Детские страхи: как с ними справиться

Детские страхи: как с ними справиться Здоровье ребенка

Каждый из нас когда-то чего-то боялся. И каждый из нас по-разному справлялся со своими страхами и опасениями. Эта реакция всегда родом из детства. Поэтому так важно научить ребенка «правильно» бояться и по возможности справляться со своими страхами.

Откуда берутся страхи

Наверное, каждый родитель замечал, что разные дети по-разному реагируют на одно и то же событие. Например, один ребенок, увидев собаку около песочницы, с криком и слезами бежит к маме, а другой хочет с этой собакой подружиться. Такая разная реакция зависит от темперамента ребенка и особенностей его нервной системы.

Высокая впечатлительность и чувствительность могут зависеть и от реакции взрослого. Если мама впадает в панику или тревогу по разным, даже незначительным, поводам, то и ребенок будет брать такое поведение за образец.

Если мама постоянно предупреждает малыша о возможной опасности: «Не трогай, это грязное; не бегай, вспотеешь; не лезь, упадешь» и т. д., то у ребенка развивается осторожный (боязливый) и пассивный характер. Такой ребенок чувствует себя неуверенно, когда рядом нет родителей. И с возрастом осторожность будет только расти.

Страх может сформироваться и в результате какой-либо перенесенной стрессовой ситуации. Возьмем тот же пример с собакой. Если ребенка уже когда-то укусила одна собака, вряд ли он будет доверчивой бежать навстречу другой.

Чего делать не нужно?

Не стоит убеждать ребенка, что его страх несерьезен: «Это же смешно, ты что, боишься этого паучка?» Страх нужен человеку как инстинкт самосохранения. И без него невозможно было бы жить. Но и «идти» за ребенком в таком случае тоже не нужно. Тем самым малыш убедится в том, что он прав и этот кузнечик (качели, велосипед и т. п.) очень опасен. И жизнь его превратится в полное опасностей и непреодолимых препятствий существование.

Задача родителей – помочь ребенку преодолеть свои страхи. Тогда он почувствует себя более уверенным и спокойным.

Страх темноты

Чаще всего этот страх возникает после того, как ребенка переселяют из кровати или комнаты родителей на отдельную кровать или в отдельную комнату. Причиной обычно выступает страх не столько темноты, сколько одиночества. Если же ребенок боится живущих  в темноте монстров или привидений, то такой страх возникает обычно после компьютерных игр или просмотра фильмов ужасов.

Что делать? Прежде всего следить за тем, во что играет ребенок, какие фильмы и мультики смотрит. Примерно за 2 часа до сна лучше заканчивать активные игры. Предложите ребенку раскраски, настольные игры и т. п., чтобы не дать ему перевозбудиться. Идеально, если в семье сформируется ритуал, который будет повторяться каждый день. Например, выпил кефир, искупался, мама почитала книгу, а затем спать. Детей успокаивает предсказуемость действий и очень пугает неизвестность.

Не надо ложиться спать вместе с ребенком, а ночью уходить. Малыш будет постоянно проверять «наличие» мамы, а следовательно, его сон будет поверхностным.

Если ребенок опасается мнимых монстров, обойдите при включенном свете вместе всю комнату, проверьте шкафы и под кроватью на наличие «привидений». А потом уже можно выключать свет.
Можно, например, поиграть в монстров и привидений – представьте их в игре как добрых, но просто очень обидчивых персонажей, которых нужно просто пожалеть. Или купить пижаму с изображением супергероев и сказать, что ребенку передается их суперсила.

Обязательно разговаривайте с ребенком о том, что его беспокоит, и поддержите, сказав, что у него все хорошо получается и теперь он боится уже меньше.

Страх оставаться одному дома

Начинать оставлять детей ненадолго одних дома (например, чтобы сходить в ближайший магазин) можно с 5–6 лет. Сначала лучше оставить ребенка на 5 минут, потом на 10, постепенно увеличивая время своего отсутствия.

Ребенку следует объяснить, почему вам необходимо отлучиться. Расскажите, как он сможет связаться с вами по телефону. Предложите ему посмотреть мультики (малыш отвлечется, и ему будет не так страшно). Убедите его никому не открывать дверь. Детям постарше следует оставить телефон службы спасения.

Если кроха плачет и ни за что не желает оставаться один, лучше не оставлять его. Еще не время. Но вечером поиграйте с ним его любимыми игрушками, даже если это машинки. Пусть будут машинки «папа», «мама» и «маленький сынок», которому необходимо остаться одному в гараже. Во время игры постарайтесь выяснить, почему малышу страшно оставаться одному. Зная причину, можно найти и решение проблемы.

