Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Дислексия – болезнь ленивых или гениев?

Дислексия Психология

Дислексией называют специфическую неспособность к обучению, когда главным образом страдают чтение и письмо. Начинает проявляться дислексия еще в детстве. Это расстройство имеет нейрологическое происхождение и не может быть полностью вылечено. Но при помощи квалифицированных специалистов получится скорректировать течение заболевания.

Как дислексия проявляется в детском возрасте?

Распознать у ребенка данное расстройство у родителей получится с ранних лет. Обычно близкие замечают неладное, когда приходит время изучать буквы. В этот момент, в большинстве случаев, у мам и пап складывается ощущение, как будто бы ребенок совершенно необучаем. Причем существует немало случаев, когда родители ошибочно воспринимают такое поведение за непослушание. Им кажется, что малыш не хочет учиться, ленится и притворяется.  Вследствие поспешных выводов многие повышают голос, даже наказывают и бьют своих детей.

Алфавит

Часто бывает такое, что ребенок-первоклассник не способен усвоить даже алфавит. Далее, в связи с незнанием букв, у него не получается связывать слоги. Безусловно, в дальнейшем читать по слогам удается, но иногда ребенок с дислексией не может понять и пересказать прочитанную информацию. При этом он может неверно ставить ударение в словах.

Если обычные люди видят слово, а за ним в голове сразу всплывает смысл, дислексик смысла не видит. Обычно он мыслит образами. Часто таким детям присуще «угадывающее» чтение, когда они запоминают слово целиком, словно картинку. В дальнейшем, наткнувшись на знакомый набор букв, они вспоминают их, додумывают слова и только потом понимают их значение.

Ручка

Помимо этого, ребенок-дислексик непривычно для остальных может держать ручку: под иным наклоном, другими пальцами. При письме он совершает ошибки, путая буквы местами, а иногда – отзеркаливая их. Орфографические ошибки тоже присутствуют, так как правила при дислексии не усваиваются. Более того, ошибается такой ребенок даже при списывании слов.

Диагностика включает в себя различного рода тесты. Их проводят психологи, психиатры, логопеды.

Школьная среда

Все вышеперечисленное чаще всего негативно сказывается на жизни ребенка, на его отношениях с окружающими. Часто такие дети становятся изгоями в классе, терпят насмешки. Несмотря на то, что в обычной жизни они являются нормальными детьми. По мере взросления дислексики учатся с этим жить, обходить острые углы, находят близких людей, которые им помогают в жизненных ситуациях. Но без неуверенности в себе и низкой самооценки живет ничтожно малое количество взрослых-дислексиков. Им присущи высокий уровень тревожности и страх совершить ошибку.

Дислексия: причины

Дислексия – расстройство нейробиологическое. У дислексиков правое полушарие мозга является более активным, а левое – запаздывает в развитии. Также имеются отличия от нормы в структуре мозговой ткани. Может наблюдаться нарушение равновесия между полушариями головного мозга.

Среди причин – высокая генетическая детерминированность. Кстати, установлено, что мальчики страдают данным расстройством в 3–4 раза чаще, чем девочки.

Причиной могут быть различного рода внутриутробные нарушения. Среди них  – преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины во время родов. Также дислексия у ребенка может развиться вследствие различных инфекций у матери во время беременности, злоупотребления алкоголем и наркотиками, порока сердца у матери во время беременности, порока сердца у ребенка, анемии матери во время беременности. Влияние оказывает и задержка родов, а также затяжные роды.

Во взрослом возрасте дислексия может появиться при черепно-мозговых травмах или других поражениях ЦНС.

Что происходит со взрослыми-дислексиками?

Чаще всего это расстройство проявляется в детстве и сохраняется на протяжении всей жизни. Человек может приспособиться, выработать в себе навыки, но дислексия все равно будет являться его спутником по жизни. Важно подчеркнуть, что тяжесть данного расстройства может варьироваться. Это зависит во многом от того, как себя чувствовал ребенок в детстве, помогали ли ему взрослые, занимались ли с ним квалифицированные специалисты, а также от того, как себя позиционирует человек в обществе в целом.

