ничем не отличается от психически здорового человека. Он может вести обычную социальную жизнь, которую вел до того, как ему поставили такой диагноз.

– Выходит, промежутки все же существуют?

Б.А.: БАР проявляется у всех по-разному, но в основном это выглядит так: человек абсолютно здоров, скажем, до 20-25 лет. У него никогда не было никаких проблем с психическим здоровьем. Затем в какой-то момент у него может начаться депрессия, из которой человек может выйти либо самостоятельно, либо может обратиться к врачам, получить лечение и какое-то время внешне выглядеть совершенно здоровым. Это может тянуться до нескольких лет. Затем депрессивное состояние снова может повториться, а может проявиться маниакальная фаза, которая тоже длится не вечно. Вследствие лечения мания проходит, и человек как бы «выздоравливает», может быть, на месяц, а может, и на несколько лет. На какой срок он «выздоравливает», зависит от особенностей течения болезни у конкретного человека, и от того, принимает ли он поддерживающее лечение в промежутках между фазами.

– Является ли это полностью излечимым? Какую опасность представляет человек с БАР для социума и себя?

Б.А.: Смотря что понимать под излечением. Возможны длительные ремиссии, но всегда есть риск, что в течение жизни приступы вернутся, пусть даже через 10 лет стабильного состояния.

Возвращаясь к вопросу о серьезности заболевания, хочу отметить, что пациенты с ярко выраженными фазами могут быть опасны либо для себя, либо для окружающих. Наиболее частая опасность для себя во время депрессивной фазы – это суицидальное поведение. Что касается опасности для окружающих, то во время депрессии такое случается редко, но есть понятие «расширенный суицид». Это значит, человек теряет смысл жизни для себя и решает, что членам его семьи тоже жить незачем, ведь жизнь полна страданий. Тогда он может убить не только себя, но и своих близких, думая, что избавляет их от страданий.

Во время маниакальной фазы человек может излишне пренебрегать опасностью, идти на рискованные мероприятия. Человек мнит себя всемогущим, не может трезво оценивать ситуацию, иначе говоря, лезет на рожон и организовывает конфликты там, где этого можно было избежать. Он может делать вещи, которые могут представлять опасность для его здоровья. У человека может повыситься сексуальная активность, он может забыть о средствах предохранения и пойти на поступки, на которые не пошел бы в здоровом состоянии.

Кроме того, во время маниакальной фазы человек может совершенно необдуманно относиться к своим финансам и заниматься крупными бессмысленными тратами.

Относительно опасности для окружающих человек в маниакальной фазе представляет большую угрозу, нежели человек в депрессивной фазе. Маниакальные пациенты являются более проблемными для общества, чем депрессивные, потому что они более склонны к раздражительности, вспыльчивости и конфликтам. Они часто пытаются навязать другим свою волю, считая, что они знают лучше. Люди, понятное дело, не всегда им подчиняются, и возникает конфликт. Конечно, не сказать, что все маниакальные или депрессивные пациенты опасны.

– Значит, маниакальная фаза вызывает не только положительную активность?

Б.А.: Если бы активность была только положительной, мы бы не стали расценивать это как патологию. Проблема в том, что активность неадекватная. В легких случаях она может быть продуктивно положительной. Люди мало спят, много работают, у них хорошее настроение, они бодры, полны оптимизма. Вы можете и не заметить, что у человека могут быть проблемы, он просто кажется очень работоспособным. Но в случае выраженного маниакального состояния нет никакой продуктивности, а есть бестолковая активность. Человек берется то за одно, то за другое, его мысли скачут. Вроде бы он бегает туда-сюда, суетится, хочет сделать несколько дел сразу, у него огромное количество планов, но правильно взяться за них человек не может. Окружающие его не понимают, человек начинает злиться, ругаться, лезть в драки. Конфликты могут быть со всеми вокруг – родными, друзьями, соседями, госорганами (он может хотеть что-то изменить, отсюда письма, заявления и т.д.).

– Как возникает это заболевание, что служит причиной его появления?

Б.А.: БАР считается эндогенным заболеванием, то есть оно может возникнуть только если к нему есть генетическая предрасположенность. Заболевание может проявиться, а может и не проявиться вне зависимости от пола и этнической принадлежности. Спровоцировать проявление болезни могут какие-то внешние стрессовые факторы. К таким относятся выраженные психические травмы, например смерть близкого человека, финансовые или семейные неурядицы и другие сильные потрясения. В ряде случаев это может быть соматическое заболевание, например травма головы или какие-то инфекции. Также причиной могут послужить психоактивные вещества – наркотики, алкоголь.

Однако зачастую никаких причин нет, и БАР возникает само по себе. А распространенность заболевания чуть меньше 1% среди населения. Может быть, в разных странах цифры немного разнятся. Много это или мало, зависит от точки зрения.

– В настоящее время среди некоторых молодых людей появилась странная мода приписывать себе подобные расстройства, мании и фобии. Как распознать, болен ли человек на самом деле?

Б.А.: Бывают редкие варианты, когда фазы сменяются непрерывно. Но чаще всего промежуточные состояния все-таки есть. Когда человек находится в промежутке между фазами, распознать болезнь невозможно, если у вас нет информации о его прошлом. В это время он выглядит абсолютно здоровым.

