Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Плыви, малыш! Грудничковое плавание. Клуб «AquaBaby»

AquaBaby Здоровье ребенка

В последнее время модной тенденцией стало обучение плаванию новорожденных малышей. В Казахстане все чаще можно встретить рекламу клуба, практикующего грудничковое плавание. Ответить на наши вопросы относительно того, насколько это полезно, с какого возраста можно плавать детям и откуда вообще взялось это понятие – грудничковое плавание, – любезно согласились основатели и руководители клуба «AquaBaby» Наталья и Евгений Крыловы.

ЭЗ: Как давно появилось такое понятие, как грудничковое плавание? Кто основатель данной методики?

Евгений: Грудничковое плавание зародилось в 60-е годы прошлого века в Австралии. Супруги Тиммерманс начали занятия со своей дочерью в домашнем бассейне. Эти эксперименты нашли последователей в других странах мира. В результате ученые разных направлений заинтересовались данным опытом работы с детьми, и во второй половине 60-х годов на базе педиатрической клиники Мюнхенского медицинского института был создан Экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания.

В трехлетних исследованиях принимали участие более 600 детей. Результаты превзошли все ожидания. Была доказана и научно обоснована не только возможность обучения плаванию детей грудного возраста, но и огромная оздоровительная роль регулярных занятий плаванием. Так, малыши, приобщенные к плаванию, болели почти в 3 раза меньше, чем их сверстники, а их физическое развитие и двигательная активность заметно улучшились. Эти дети отличались уравновешенным характером, хорошим аппетитом и крепким сном. В Советском Союзе при многих детских поликлиниках тоже были бассейны, в которых занимались с детьми.

Наталья: В 80-х годах в Алма-Ате в бассейнах двух поликлиник практиковались подобные занятия, но во времена перестройки их закрыли, и вот, спустя время о грудничковом плавании снова вспомнили и стали открываться уже частные клубы.

ЭЗ: А как у вас возникла идея создания такого клуба?

Наталья: Когда нашему третьему ребенку – дочери Верочке – было чуть больше недели, мы с мужем стали учить ее плавать и нырять в собственной ванне. Верочке это очень нравилось, кроме того, мы стали замечать положительную динамику в ее развитии. Вскоре ванна стала мала для занятий плаванием малышки, и мы начали искать для этой цели бассейн.

Но, к сожалению, не смогли найти ни одного, отвечающего нашим требованиям. Все занятия с грудничками на тот момент проводились либо в общих бассейнах, либо в каких-то арендованных с сомнительными санитарными нормами. Тогда и родилась идея открыть собственный клуб грудничкового плавания.

Этому событию предшествовало обучение в России, в Украине, посещение семинаров Елены Фокиной в Египте, впоследствии мы приглашали специалистов уже к нам, неоднократно на наши семинары приезжал Игорь Борисович Чарковский – президент Всемирной ассоциации «Аквакультура».

Евгений: Сначала мы построили один бассейн. Позже, когда грудничковое плавание стало обретать популярность в обществе, мы поняли, что один бассейн не сможет вместить всех желающих, и открыли еще один, потом еще… На сегодняшний день в Алматы действуют пять бассейнов клуба «AquaBaby».

ЭЗ: Какие вопросы чаще всего волнуют родителей, когда они приводят детей на ваши занятия?

Наталья: Вопросов у родителей, как правило, очень много: «А не рано или не поздно ли нам начинать плавать? А что будет у малыша с ушками, если в них попадет вода?» – и так далее. Конечно, тревогу родителей можно понять, особенно волнуются те родители, у кого ребенок первый.

Итак, что касается возраста ребенка на начало занятий. Методика грудничкового плавания основана на рефлексах задержки дыхания. Ни для кого не секрет, что малыши появляются на свет уже с определенным набором врожденных рефлексов, в том числе с плавательным рефлексом и рефлексом задержки дыхания. У малышей эти рефлексы сохраняются до 2–3 месяцев и потом угасают, поэтому если ребенок здоров и не имеет никаких медицинских противопоказаний, то оптимальный возраст для начала занятий – от рождения до 2–3 месяцев. Прежде чем опустить ребенка в воду, мы проводим ряд упражнений, которые позволяют определить наличие у ребенка необходимых рефлексов, и только после этого мы потихоньку начинаем учить малыша нырять.

Первое ныряние проводится, как правило, на 2–3-й день занятий, малыш погружается под воду буквально на секунду и дальше уже проводятся упражнения на поверхности воды, с каждым последующим занятием количество и продолжительность ныряний увеличиваются. Если малыш старше 3 месяцев, тоже ничего страшного нет. Ребенок все равно научится нырять, но в этом случае будут задействованы не врожденные рефлексы, а приобретенные навыки, т. е. с помощью определенных манипуляций мы научим ребенка задерживать дыхание. Важно понимать, что если ребенок старше 3 месяцев, то период адаптации у него будет немного длительнее, чем у новорожденного, который еще помнит свое внутриутробное состояние – 9 месяцев в воде, а следовательно, вода для него привычная и комфортная среда обитания.

