Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Доверяй, но проверяй, или кому не следует доверять сходу

Доверяй но проверяй Психология

«Доверяй, но проверяй» — золотое правило в любых  отношениях для большинства тертых, жестких взрослых людей. Однако даже у самых закаленных из нас есть слабые места, через которые просачиваются чуждые здравому смыслу влияния.

Глянцевые журналы

Глянец с его  невероятным совершенством бытия иногда становится источником самых настоящих жизненных драм. Наверняка  в числе и ваших знакомых есть немало персонажей, мечтающих жить, как на картинке. В результате получается целый букет проблем: неврозы, разбитые судьбы, «звереющие» старые девы, так и не дождавшиеся своих белых круизных пароходов.

Жить красивой жизнью можно, но только если глянцу не верить. Вам «продают» жизнь, достойную  принцесс и суперзвезд. Но положив руку на сердце, это — не про нас c вами. Более того, траты на одежду и предметы шика для большинства из этого слоя — не отрада сердца, а рабочие, представительские расходы. Российские звезды, например, потребляют крайне мало роскоши, а голливудские дивы получают платья и драгоценности для красной ковровой дорожки от дизайнеров бесплатно, на условиях обоюдного поддержания  имиджа.

Самая здоровая позиция — постараться на свою личную красивую жизнь заработать, оставив попытки расплатиться за нее в кредит или въехать в рай на чужом (залетного олигарха) горбу.

Заработать на все сразу не получится. Поэтому стоит определить ключевые пункты, обеспечив которые, вы сможете чувствовать себя наилучшим образом. Например, для одной из жен Пикассо главным условием для хорошего самоощущения было наличие духов. Иногда обуться было не во что, порой подолгу приходилось питаться хлебом и кипятком (Пикассо тогда был еще малоизвестен), но духи спасали все: и настроение, и здоровье, и брак.

Что касается общей картины собственной земной красивой жизни, очень важно уметь хоть в какой-то мере созидать то, что вам нравится, осознанно. В этом плане  мы живем в уникальную эпоху: доступна масса информации. Мне, например, очень нравятся телепередачи по ремонту квартир и обновлению дач. Скачиваю их целыми сериями, смотрю и представляю, как обустрою свое гнездо, когда уже завладею им уверенно и всерьез. А то ведь копишь, деньги на ремонт зарабатываешь, а получается все равно какой-то колхоз.

Кино и литература

Кино и литература, направленные на общую массу средних потребителей, мне кажется, взяли на себя множество функций, которые раньше, в доиндустриальную эпоху, выполняли бабушкины сказки и легенды про героев. У мейнстрима, «кино для всех», заветы те же, что и у старинных сказок. Почитай родителей, смело иди к намеченной цели, будь человеком, уважай ближнего, как самого себя. Мы следуем этим заветам, примеряя на себя роли героев в исполнении мировых звезд.

Добрые заветы прекрасны, понятны и невероятно важны, но безусловное увлечение этим миром влечет за собой точно такие же проблемы внутреннего толка из-за несоответствия желаемого и действительного, как и доверие к глянцу. Только журналы рисуют прекрасный мир вещей, а кино драматизирует нравственные поиски. Отдельной статьей идут книги и фильмы не то духовной, не то психологической направленности и мотивационная литература: они обеспечивают самые жесткие неврозы.

Однако если подключить критический разум, окажется, что все эти «великие и вдохновляющие идеи» достаточно однообразны. Да, они  правильные, нравственные, но для взрослых людей — само собой разумеющиеся. Усиленное разжевывание прекрасности взаимопомощи, упорства и милости к падшим свойственно только тем, кто, так или иначе, продолжает жить в детстве.

Если очень хочется быть таким же прекрасным и мудрым, как герои красивого  кино, стоит занимать ума не у  них, а у более тяжеловесных сокровищ мировой культуры. Начать с Платона  и Аристотеля, например, не ленясь штудировать вступительные статьи докторов филологических наук. Что, тяжело идет? Духовный подвиг терпения, то-то и оно!