Люди с дислексией воспринимают мир по-своему, смотрят на него по-другому, со своей индивидуальной реальности. Такие люди часто бывают невероятно успешными в творчестве и науке. Ярким примером человека, которому еще в детстве диагностировали дислексию, является актер Том Круз. Среди громких имен также  Мэрилин Монро, Сальма Хайек, Альберт Энштейн, Леонардо да Винчи и многие другие.

Почему это происходит?

Данное расстройство чрезвычайно компенсируется. Как показывает практика, эти люди достигают в жизни многого. Почему это происходит? Дислексик видит картину в целом, в отличие от обычного человека. Он может подметить каждую мелочь, невидимую остальным. Это дает ему сильный рост, он обгоняет других людей. Поскольку у этого ребенка комплекс неполноценности, человек пытается это компенсировать чем-то другим. Он как бы говорит себе: «Да, я не могу правильно написать, прочитать, но я стану лучше в чем-то другом».

Самым сложным процессом для людей с дислексией считается неспособность головного мозга различать между собой буквы, звуки, формировать слова, а из слов составлять предложения. При этом интеллект у таких людей не страдает.

Обычно взрослые с дислексией избегают чтения вслух. Если человек с этим расстройством начнет читать, то будет делать ошибки, пропускать слова. Ему трудно писать, предложения будут составлены из простых слов и фраз. Такой человек будет избегать фразеологизмов, сравнений. Однозначно у людей с дислексией имеются проблемы с почерком.

Если рассмотреть поведение со стороны нервной системы, человек может быть раздражительным, возбужденным, импульсивным, эмоционально нестабильным, неуклюжим, так как у него может быть нарушена координация движения. Дислексики часто рассеянны, витают в облаках. К тому же в большинстве случаев у них нарушено понимание, где левая, а где правая сторона, они плохо чувствуют свое тело.

Нарушения памяти и внимания встречаются достаточно часто, но их можно скорректировать.  Проявляются они в связи с нарушением межполушарных связей.

Стоит отметить, что дислексикам часто присущи эстетический вкус и выраженное чувство справедливости.

Чем раньше начать занятия с дислексиком, тем лучше

Существует огромное количество игр, обучающих программ, различных упражнений, где тренируются мелкая моторика, память, внимательность. Нужно обеспечить ребенку занятия с логопедом, психологом и невропатологом. Это три специалиста, которые рука об руку идут с дислексиком по детству, а может быть, и по жизни.

Важен индивидуальный подход к обучению, потому необходимо выбирать внимательного, спокойного и терпеливого школьного преподавателя. По возможности нужно подобрать ребенку класс с небольшим количеством детей.  Интересно, что на Западе даже существует специальная программа обучения для дислексиков, она очень отличается от обычной. В таких школах как языки, так и математические предметы основаны на сплошных картинках.

Также родителям нужно проследить за тем, чтобы ребенок как можно меньше времени проводил перед телевизором или за просмотром фильмов, мультфильмов на гаджетах.  Программ, которые смотрят сами взрослые при ребенке, тоже должно быть меньше. Это связано с тем, что, когда дислексик наблюдает за быстроменяющимися картинками, а потом заглядывает в книгу, ему тяжело удерживать фиксацию внимания на буквах. Они у него «разбегаются».

Нужно читать ребенку книги, а также просить его пересказать их содержание, разбирать с ним интересные сюжеты. При выборе литературы стоит уделять внимание тому, чтобы книга была наполнена яркими и красочными картинками. Это будет проще восприниматься правополушарным ребенком-дислексиком.

Общий стандарт

В целом, нужно отметить, что родители главным образом сталкиваются с тем, что им хочется соответствовать общему стандарту. «Почему у соседей ребенок умеет читать, а мой – нет?», «Все дети уже английский учат, а мой еще на русском читать не умеет!» Родитель начинает срываться на ребенке, что усугубляет ситуацию. Он уходит в себя еще больше, хотя и так уже отрешен от мира, так как он ему дискомфортен. Важно помнить, что заболевание имеет гиперкомпенсацию и такие дети обычно успешны в другом. Потому рамок, старта, временных границ у такого ребенка не должно быть. Он не должен обязательно к 1-му классу уметь читать, у него свой ритм развития. Родителям важно набраться терпения, дать ему время и понять, что у них растет своеобразная личность.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x