Следует учитывать, что любая физическая активность у малышей (так же как и у взрослых) очень благотворно сказывается на их здоровье. В первые полгода жизни у малышей происходит деление клеток головного мозга, и активные физические нагрузки в этот период жизни являются дополнительной стимуляцией роста нейронных связей, ускоряют этот процесс, т. е. плавание «будит» ребенка не только физически, но и интеллектуально. Поэтому начинать занятия надо как можно раньше.

Очень часто родители спрашивают, не вредно ли плавание для ушей малыша. На этот вопрос есть очень простой ответ: нет, не вредно. У малышей раннего возраста очень короткий прямой ушной ход, вследствие чего вода легко попадает в ухо, но так же легко из него вытекает. После водных процедур малыша достаточно наклонить набок, промокнуть ухо пеленкой или полотенцем, и то же самое проделать со вторым ухом.

Еще я хотела бы поговорить о таком предмете, как круг на шею. Несмотря на то что сегодня это приспособление очень широко распространено, я категорически не рекомендую родителям использовать его при купании малышей в ванне. Объясню почему. Во-первых, если ваша цель научить ребенка плавать, то добиться этого с помощью круга не получится. Ребенок в круге находится в вертикальном положении, а всякое млекопитающее, в том числе и человек, плавает горизонтально.

Любой тренер по плаванию вам скажет, что для того, чтобы научить ребенка плавать, его нужно сначала научить нырять. Дети, которые приходят к нам на занятия после плавания в круге, боятся попадания воды на лицо (многие родители, купая малыша, стараются не намочить его лицо), и малейшие капельки, попавшие на лицо ребенку, вызывают у него страх и панику. А во-вторых, во время плавания в круге очень сильно ослабевают мышцы шейного отдела позвоночника, т. е. ребенок просто расслабленно висит в этом круге. Детский позвоночник и без того достаточно хрупкий, поскольку еще не поддерживается мышечным корсетом, и любое неосторожное боковое движение может привести к смещению позвонков и, как следствие, к защемлению сосудов. В практике описано достаточно примеров с серьезными осложнениями вплоть до ДЦП (детский церебральный паралич).

Эта информация не голословна, она широко освещалась на одной из последних конференций, которая в 2014 году проходила в Москве, где доктора-неврологи представили результаты своих исследований на эту тему.

Евгений: В нашем клубе мы используем круг на шею, но только в том случае, если у ребенка уже имеется ущемление, сжатие позвонков. Тогда мы надеваем круг и с помощью специальных плавных и очень осторожных движений выправляем позвоночник.

Наталья: Всем родителям я бы хотела сказать: не бойтесь заниматься со своими детьми. Чем больше вы будете уделять внимания физической активности малышей, чем чаще вы будете к ним прикасаться – гладить их, массировать, носить на руках, – тем быстрее ваш малыш будет развиваться. Потому что просто лежание на спине не позволяет раскрыться ресурсам организма ребенка. Доктора очень часто прописывают детям раннего возраста курсы массажа по разным показаниям. Конечно, массаж специалиста – это хорошо, но даже мамин легкий массаж очень благотворно влияет на здоровье малыша. Существуют многочисленные методики гимнастики, которые можно применять с самого рождения. В нашем клубе есть такая услуга, когда мы выезжаем на дом и обучаем родителей этим методикам. При желании многие вещи можно научиться делать самостоятельно.

ЭЗ: В вашем клубе занимаются «особенные» детки, не вредно ли ныряние для них?

Евгений: Не только не вредно, но и чрезвычайно полезно. Знаете, у нас самих растет «особенный» ребенок, у нашего младшего сына Димы синдром Дауна и отсутствует одна рука ниже локтя. Когда родился Дима, у нас уже был небольшой опыт работы с такими детками. Благодаря таким учителям, как Игорь Борисович Чарковский и Елена Фокина, мы многому научились в работе с детьми с такими диагнозами, как ДЦП, гидроцефалия, микроцефалия головного мозга и т. п. С рождением Димы мы на собственном опыте познали эффективность физических занятий, в частности плавания и ныряния, у детей с особенными потребностями.

Наталья: Существует даже специальная методика, разработанная известным американским ученым Гленом Доманом. Это система реабилитации для детей с различными повреждениями головного мозга, которая как раз основана на раннем физическом воспитании детей и ранней физической реабилитации. Также была выпущена книга под названием «Что делать, если у вашего ребенка повреждение головного мозга». Глен Доман использует в своей методике упражнение, которое называется «мешок», принцип которого заключается как раз в задержке дыхания. На ребенка надевается специальная маска, не дающая ему какое-то время дышать. По заключению ученого, кратковременная гипоксия активизирует физиологические процессы в головном мозге, поскольку при кратковременном недостатке кислорода сосуды расширяются, усиливается кровообращение и происходит стимуляция головного мозга.

ЭЗ: Имеются ли противопоказания для занятий плаванием у детей?

Наталья: Абсолютными противопоказаниями являются следующие заболевания:

  • некомпенсированные пороки сердца и почек, острая сердечно-сосудистая, почечная и печеночная недостаточность, острые лихорадочные состояния, острые воспалительные процессы, гнойные процессы, активная форма туберкулеза, сифилис, заболевания органов брюшной полости со склонностью к кровотечению, кишечные инфекции, кожные заболевания инфекционной природы, эпилепсия.
ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x