Современных детей мы практически лишаем детства. Причем речь идет именно о хороших семьях и гиперактивных, очень заботливых и деятельных мамах. И чем активнее и продвинутее в вопросах воспитания подрастающего поколения мама, тем несчастнее ее ребенок.
- Шаг – влево, шаг – вправо – побег! Прыжок на месте – провокация! Так или почти так мы лишаем детства наших детей
- А вот раньше…
- Свобода нужна маленькому человечку ничуть не меньше, чем забота и опека.
- Залюбленным, заорганизованным и заученным до той самой тошноты детям нужна возможность побыть в одиночестве. В своем личном мире!
Шаг – влево, шаг – вправо – побег! Прыжок на месте – провокация! Так или почти так мы лишаем детства наших детей
Малыш с самого рождения находится под опекой, с него не сводит глаз заботливая мама, чуткая бабушка, ответственный папа. Вскоре к этой компании подключаются няни, у которых в загашнике более десятка методик раннего развития. И педагоги, пытающиеся в голову крохи вложить знания-умения-навыки из программы физико-математического лицея, английской спецшколы и художественной студии.
И получается, что ребенок постоянно находится под неусыпным всевидящим оком взрослых. Он практически не бывает один – ни психологически, ни физически. А при малейшей попытке заняться бесполезными, с точки зрения взрослых, (но такими приятными) делами слышит грозный окрик: «Только и знаешь,что играть на планшете да смотреть мультики! Ничем полезным тебя невозможно заставить заниматься!»
Как получилось, что мультики и игры мы причислили к врагам рода человеческого, а планшет стал истоком всех бед? Причина – наше желание как можно больше «развить» и «образовать» ребенка, «стартовать» с самых пеленок неизвестно куда.
Бабушка постоянно следит за правильным рационом. Мама бросает все свои дела и при малейшей возможности окунает ручки малыша в пальчиковые краски, обкладывает его в манеже кубиками, садит на развивающий коврик. Папа контролирует маму и бабушку, следит за тем, чтобы ребенок с пользой проводил время. Чтобы, не дай бог, не занимался непонятно чем. И ребенок, которого мы усердно лишаем детства занимается просто «до тошноты».
А вот раньше…
А раньше все было совсем по другому. Занятая домашними делами, мама говорила крохе: «Ползи, поиграй сам – не мешайся под ногами». И маленький исследователь самостоятельно полз или топал знакомиться с огромным миром. Он трогал руками цветы, пробовал на зуб найденное зеленое яблоко или прошлогоднюю шишку. И даже отрывал лапки и крылья жуку. Заглядывая в темную щель под лестницей, он фантазировал и представлял себе другой мир. Из валявшихся на земле деревяшек и обломков кирпичей строил сказочный замок. Потом населял его прекрасными принцессами (сорванными тайком с клумбы цветами). Мужественными принцами (теми самыми майскими жуками с оторванными лапками). Мечтал, думал, задавал вопросы и сам находил на них ответы.
Мы напрочь лишаем детства наших гиперопекаемых детей. Не давая возможности играть в нормальные игры, экспериментировать с окружающей средой и с самим собой, познавать реальный мир. Ребенок не может спокойно залезть в лужу, поковыряться в щели в деревянной скамейке, откусить зеленое яблоко. У него нет возможности совершать эти простые действия. А они нужны, чтобы самостоятельно изучить свойства предметов, интерпретировать их качества и понять. Что недозрелое яблоко кислое, в маленькую щелку не влезает палец. А вода в луже мокрая, на дне есть грязь. Ну а если запустить в лужу маленькую сухую щепку, то она поплывет, потому что легче воды.
«Но мы же придумываем им массу игр и хотим только блага», – воскликнут сейчас продвинутые мамы. К сожалению, между настоящей игрой, в которой задействована фантазия и воображение малыша, и между нашей, срежиссированной лежит огромная пропасть. Представьте себе одну пальму, которая растет в дикой природе на морском побережье. И вторую, которую вырастили-вымучили в цветочном горшке на подоконнике. Вроде растение одно и то же, но разница между ними просто колоссальная.
Свобода нужна маленькому человечку ничуть не меньше, чем забота и опека.
Ему нужно иметь автономное пространство, познавать самостоятельно мир, прочувствовать разные ощущения, наблюдать за окружающей средой, делать выводы. Этот опыт в дальнейшем поможет ему провести грань между собой и окружающим миром. Он научится определять, кого и что впускать в этом мир или оставлять снаружи, как строить отношения. Эти границы создают личность. Если их нет, то нет и личности. Нет осознания себя в этом мире, понятия своей важности и значимости. Поэтому нужно давать детям автономию. Чтобы они сумели оградиться от какофонии шумного и беспокойного внешнего мира, такого порой навязчивого и сложного.
И действительно ли «бесполезные» мультики и игры на планшете – сплошное зло, а развивающие методики – благо? На самом деле, мультфильмы – интересный, успокаивающий и яркий мир. А любимые игры на планшете – возможность исследовать, испытывать что-то методом проб и ошибок. Это автономное пространство, где никто не одергивает и не контролирует. Не следит за каждым шагом и не проверяет, правильно ли ты поступил. Здесь можно побыть один на один с самим собой. И сделать что-то не для родителей или педагога, чтобы быть «хорошим и послушным ребенком», а для себя самого.
В противном случае мы не только лишаем детства нашего ребенка, но и создаем большие проблемы во взрослой жизни!
Залюбленным, заорганизованным и заученным до той самой тошноты детям нужна возможность побыть в одиночестве. В своем личном мире!
Поэтому они так яростно цепляются за возможность поиграть или посмотреть мультики. Это время и становится их единственной возможностью организовать собственное внутрипсихическое пространство. Отгородиться от внешнего мира и провести черту.
Не нужно устраивать тотальный контроль. Не нужно стараться занять каждую минуту ребенка «важным и полезным делом». Если распорядок дня вашего любимого чада расписан по минутам. В нем есть развивающие игры, репетитор по английскому, музыкальная школа, спортивная секция, то нужно дать ему время для автономии. И не контролировать постоянно, не звонить по мобильному 20 раз в день. Не врываться к нему в комнату с криками «опять смотришь мультики», когда он прячется с планшетом за креслом. Не клеймите своих детей за желание быть детьми, помните, что иначе мы их просто лишаем детства.