Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Сегодня будут танцы!

Социальный проект

«Приходите к нам на тренировку. Мы тренируемся в ЦУМе», – по телефону весело приглашает нас Дакен Абдугалиевна ТУРЕБЕКОВА, основатель, руководитель и тренер первого в Алматы клуба спортивного танца на инвалидных колясках «Жас Дарын», объявление о наборе людей в который мы увидели в рекламном посте на Facebook. Я соглашаюсь, удивляясь двум вещам: тому, что, во-первых, в ЦУМе есть место для тренировок, а во-вторых, что там, в самом центре города, проходят занятия благотворительного проекта – зачастую некоммерческим инициативам подобного плана достаются не самые лакомые залы для тренировок в отдаленных районах города. В назначенный день и час мы с фотографом приезжаем к ЦУМу. Обходим здание и заходим в административные помещения со служебного входа. До пятого этажа на лифте, потом до конца коридора – и лестница на шестой этаж (я уточнила: обычные танцоры помогают танцорам на колясках преодолеть это препятствие; танцоры на костылях и протезах сами преодолевают небольшую лестницу). Еще раз до конца коридора – и мы оказываемся в светлом, просторном зале с зеркалами на стенах и ковроланом на полу. Через скошенное стеклянное окно-крышу в помещение заглядывает голубое небо, которое дарит свет, а вместе с ним и надежду.

1478237465_img_1596-m– Вот это зал!

– Понимаю ваше удивление, – говорит основатель клуба спортивного танца на колясках «Жас Дарын» Дакен Абдугалиевна ТУРЕБЕКОВА.

– Мы сами очень рады, что волею случая нам дали такой первоклассный зал. Хочу поблагодарить за это депутата городского маслихата Алматы Сабину АМАНГЕЛЬДЫ. Мы познакомились с ней на одном из мероприятий, когда показывали видео о работе нашего клуба. Она поинтересовалась, где мы занимаемся. Я ответила, что пока нигде, у нас нет постоянного помещения в Алматы, мы ищем его уже в течение двух лет. Найти подходящее помещение для занятий трудно: во-первых, оно должно быть правильно оборудовано; во-вторых, аренда хороших помещений дорогая. В итоге депутат любезно предоставила этот просторный зал, на вопрос про оплату ответив, что «просто хочет быть частью этого». Когда я и мои ребята увидели помещение, какое оно классное, у нас были слезы радости. Мы изучали рынок и знаем, что аренда подобного помещения стоит не менее 500 тысяч тенге в месяц. Так как мы не платим за помещение, это дает возможность бесплатно заниматься с ребятами с особыми потребностями.

Занятия в новом зале идут третий месяц, к участию в них приглашаются все люди, перенесшие ампутации конечностей: и на колясках, и на костылях, и на протезах. Занятия проходят три раза в неделю по 1,5-2 часа – последние полчаса спортсмены в свободном режиме в зале оттачивают новоприобретенные навыки и просто общаются друг с другом, инструкторами (профессиональные танцоры) и тренером.

На сегодня тренировки посещают 16 человек с особыми потребностями. Это парни и девушки, сидящие в колясках, с ампутированными конечностями, с диагнозом ДЦП, с травмами позвоночника. Чтобы танцевать, они пользуются специальной коляской во время танца – на это время отставляя в сторону костыли, протезы или пересаживаясь из своей коляски. Плюс дополнительно еще приходят «партнеры» – юноши и девушки, многие из которых танцуют с детства. Всего их 15 человек, они делают это абсолютно безвозмездно. Такие дуэты исполняют инклюзивные танцы в комбинированном формате. Технически это выглядит следующим образом: танцор сидит в коляске, ее никто не толкает, она легко перемещается, когда он сидит прямо и ровно; как только он расслабляется – коляска буксует и останавливается. Обычный человек держит за палец своего партнера на коляске. Однако главным все же считается мужчина вне зависимости от того, стоит он на ногах или передвигается на коляске.

У танцев на колясках есть несколько форматов: одиночный танец – когда танцует один человек, сидящий в коляске; дуэтный танец – оба партнера на колясках; комбинированный танец – танцор в коляске в паре с танцором без инвалидности; танец в ансамбле – танцуют несколько танцоров в колясках или совместно с партнерами-неинвалидами. Спортивные бальные танцы с 1998 года являются паралимпийским видом спорта, но в программу Паралимпиады не включены. Ожидается, что это произойдет к 2020 году. Зато с 2013 года уже включены в программу Параазиатских игр.

