Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Не хочу учиться

Ребенок теряет интерес к учебе Психология

Ваш ребенок учится во втором или третьем классе. Вроде бы первый барьер привыкания к школе пройден, полугодие осталось за спиной. Но тут неожиданно для вас ребенок теряет интерес к учебе: отказывается идти в школу, отвечать на уроке, выполнять домашние задания… Понятно, что ребенок устал. Но что делать? Как объяснить школьнику, что учиться нужно, что это пригодится ему во взрослой жизни? Как донести эту простую истину до сознания 8–9-летнего малыша? Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились за помощью к генеральному директору клиники лечения неврозов и болезни Альцгеймера, психотерапевту, психологу, к. м. н. Жолдасовой Жибек Алилулаевне.

Депрессия

«Недавно ко мне на прием привели девочку, которая за четверть получила тройку, хотя младшую школу она окончила хорошисткой. Девочка впала в депрессию, ее невозможно было заставить учиться, каждый вечер – рыдания. Она отказывалась идти в школу из-за плохой оценки. У нее присутствовали все симптомы соматизированного невроза: больной живот, кашель, плохой сон», – рассказывает психотерапевт.

Возможно, то, что вы сейчас прочитаете, станет для вас, уважаемые родители, слишком категоричным утверждением, но в подобной ситуации в психологической консультации в большей степени нуждаетесь именно вы, а не ваш ребенок. Вряд ли ребенок со здоровыми психологическими установками будет впадать в депрессию из-за оценки, полученной в школе. Но если родители делают трагедию из каждой двойки или тройки, сами начинают страдать или же активно «воспитывать» не оправдавшего их надежды чадо, то подобная реакция на школьные неудачи вполне объяснима.

«Для ребенка лет до 7–8 родители по умолчанию безусловный авторитет. То есть все, что они говорят, не оспаривается и не подвергается сомнению. Вот если бы и сами родители относились так же к своему ребенку: считали его хорошим несмотря ни на что и ни на какие оценки…» – комментирует психотерапевт.

Что происходит в реальности?

Безусловно, ни один родитель не желает плохого своему ребенку. Мы все хотим, чтобы наши дети росли «победителями», лидерами: умными, самостоятельными, умеющими преодолеть трудности, не пасовать перед проблемами. Но каким способом и какой ценой мы этого добиваемся?

Часто встречающийся типаж – мама, которая приоритетным для себя сделала воспитание ребенка (детей): она всегда придет на помощь, не пожалеет время, чтобы вместе с ребенком выполнить домашнее задание, проверит, все ли он положил в школьный ранец, и т. д. Она убеждена, что ее ребенок несобранный, слабенький и без ее помощи просто пропадет.

Психологи считают, что именно гиперопека приводит ребенка к несамостоятельности и безответственности

В этом случае мама «проживает» за ребенка те эмоции, который он сам должен прожить. Чувство ответственности не появляется само собой, ему надо дать возможность прорасти. С гиперопекой это становится невозможным.

И не стоит удивляться, если ваш ребенок при таком отношении с вашей стороны вырастет внушаемым, склонным к ипохондрии, во взрослом возрасте он будет избегать ответственности и искать в своем окружении опекающую фигуру, чтобы «спрятаться» от превратностей мира за ее спиной. Этого ли вы хотели?

Еще один узнаваемый стереотип поведения

Волевая мама, контролирующая каждый шаг ребенка, выполнение уроков – строго по расписанию, никакой лени и разгильдяйства, за полученные двойки – разнос и порция воспитательных нотаций. Некоторые из таких мам не стесняются в выражениях: «Лентяй! И в кого ты такой уродился! Будешь работать дворником, на большее ты не способен!»

«Мы любим клеймить своего ребенка: ты бестолковый, ничего не понимаешь! Так мы собственноручно прививаем своему ребенку чувство неуверенности в себе и своих способностях. Наши фразы западают в сознание ребенка очень глубоко и велика вероятность того, что, став родителем, он будет повторять те же самые фразы своим детям», – говорит психотерапевт.

При внешнем неусыпном контроле у школьника пропадает собственная мотивация, а вместе с ней и энергия, которая так необходима, чтобы хорошо учиться. Любой специалист с легкостью объяснит, чем обернется такая стратегия воспитания, даже если она продиктована самыми благими намерениями: ребенок научится жить в страхе, постоянном психологическом напряжении, в лучшем случае он начнет сопротивляться давлению, попытается уйти из-под контроля, в худшем – сломается, начнет болеть.

