Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Компьютерная зависимость или жизнь в плоскости 2D

компьютерная зависимость Здоровье ребенка

Поколение 30-летних хорошо помнит те времена, когда в начальной школе на уроках математики использовали кубики, счетные палочки и другой учебный материал. Сейчас обучение стремительно перемещается в плоскость 2D: в процессе обучения все чаще используются компьютеры, планшеты, интерактивные доски. Как это отражается на развитии наших детей? Как возникает компьютерная зависимость? Об этом мы решили поговорить с психологом аналитического направления, педагогом-психологом высшей категории Шевелевой Еленой Витальевной.

Содержание
  1. Гаджеты часть нашего мира
  2. Сегодня процесс познания происходит преимущественно с помощью зрения
  3. ЭЗ: Многие молодые мамы говорят: «Мы развиваем мелкую моторику у ребенка». Но чаще всего этой проблемой родители озабочены, когда их малышу 2–3 года. Неужели этот навык важно развивать только в этом возрасте? Как именно надо развивать мелкую моторику?
  4. ЭЗ: Означает ли это, что ребенку нужно давать возможность поучаствовать во «взрослых» делах? Когда я готовлю еду, мой сын всегда просит: «Дай я попробую». Но мне становится страшно, что он поранит себя, или же просто нет времени, чтобы возиться с ним…
  5. ЭЗ: Что можно сделать, чтобы отвлечь ребенка от компьютера? Многие родители говорят, что это не в их силах. Можно ли устроить «полосу препятствий» на пути ребенка к компьютеру или планшету, используя пазлы, конструкторы, игрушки?
  6. ЭЗ: Что делать родителям, если их ребенок уже стал зависимым от компьютера?
  7. ЭЗ: По каким признакам можно понять, что у ребенка развилась компьютерная зависимость?

Гаджеты часть нашего мира

Сложно представить, что из нашей реальности в одночасье исчезнут все гаджеты. Это уже часть нашего мира и никуда от этого не деться. И в этом, безусловно, есть свои плюсы: расширение информационного поля, доступность информации и т. д. Но есть и минусы: наши дети все меньше познают мир теми инструментами, которые подарила нам природа. В процессе обучения компьютерные программы не могут заменить живых участников и настоящих предметов, у которых есть форма, вес, которые сделаны из разных материалов, обладают разными физическими свойствами.

Работа с такими учебными материалами более полно включает механизмы психики. Инструменты познания мира у ребенка – нервные анализаторы на коже рук, глаза, нос, и чем больше сигналов получено посредством этих каналов восприятия, тем более обширная информация поступает в «базу данных» – мозг. Вспомните маленьких детей, которым, для того чтобы познать мир, надо все потрогать, попробовать на вкус, что-то порвать, что-то разобрать на части. В этот период жизни у ребенка активно задействованы все каналы восприятия.

Сегодня процесс познания происходит преимущественно с помощью зрения

Это, безусловно, влияет на развитие, формирование системы мышления. В процессе обучения математике с использованием предметов ребенку проще соотнести абстрактную цифру с реально существующими вещами: цифра «2» – это 2 палочки. То есть символ соотносится с количеством. Почему это важно? Потому что в первую очередь в ребенке развивается наглядно-действенное мышление через действия с какими-то предметами. Следующая ступень – это наглядно-образное мышление, ребенок начинает мыслить образами, «картинками» на основе полученного предметного познания мира. Ребенку в первую очередь необходимо сформировать знания о признаках, особенностях предметного мира, и только после этого у него появится возможность мыслить образно. Далее на базе этих видов мышления и мыслительных операций развивается понятийное мышление, абстрактно-логическое, комбинаторное. Если мы упускаем момент обучения ребенка в настоящей предметной, живой среде, где можно все потрогать, построить, узнать, как работает, соотнести форму, цвет, вес, руками перебрать количество и пр., то мы в чем-то тормозим процесс его развития.

Многие родители с восторгом рассказывают, что их ребенок с легкостью осваивает компьютер, мобильный телефон, быстро вникает в алгоритм той или иной компьютерной игры. Однако повальное увлечение компьютером не означает, что все дети, по меньшей мере, осваивают владение компьютерной клавиатурой и могут быстро напечатать, к примеру, доклад, используя все пальцы руки. То есть не развивается даже моторный навык.

Компьютер – это хорошее подспорье в процессе обучения, позволяющее, к примеру, на уроке географии переместиться на другой материк, чтобы увидеть диковинную птицу в режиме реального времени. Но, к сожалению, даже эта информация ограничена отсутствием прямого опыта взаимодействия.

ЭЗ: Многие молодые мамы говорят: «Мы развиваем мелкую моторику у ребенка». Но чаще всего этой проблемой родители озабочены, когда их малышу 2–3 года. Неужели этот навык важно развивать только в этом возрасте? Как именно надо развивать мелкую моторику?

– Практическая психология говорит о том, что мелкую моторику нужно развивать на всем протяжении дошкольного возраста. А для некоторых ребят по индивидуальным показаниям полезно и в первом классе еще обращать внимание на развитие моторных навыков пальчиков рук. Чем старше ребенок, тем больше у него потребностей в каких-то навыках. Если в возрасте одного года ребенку достаточно освоить захват игрушки. То в 2 года он уже должен держать ложку, карандаш, уметь что-то делать с помощью этих предметов. Для поддержания навыка требуются постоянные тренировки.

Навык не формируется просто так: сначала идет ступень ознакомления с действием, затем – обучения. Не стоит упускать из вида и крупную моторику, развивающую способность ребенка действовать более четко и скоординированно. Здесь можно обратиться к опыту монтессорийцев. Обучение в группах Монтессори происходит с помощью большого количества пособий. К примеру, в зоне овладения жизненными навыками есть настоящий маленький утюжок. С помощью которого дети в возрасте от 3 до 6 лет осваивают навык выглаживания вещей. В этой системе продуманы алгоритмы для получения первоначальных навыков, которые дают возможность дальнейшего развития.