– Навыков у новичков нет, поэтому заниматься тяжело, – продолжает Дакен Абдугалиевна. – Но когда в пару становятся партнер в коляске и партнер, с детства занимающийся танцами, процесс обучения идет намного быстрее, чем если бы индивидуально – они учатся друг у друга. Плюс молодежь говорит на одном языке: если буду объяснять я и если покажет молодой партнер, то во втором случае быстрее информация будет схвачена. Причем если я могу где-то пожалеть, говорю, чтобы отдохнули, то инструкторы сами говорят: «Мы тут все на равных. Давайте работать дальше». Казалось бы, у нас танцы и танцы, но для людей с особыми потребностями – это огромный рывок вперед. Для них это реабилитация и физическая, и психологическая. Дело в том, что многие из них раньше вообще из дома не выходили, сидели в четырех стенах, были замкнуты в себе. А тут физическая активность – 1,5 часа они занимаются в поте лица вместе с другими людьми, разрабатывают свое тело, их мышцы начинают развиваться вместе с мозгом.

– И культурное обогащение происходит?

– Да, всестороннее развитие. Мы в классе слушаем разную музыку: латиноамериканскую, европейскую, народную, поп. Ребята учатся слышать темп, учатся воспринимать музыку и растворяться в ней. Не заставишь работать физическое тело, пока не разбудишь мозг. Танцы на колясках ничем не отличаются от спортивных бальных танцев – здесь точно такая же техника, точно такие же физические упражнения, так же люди устают, сто раз отрабатывая одно и то же движение. Здесь так же мужчинапартнер считается ведущим, а девушка его слушается. Не зря говорят, что бальные танцы воспитывают в людях джентльменов и леди.

Первые занятия у нас проходили очень медленно. Мы садились близко друг к другу, начинали разговаривать, я даже просила учеников глаза прикрыть. Мы знакомили ребят и девушек с их телом: показывали на себе, просили прощупать на собственных телах, где находятся какие части тела – тот же самый копчик многие просто не чувствовали… Чтобы научиться владеть коляской, надо почувствовать свою попу, научиться правильно держать ее. Когда сразу у человека на коляске не получается что-то, мы приводим в пример себя, женщин, – мы тоже не сразу, когда на каблуки встали, смогли спокойно и грациозно на них ходить. Они смеются – с юмором всегда дело легче идет.

Также мы учим правильно держать голову – правильное положение первого шейного позвонка играет огромную роль: там же мозжечок расположен, который связан с вестибулярным аппаратом. Как только голова встала на правильное место относительно первого шейного позвонка – половина успеха в танце уже обеспечена. Таким образом, мы используем все методы обучения: слуховой, зрительный, тактильный… Дело в том, что все люди разные, а если они еще сидят в инвалидных креслах, то опыт знаний и чувствований точно у всех отличается. Поэтому важно познакомить ребят с ними самими.

Дакен Абдугалиевна занимается развитием инклюзивных и спортивных танцев уже более пяти лет. Она начинала тренировать ребят с инвалидностью в своем родном городе – Таразе. По первому образованию женщина – педагог, преподаватель русского языка и литературы в казахских классах. В системе образования она проработала больше 25 лет, учителем почти не была. В основном работала методистом, руководителем и занималась организаторской деятельностью. Работа ей нравилась, в школе она «кайфовала», но на нее давили рамки, в которые сейчас поставлена система среднего образования (окончательно из школы она уйдет только в 2011 году). И в 2004 году она параллельно с работой в школе организовала общественную организацию «Поддержка молодого таланта «Жас Дарын». Задачей этой организации является проведение различных мероприятий для раскрытия творческого потенциала: конкурсов красоты и таланта, фестивалей, кружков по всем направлениям танцев и актерскому мастерству, языковых курсов.

Также примерно в это время начала вести кружок бальных танцев в Таразской казахской школе №5. Поддержали Дакен Абдугалиевну в этом решении ее деверь и золовка Серик и Аида ТУРЕБЕК – тренеры по спортивным бальным танцам с 35-летним стажем, считаются одними из основателей бальных танцев в Казахстане. Фактически основам бального танца Дакен Абдугалиевна обучилась у них. Чтобы подкрепить эти знания теоретической базой, она получила второе образование – спортивное, окончив в 2014 году физкультурный факультет Джамбулского гуманитарно-технического университета. По ее стопам пошли ее дочь и сын, которые «танцуют с рождения, потому что в семье мужа все бальники». 23-летняя Толганай ТУРЕБЕКОВА окончила спортивное отделение в Таразском колледже «Парасат». Сейчас она является инструктором по танцам на колясках и тренером по бальным и спортивным танцам для детей, а также руководит Алматинским клубом бальных танцев «Дарын».

18-летний Тауке ТУРЕБЕКОВ обучается на третьем курсе спортивного факультета гуманитарно-технического колледжа в Таразе. Форма обучения – заочная, потому что сейчас он живет в Европе, танцует за Федерацию спортивного бального танца Словакии в паре с местной спортсменкой Софи ЛИМБОНДО. В 2012 году он стал чемпионом Казахстана среди юниоров. За эти заслуги в возрасте 15 лет получил мастера спорта по бальным танцам. Супруг Дакен Малик Тлеукабылович сейчас уже вместе с ними не танцует, но горячо поддерживает своих близких в желании развиваться в этом направлении, оставаясь главной финансовой опорой семьи. Для него важно, что у его супруги и детей от любимого дела горят глаза!