«Чаще всего школьники на чрезмерные нагрузки реагируют телом. То есть они еще не умеют до конца распознавать свои эмоции, и все их страхи и тревоги могут вылиться в желудочно-кишечные расстройства: жидкий стул, боль в животе и прочие симптомы психосоматических нарушений. Если не лечить такие состояния, в будущем велика вероятность развития у человека тяжелых депрессий, ипохондрии и других расстройств».

Конечно, ребенок может прорасти и, что называется, «сквозь асфальт» – выдержать и сверхопеку, и чрезмерное давление, оставшись полноценной личностью. Многое зависит от его психологических резервов, наследственности. Но стоит ли проводить подобные эксперименты со своим ребенком?

Что делать?

Прежде всего, вы должны честно ответить на непростой вопрос: что для вас важнее – оценка в дневнике или тот багаж, который маленький человек вынесет из процесса обучения, – любовь к знаниям, умение самостоятельно организовывать свою деятельность, ответственность за себя и свои поступки. Вы спросите, как это добиться? Отпустить ребенка. Невозможно научить человека плавать, не выпустив его из надежных родительских объятий. Да, можно поддерживать его некоторое время, но потом все же придется его отпускать, чтобы он ощутил радость самостоятельного передвижения в воде. И этого не добьешься никакими нравоучениями и опекой.

Психологи утверждают

Ребенок гораздо охотнее занимается той работой, которая полностью находится под его управлением. Для любого человека важно в процессе деятельности прислушиваться к своим чувствам, интуиции, жить в согласии с ними, а этого состояния невозможно достичь, если весь процесс работы находится под жесточайшим контролем и давлением со стороны родителей.

Предвижу возмущение: «Но если полностью перестать контролировать ребенка, он вообще перестанет что-то делать!» Действительно, если ребенок привык к опеке и контролю, ему сложно будет сразу же переключиться на самостоятельную работу. Поэтому переход должен быть постепенным. Попробуйте отпускать вожжи, хотя бы при выполнении тех уроков, которые ему всегда давались легко. Скажите ребенку, что он всегда может обратиться за помощью. Но дайте ему возможность попробовать сделать задание самостоятельно. «Первокласснику родители сами собирают школьный рюкзак, но уже со второго полугодия можно позволить ему делать это самостоятельно, но в вашем присутствии», – советует Жибек Алилулаевна.

Еще более сложное, но необходимое условие – избавить своего ребенка от необходимости всегда быть на высоте

То есть если он не успел выучить уроки и получил двойку, постарайтесь не устраивать трагедию и последующий скандал. Научитесь видеть не только внешнюю сторону происходящего (оценки), но и более важные процессы. Которые зачастую остаются без внимания. Какие чувства испытывает ваш ребенок во время занятий? Какой багаж он вынесет из школы: умение самостоятельно работать и получать от этого удовлетворение. Или же страх неудачи, боязнь негативных оценок?

«Нужно научиться доверять своему ребенку. Точно так же, как в бизнесе, когда подчиненным делегируется ответственность. Позвольте своим детям на своем опыте ощутить плоды безответственности», – говорит Жибек Алилулаевна.

И еще. Вспомните, какой именно фразой вы встречаете ребенка из школы. Если это привычное «Что ты сегодня получил?», то постарайтесь заменить эту фразу на более конструктивные вопросы: «Что интересного было сегодня в школе? Что тебе запомнилось больше всего и почему? Что ты думаешь по поводу того, что услышал (узнал), каково твое мнение?»

Поймите, что интерес к знаниям и хорошие отметки – это не одно и то же

И первое гораздо важнее второго. Потому что искренний интерес помогает всю жизнь пополнять багаж знаний. Стать по-настоящему образованным человеком, хорошим специалистом. А вот стремление к хорошим отметкам формирует зависимость от мнения окружающих. Страх оказаться отвергнутым из-за неудач, боязнь риска и любых экспериментов. Как вы думаете, можно ли стать успешным человеком с таким набором человеческих качеств?

Ну а если в данный момент вас волнуют не столько отметки вашего ребенка, а в большей степени его психологическое состояние – усталость, чрезмерное нервное напряжение. Воспользуйтесь советом психотерапевта: «Очень важно не ограничивать физическую активность ребенка, возраст младшего школьника. Как раз тот период, когда идет активное физическое развитие. Полезно в этом возрасте записать ребенка в спортивную секцию, в танцевальную студию, на плавание. То есть максимально развивать в нем ловкость, гибкость, общефизическую выносливость. Все это способствует улучшению интеллекта и психологическому оздоровлению. Этот факт уже подтвержден результатами клинических исследований. Физическая активность снимает нервозность, нейтрализует стрессы. Это похоже на то, как своевременное спускание пара в кипящем котле предупреждает его взрыв».

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x