ЭЗ: Означает ли это, что ребенку нужно давать возможность поучаствовать во «взрослых» делах? Когда я готовлю еду, мой сын всегда просит: «Дай я попробую». Но мне становится страшно, что он поранит себя, или же просто нет времени, чтобы возиться с ним…

– Если ребенок, наблюдая за родителями, которые готовят еду, что-то мастерят или красят, просит: «Дай мне попробовать» – это повод для радости. Значит, ваш ребенок нормально развивается: у него присутствует познавательная мотивация, ему все интересно. И это проявление здорового природного инстинкта освоения жизненного пространства, позволяющего развиваться дальше.

Конечно же, мы должны дать ребенку возможность попробовать сделать что-то самому. Но с учетом соблюдения правил безопасности. Для этого надо выделить ребенку детский инструментарий. Возле стола он должен стоять на стульчике, рассчитанном на его рост. У него должна быть своя посуда небольших размеров, отдельная дощечка для резки овощей. Если вы хотите показать ребенку, как измельчают овощи для салата, можно дать ему безопасный ножичек с зубчиками. Вовлекая ребенка во «взрослые» занятия, вы получаете возможность привить ему важные навыки ненасильственным способом.

В будущем у вас не будет возникать проблем с его самообслуживанием в подростковом возрасте. Психологически он уже будет готов к этому. Те же рекомендации актуальны и для пап. Если отец крутит какие-то гайки, ремонтируя машину, можно дать ребенку небольшой ключ. Показать ему, как именно им пользоваться. Это все очень полезно для развития малыша.

ЭЗ: Что можно сделать, чтобы отвлечь ребенка от компьютера? Многие родители говорят, что это не в их силах. Можно ли устроить «полосу препятствий» на пути ребенка к компьютеру или планшету, используя пазлы, конструкторы, игрушки?

– Это хорошая идея. Но следует учитывать, что ребенок должен быть подготовлен к пользованию всеми этими предметами. Только в этом случае стратегия отвлечения внимания сработает. Надо признать, что многие дети уже стали зависимыми от гаджетов. Ко мне в кабинет приходят малыши, которые просто не замечают игрушки, их неудержимо тянет к компьютеру. Иногда таких детей приходится обучать обычным детским играм. Игра очень важна для развития ребенка, это своеобразное путешествие в его внутренний мир. И это дает простор фантазии.

ЭЗ: Что делать родителям, если их ребенок уже стал зависимым от компьютера?

– Прежде всего, признать факт зависимости. К сожалению, большинство родителей не готовы этого сделать. Срабатывает защитная реакция, включается механизм выученной беспомощности: «Ну что я могу сделать, ребенку нравится этим заниматься». Но это равносильно игнорированию пристрастия близкого человека к алкоголизму или к наркомании. В настоящее время ВОЗ готова признать компьютерную зависимость заболеванием. И это будет отражено в новой редакции МКБ-11. Сейчас уже специалисты относят компьютерную зависимость к разряду аддикций (Адди́кция, в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности).

Кроме того, родители должны понимать, что ребенок впадает в компьютерную зависимость. Если у него нет реализации в игре, или же, в возрасте постарше, – в общении. То есть если ребенок «подсел» на компьютерную игру, значит, его жизнь очень обеднена. Поел, поспал, сделал уроки – и все. У него нет источников получения положительных эмоций в реальной жизни. Поэтому он уходит в виртуальное пространство.

Значит, родители должны предложить ему альтернативу. Для малышей – это создание развивающей среды. И не в плоскости экрана, а в реальности, с участием взрослых членов семьи. Альтернативой для подростка может стать спортивная секция, общение с друзьями. И очень важна поддержка близких. То есть родители должны находить время для общения с ребенком. Кроме того, надо исключить предмет зависимости – компьютер. Но делать это следует постепенно, изо дня в день уменьшая время, проведенное за компьютером. Здесь важны контроль и дозировка. Что-то ребенок может, и даже должен посмотреть на экране монитора, но это должно вносить вклад в его развитие.

ЭЗ: По каким признакам можно понять, что у ребенка развилась компьютерная зависимость?

– Если ребенок не тратит все свое свободное время на компьютер, с легкостью может переключиться на другую деятельность. Значит, зависимости нет. Но если ребенок реагирует эмоционально при попытке забрать у него компьютер, кричит, истерит, то это уже повод насторожиться. В моей практике были случаи, когда дети всю ночь играли в Minecraft, и родители до поры до времени даже не догадывались об этом.

Для начала я бы посоветовала родителям попробовать поиграть вместе с ребенком в компьютерную игру. Так вы протестируете, что это и как это действует на сознание. Именно родители должны участвовать в формировании ценностной шкалы ребенка. Если родители осознают опасность той или иной компьютерной игры для психики малыша, они могут и должны донести свою точку зрения ребенку. Судя по неадекватному состоянию детей, увлекающихся Майнкрафт, этой игре необходимо искать альтернативу.

Что могут сделать родители? Просто начать заниматься с ребенком, обогатить его мир живыми, настоящими предметами. К примеру, заменить электронную книгу обычной, у которой шуршат страницы, пахнут краской. Полезно всей семьей выезжать на природу. Необходимо максимально включать ребенка в реальную жизнь. Конечно, все это хлопотно, но учтите, что основное развитие детей происходит до пяти лет. Если этот период времени ребенок проведет за компьютером, у него уже будет сформирован пласт проблем, разбираться с которыми будет гораздо труднее.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x