– Как Вы пришли к тому, чтобы заниматься именно этим направлением танцев?

– Идея проекта инклюзивного спортивного танца появилась у меня давно. Я начала изучать мировой опыт в этом направлении: в мире танцы на колясках развиваются с 1976 года – впервые это направление появилось в Швеции, в России – с 1990-х, в Казахстане лет 10 назад первые крупные соревнования по этому направлению начали проводить супруги из Костаная Аруна ЖАКСАГУЛОВА и Дуйсенгали ОСПАНОВ. Но как перенять их опыт, я не знала. Выяснилось, что методической литературы по этой теме просто нет. Выход был только один: сначала проработать все движения на своем теле, потом показать подопечному на коляске. 

С первым нашим танцором на инвалидной коляске, 25-летним парнем с травмой позвоночника Талгатом АМАНБЕКОВЫМ мы познакомились в Таразском доме-интернате №2 для ветеранов и инвалидов. Мы искали именно молодого парня, потому что чем старше человек, тем сложнее он воспринимает все новое. Он был очень закрытый, многие, кто его знал, выражали сомнение, что он сможет танцевать. В итоге Талгат согласился, сотрудники интерната тоже были только за – они создали нам все условия для тренировок. Мы с этим мальчиком начали работать: мы его тянем, а коляска тяжелая, мы его сюда, а она – в другую сторону. Легко танцевать тогда, когда ты уже научился. Мы методом проб и ошибок вместе с ним осваивали коляску. Оно того стоило! В 2013 году в паре с моей дочерью Толганай они стали чемпионами Казахстана по танцам на колясках, а в 2014 году на Параазиатских играх в Инчхоне (Южная Корея) заняли в этой же дисциплине 7-е место.

Вскоре под руководством Дакен в Таразе собралась первая группа по спортивным танцам на колясках. Она тренировала их безвозмездно в течение нескольких лет. Однако Дакен поняла, что перспектива у этого направления есть только в большом городе, поэтому вместе с семьей переехала в Алматы. Дом в Таразе они еще не продали: месяц-два они живут в Алматы на съемной квартире, потом на неделю-две приезжают «восстановиться» домой.

Сейчас клуб активно принимает новых танцоров, особенно девушек и парней с ампутированными нижними конечностями. Дакен Абдугалиевна через знакомых, через соцсети ищет людей с особыми потребностями, которые сидят дома, в четырех стенах. В душе они могут быть танцорами, артистами, фотомоделями, а их коляска и комната становятся для них преградой к достижению своей мечты. Интервью различным СМИ она тоже любит давать: говорит, что если после этой публикации хоть один человек решится выйти из своей комнаты, решится танцевать, то это будет большим счастьем для нее. Она ищет тех, кто хочет танцевать, и даже умеет приобщать тех, кто не хочет.

Как пример история девушки по имени Марал: она в первый раз пришла, посмотрела и сказала, что ей неинтересно. Сотрудники клуба поняли, что у человека такая защитная реакция: она не знает себя, боится всего нового, боится критики. Девушка все-таки продолжила заниматься. Когда пришел момент первого показательного выступления, ей сделали очень красивый мейкап и прическу, одели в красивое бальное платье. Однако сразу же после танца Марал попросила вытереть краску с лица, убрать красивую высокую прическу, переодеться. Сотрудники клуба ее отговорили: предложили такой красивой побыть до вечера, почувствовать себя королевой. Сейчас она с удовольствием носит красивые платья, научилась улыбаться и стала чаще делать селфи. Или же был случай, когда парень на коляске попал на настоящую дискотеку. Вначале он сильно смущался, но буквально через полчаса танцевал вместе со всеми гостями, его выступление стало гвоздем программы.

Клуб спортивного танца на инвалидных колясках «Жас Дарын» сейчас нуждается в инвалидных спортивных коляcках. Дело в том, что специализированная спортивная коляска для танцев (она легкая и маневренная, у нее низкая спинка) у них в наличии всего одна. Несколько лет назад, еще в таразский период, ее подарило Американское посольство. Фактически сейчас ребята на тренировке ждут свой очереди, чтобы потанцевать. Им требуется хотя бы 5-6 аналогичных колясок стоимостью свыше 500 тысяч тенге каждая. Также нужны средства на пошив бальных костюмов.

Когда я спрашиваю у Дакен Абдугалиевны о финансовой составляющей, она отвечает: «Мы не доброе дело делаем, мы делаем то, что умеем, и то, что хотим делать. Нам это нравится. Хоть у меня нет ни копейки заработка, но зато я такая счастливая!» Однако если бы у клуба спортивного танца на инвалидных колясках «Жас Дарын» появилось финансирование, то стало бы гораздо легче самому организатору танцевального клуба, ведь сейчас она работает без зарплаты. На вопрос про мечты сильная женщина отвечает: «Вот если бы государство нас поддержало. Вот если бы при господдержке при одном из спортивных клубов была бы открыта секция по спортивным танцам на инвалидных колясках…»

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x