Если депрессивная фаза выражена в легкой форме, человек может и сам не распознать биполярное расстройство. Да, его ничего не радует, но тем не менее он продолжает вести привычную жизнь. Если депрессивная фаза ярко выражена, близкие человека это сразу поймут. Потому что у него не будет никаких сил, он будет все время лежать у себя в комнате, полностью отстранится от окружающих и своей привычной жизни. Это очень заметно, хотя обычно такое состояние при-исывают внешним причинам – несчастной любви, проблемам на работе. Вряд ли человек будет бравировать подобным состоянием хотя бы потому, что в тяжелой депрессии он совсем беспомощен и у него нет ни желания, ни сил с кем-либо общаться.

В маниакальной фазе больных распознать можно по их неадекватно повышенной активности, излишней самоуверенности, поведению не по ситуации.

– Вы упоминали, что при легких проявлениях фаз биполярного расстройства человек может лечиться сам. Как это происходит?

Б.А.: Я имел в виду, если фазы не ярко выражены, они могут проходить самопроизвольно. В таких случаях люди и сами не считают нужным обращаться за помощью. Они объясняют свое состояние внешними причинами и своей реакцией на них, не подозревая, что у них могут быть проблемы. Они продолжают жить, как прежде, терпят, а потом приходят в норму – фазы сменяются промежуточным состоянием, которое может длиться очень долго. Многие пациенты так и живут, никогда не попадая в поле зрения врачей.

– А когда фазы ярко выражены, обязательно ли принимать медикаменты? Или существует альтернатива?

Б.А.: Когда фазы ярко выражены, пациент, вероятней всего, попадет в поле зрения врачей, если только он не живет где-нибудь в глубинке. В этом случае родственники больного, скорее всего, отведут его к мулле или бабке, они почитают молитвы и заговоры. Люди этому верят, потому что спустя какое-то время фаза сама пойдет на убыль. Но чаще всего, когда человек в явной маниакальной фазе, со всеми ругается и дерется, не спит сутками и прочее, родственники приводят его  в больницу или вызывают скорую. В выраженной депрессивной фазе зачастую происходит то же самое: родные бьют тревогу и человека госпитализируют. Медикаменты принимать в таких случаях нужно, от них напрямую зависит течение болезни. С медикаментами можно регулировать болезнь. Лечение может влиять на продолжительность фаз, то есть сократить их длительность. С помощью медикаментов человека можно сравнительно быстро вывести из определенной фазы. В то время как совершенно неизвестно, сколько он будет пребывать в ней, не принимая препараты. Принимать лекарства необходимо хотя бы несколько лет. В дальнейшем, если все нормально, от них можно потихоньку отказаться.

– Как проходит лечение?

Б.А.: При ярко выраженных фазах биполярного расстройства больного госпитализируют принудительно. Он представляет опасность для себя и окружающих. Если поведение человека явно агрессивное или если его буквально вынимают из петли, госпитализация будет однозначно принудительной. Если этого не сделать, человек повторит попытку суицида или нанесет вред кому-нибудь. Бывает, что человек под уговорами близких и врачей добровольно соглашается лечь в больницу. Некоторые понимают сами, что с ними происходит что-то не то. К примеру, это случается, когда депрессия затягивается.

В депрессивной фазе применяются антидепрессанты в сочетании с такими препаратами, как нормотимики, или стабилизаторы настроения. БАР ведь называют еще и эмоциональными качелями – в маниакальной фазе настроение скачет резко вверх, а в депрессивной – резко вниз. Нормотимики помогают сдерживать его колебания. В маниакальном состоянии к человеку применяются нормотимики и иногда, в особых случаях, антипсихотики.

– Что нужно знать об особенностях поведения с такими больными, существуют ли какие-то специальные правила?

Б.А.: В промежуточном состоянии это такие же здоровые люди, как и большинство населения, а значит, никаких особенных правил нет. При лечении самый оптимальный вариант – это привлечение семьи, самых близких людей пациента к сеансам психотерапии. Если больной в маниакальном состоянии, не нужно его провоцировать и вестись на его провокации. Стоит приглядывать за ним, поскольку ему свойственна переоценка собственных сил. Если больной в депрессивном состоянии, его нельзя оставлять одного, наедине с суицидальными наклонностями. Помните, он не специально не может взять себя в руки, это действительно так и есть. А постоянные напоминания о его слабости и попытки вызвать у него желание доказать обратное ни к чему не приведут, только сделают хуже.

– Может ли БАР перерасти во что-то другое, более серьезное?

Б.А.: Нет, не может, если речь идет о БАР в классическом виде. На протяжении всей жизни будут сменяться фазы и промежуточное состояние, возможно, течение фаз будет немного изменяться. К примеру, при должном лечении они сократятся по времени и станут протекать легче. Но развиваться и перерастать во что-то более серьезное биполярное расстройство не может. Единственное, иногда более сложные заболевания могут начинаться как БАР. Начальные симптомы каких-то других болезней могут быть схожи с ним, но в таких случаях позже просто меняется диагноз. Например, речь может идти о шизофрении.

– В каком возрасте вероятность заболевания особенно сильна? Какие можно принять профилактические меры?

Б.А.: БАР, как правило, начинается в молодом и зрелом возрасте. Болезни не характерно начинаться ближе к старости. Однозначной специфической профилактики не существует. Общая же для психического здоровья в целом профилактика включает в себя отказ от употребления всяческих психоактивных веществ – алкоголя, любых наркотиков. Важным является здоровый образ жизни, соблюдение режима, правильное питание. Это общие профилактические меры для всех психических болезней, включая шизофрению. Если БАР уже диагностировали, профилактикой считается прием поддерживающего лечения, нормотимиков, обязательное исключение психоактивных веществ и соблюдение режима питания и отдыха.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x