Чужой опыт

Из трех областей информации, рассмотренных в этой статье, чужой опыт, пожалуй, — самый достоверный источник. Во-первых, все на собственной  шкуре не проверишь — некогда. Да и оплачивать все шишки, встречающиеся на пути, нет желания. Сюда входят и проторенные дорожки, например, лечение соплей у детей первого  года жизни или грамотный найм паркетчиков. Во-вторых, молодому специалисту тоже жизни не хватит, если самостоятельно дотягиваться до высшей планки, — флаг в руки курсам повышения квалификации и институту  наставников. А вот вопросы личной жизни — это уже совсем беда.

Бог с ней, с работой. Если сотрудник промахнулся, ответственность за всех все равно тянет директор, предприниматель. Бог с ним, со здоровьем. Сильно на соплях не убьешься, а допрыгаешься до осложнений — так соцстрахование никто не отменял, вытащат. Вот личная жизнь, она на то и личная, что каждый в ответе сам за себя. И никто тут помочь не может.

Так и бежишь подчас по мамам, бабушкам и подругам. Интересно, такая черта свойственна только представителям постсоветского культурного пространства или является атрибутом всех народностей Земли? В любом случае безоглядно верить чужому опыту очень удобно. Послушались, сделали, а если что не вышло, можно и всю вину на советчика свалить.

Но есть личные вопросы, в которых, по-хорошему, стоит полагаться только на себя.

Они касаются в первую очередь отношений, браков, разводов и детей. В отличие от рабочих моментов, здесь нюансов столько, что ни один советчик просто не в состоянии их учесть. Такой способ посоветоваться зачастую непозволительно поверхностен. Вопросы решаются методом народного голосования, без учета опыта советчиков и их личной обиженности по жизни.

Все это напоминает анекдот про психбольного с галлюцинациями. Приходит больной к психиатру: «Доктор, по мне маленькие крокодильчики  ползают!»- и давай их на врача перекидывать. А тот вопит: «Да уберите вы с меня своих крокодильчиков!» — и кидает их обратно.

Простой пример. Как только женщина беременеет, все более-менее близкое окружение, которое в курсе ее жизненной  ситуации, начинает выносить приговоры. Кто-то говорит, что это очень хорошо и надо рожать. Кто-то — о том, что нечего плодить нищету. Третьи вообще настаивают на аборте. Глупая молодуха всех слушает и, чего доброго, послушается. Умная поймет, что в первом случае советует очень благополучная мать, во втором — либо карьеристка, либо одиночка, да и в третьем тоже, а потом пошлет всех куда подальше: «Нечего на меня своих крокодильчиков вешать! Не до вас мне, не до вас!»

Анастасия Мартьянова, психолог:

«Вот ведь вопрос, на кого и в каких количествах полагаться! Неизменно ратую за личную ответственность: никто никогда и ничего за тебя не решит. Если тебе кажется, что кто-то это сделал, это все равно был твой выбор и ответственность. Скажем так: ты делегировал кому-то свою ответственность, только по делу ли?

От себя добавлю, что эти вопросы остаются вечно  актуальными в педагогике. Развитие мозга ребенка происходит неравномерно. Фигурально выражаясь, изначально он и правда не видит дальше своего носа. Способность принимать какие-то оправданные  решения с учетом возможных последствий появляется только в переходном возрасте. Вкупе с половым созреванием происходит и скачок развития сознательности, что символично. Но все-таки в полной мере стратегом, а не тактиком человек становится только в возрасте около двадцати лет. Если же родителям кажется, что они  имеют на него влияние, значит, следует учитывать последствие принятых решений и своих реакций, например, в виде гнева, который для ребенка страшней, чем угроза потери здоровья, дома и прочих рисков. Помните об этом, только и всего».

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x