Страх перед насекомыми

Такие страхи чаще всего возникают после того, как ребенок увидел соответствующую реакцию значимого взрослого (это могут быть не только родители, но и бабушки, дедушки и даже воспитательница). Если ребенок боится пчел, ос или шмелей, этот страх правильный, поскольку в данном случае включается инстинкт самосохранения. И следует объяснить ему, как нужно вести себя в такой ситуации.

Если же ребенок боится безобидных насекомых, которые не жалят и не кусают, то помочь можно следующим образом. Попросите малыша слепить или нарисовать это насекомое, а потом еще несколько и поиграйте ими. Во время игры демонстрируйте их «добродушность». Можно почитать сказки или рассказы о природе либо конкретно о насекомых.

Боязнь монстров

Вампиры, привидения, зомби и маньяки смотрят на наших детей из видеоигр, фильмов, телевизионных передач и даже из мультиков. А значит, родителям при выборе видеоконтента стоит ориентироваться не только на разрешенный для просмотра возраст, но и на индивидуальные особенности ребенка. Если малыш мнительный, впечатлительный, не нужно показывать ему фильмы, которые могут его испугать.

Чтобы помочь ребенку справиться со страхом, нужно выяснить, в каком фильме или игре он увидел монстра. Следует посмотреть этот фильм или поиграть в эту игру еще раз вместе с ребенком. При этом надо стараться найти смешные стороны внешности или поступков «ужастика». Расскажите, как актерам, которые играют этих персонажей, накладывают грим. В Сети можно найти много видеороликов, как это выглядит в действительности.

Затем можно нарисовать монстра или слепить его из пластилина. При этом пусть ребенок включит фантазию и добавит к образу «чудовища» много смешных или красивых деталей (бантики, сережки, памперсы и др.). Задача – сделать смешно или красиво (а значит, не страшно). Если ребенок включится в игру и начнет активно фантазировать, его страх пройдет.

Страх перед возможными неудачами

Основной причиной этих страхов является чрезмерная родительская опека. Тревожная мама старается оградить своего ребенка от всего: «Не лезь – высоко; не трогай – горячо; оденься – холодно» и т. д. Такие предостережения формируют пассивного человека, который боится всего нового. Такому ребенку сложнее познакомиться с кем-либо. Он с трудом учится кататься на велосипеде, роликах: это же опасно! На занятиях такой ребенок всегда ожидает указаний взрослого, что дальше делать, и никогда не проявляет инициативу.

Чтобы помочь ребенку, во-первых, надо снять многочисленные ограничения, перестать его запугивать. Во-вторых, быть рядом с ним во время освоения нового занятия. Конечно, не постоянно, а стараться отходить от него постепенно и давать возможность научиться самому. Постоянно хвалить и подбадривать его: «Вот, уже лучше, вчера ты этого еще не мог». Не стоит торопить кроху: у каждого свой темп освобождения от тревожности. Постепенно малыш будет чувствовать себя увереннее.

Не надо сравнивать ребенка с другими детьми, а только с его собственными достижениями: «Смотри, еще недавно у тебя это не получалось, а сегодня уже умеешь, молодец». Не стоит предъявлять к нему завышенных требований. Принимайте его таким, какой он есть. Ну, трудно ему что-то сделать. Может, это занятие не его, может, что-нибудь другое у него получится сделать лучше. Хвалите его в любом случае.

Страх, вызванный смертью близкого человека

В такой ситуации у взрослых возникает много вопросов. Брать ли ребенка на похороны? Говорить ли, что человека больше нет, или сказать, что он уехал? Как реагировать на слезы ребенка? Как вести себя: показывать горе или нет?

У детей еще очень мало жизненного опыта, и эмоциональная сфера более гибкая, чем у взрослых. Поэтому горе они переживают несколько иначе, чем взрослые. Нет той глубины и безнадежности. Ребенок, конечно же, скучает, грустит, но он быстро переключается, не зацикливается на тяжелых переживаниях.

Но бывает и такое, что ребенку трудно переключиться. Нарушаются поведение, самочувствие, сон. Обязательно нужно говорить ребенку правду, что человека больше нет, но память о нем живет в душе близких. Надо разговаривать с малышом об этом человеке до тех пор, пока этого хочет ребенок. Не переводить разговор на другую тему, боясь травмировать малыша, так легче справиться с утратой.
Конечно же, не стоит брать маленького ребенка на похороны. Это может стать слишком большим эмоциональным потрясением.

Если ушедший человек довольно много времени проводил с ребенком, постарайтесь выполнять его функции. Читать, играть, укладывать спать, водить на кружки, чтоб ребенок не так остро переживал утрату.

Оцените статью
ZOJ.KZ
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

* Скопируйте данный пароль *

* Вставьте скопированный выше пароль *