Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Нашла коса на оценку. Психолог о новом учебном процессе в казахстанских школах.

о новом учебном процессе Здоровье ребенка

С сентября 2017 года родители многих казахстанских школьников не знают покоя. То в личных разговорах, то в постах в Facebook и других социальных сетях они рассказывают о своих страхах, сомнениях и недопонимании, связанных с новыми учебными планами и новой системой оценки знаний/контроля успеваемости их детей.

Нашла коса на оценку. Психолог о новом учебном процессе в казахстанских школах.
Оксана Кузнецова

Редакция Zoj.kz не смогла остаться в стороне и обратилась с вопросами к специалисту, который каждый день решает школьные конфликты, – школьному психологу. Наш эксперт клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА подробно описала, что стоит за новой системой обучения и оценивания и как к этому адаптироваться.

Содержание
  1. Про оценки
  2. – Оксана Владимировна, какую функцию выполняет оценка?
  3. – А какие плюсы и минусы были у прежней 5-балльной системы оценивания?
  4. – В чем плюсы и минусы новой системы оценивания?
  5. – Что такое формативное оценивание с точки зрения психолога?
  6. – Что такое суммативное оценивание?
  7. – Как Вы думаете, почему введение новых форм оценивания вызвало в родительской среде бурный шквал негодования? Что с этим можно сделать? И надо ли что-то с этим делать?
  8. У новой программы очень хорошая концепция.
  9. Про учебный процесс
  10. – А что Вы можете сказать про учебный процесс, который теперь строится по-новому?
  11. – Наибольшее количество вопросов вызывает суммативная работа. Как правильно к ней относиться и подготовиться?
  12. – Получается, что тренируется способность к мобилизации учеников? Это не является стрессом для детей?
  13. – Есть ли что-то, что осталось от прежней системы?
  14. Комплекс отличницы
  15. – Теперь не будет амплуа отличников и двоечников? 5 теперь не будет самоцелью?
  16. – То есть получается, в первую очередь мышление по поводу пятерок надо поменять родителям?
  17. – А как быть с тем, что система распознавания отличник-двоечник применялась и в учебном процессе? Учителя или одноклассники к ученику могли относиться иначе, более уважительно, например. Ведь дети с подросткового возраста ориентированы в большей степени на общение со сверстниками, для них именно компонент общения становится самым важным в учебном процессе.
  18. — У меня вопрос, основанный на моем опыте. Думаю, он показательный и ответ будет интересен многим. Я помню, что в конце первого курса в университете сдала «Историю Казахстана» на отлично (100 баллов) у строгого преподавателя. Долго к этому готовилась, рисовала карты, составляла и учила таблицы. Года через три я поймала себя на мысли, что не помню ничего из того, что учила тогда. Сейчас тоже ничего не помню. Почему так происходит? Как предотвратить такие ситуации? Ведь сегодня мне хотелось бы помнить эти вытесненные сведения, оперировать ими.

Про оценки

– Оксана Владимировна, какую функцию выполняет оценка?

– Роль оценки в учебно-образовательной сфере очень важна. Так как все стороны: ученик, родитель, учитель, психолог, администрация школы – должны понимать, что происходит у ребенка в процессе обучения, каких результатов он уже достиг и каких может достичь.

Меня часто все заинтересованные стороны спрашивают: «Как вы можете оценить происходящую ситуацию с новыми учебниками, отметками, с новой программой?» Эта ситуация имеет как плюсы, так и минусы. Вот взять систему оценивания. Я даже провела небольшое исследование, поспрашивав о новой системе оценивания педагогов школы-лицея «Туран». Они отмечают достаточно много плюсов новой системы оценки. Например, критериальное оценивание – там есть такие понятия, как дескрипторы, по которым точно  определяется, что оценивается и как оценивается.

– А какие плюсы и минусы были у прежней 5-балльной системы оценивания?

– Плюсы – она довольно простая и всем знакома. Минусы – она достаточно тесная, так как там всего пять отметок/баллов: 1, 2, 3, 4, 5.

Но ведь бывает же по-другому. Бывает, что ученик знает на 5, но допускает какие-то совсем мелкие ошибки, которые даже ошибками не считаются. Или когда школьник исправляет  свою собственную ошибку. По старой системе это все равно считалось ошибкой. Хотя я считаю, что, если сам исправил свою ошибку, это вообще просто мегауровень. Потому что мало того что он осознал, что ошибся, он еще и исправил ошибку. Значит, он знал, как сделать правильно.

– В чем плюсы и минусы новой системы оценивания?

– Новая система, на мой взгляд, сейчас работает прямо на учеников. Потому что она шире, чем 5-балльная. И она меньше зависит от субъективных моментов, то есть от самого учителя. Там субъективно только в формативном оценивании – это похвала, когда ты стремился, старался, достиг. А суммативная оценка  зависит уже конкретно от самого ученика.

– Что такое формативное оценивание с точки зрения психолога?

– Формативное оценивание – это оценивание в течение урока. Это похвала, определенные слова, которые создают у ученика мотивацию к обучению.

– Что такое суммативное оценивание?

– Суммативное оценивание – это проверочная/контрольная работа, которая проводится, когда закончено изучение определенного раздела и/или по итогам четверти.

– Как Вы думаете, почему введение новых форм оценивания вызвало в родительской среде бурный шквал негодования? Что с этим можно сделать? И надо ли что-то с этим делать?

– Всегда, когда вводится новая система (в любой сфере – в образовании, в науке, где-либо еще), то всем надо время, чтобы к ней адаптироваться, привыкнуть, увидеть ее плюсы и минусы. Конечно, когда приходит что-то новое, большинство людей реагирует негативно, потому что привыкли уже находиться в определенной зоне комфорта. А сейчас их выгоняют из рамок привычного и понятного, приходится меняться, что-то предпринимать. Именно поэтому перемены не всегда воспринимаются позитивно.

Но, с другой стороны, я допускаю, что старая система уже отработала свое: сейчас другие дети, другое время, другие навыки требуются для того, чтобы быть успешным. Новые формы работы – замечательные, они помогают людям коммуницировать между собой. И причем не просто сидеть и разговаривать, а именно в продуктивной деятельности – что-то создавать, что-то решать. Это один из главных пунктов, который мне очень импонирует в новой программе: детей учат не только сидеть и заучивать что-либо, а именно взаимодействовать – применять свои навыки, умения, знания в командной работе. Ведь мы, когда вырастаем, живем в социуме. И многие не умеют взаимодействовать, работать в команде. Все время учитывают только свои какие-то эгоистичные цели, как в классе школы, когда каждый сам был за себя.

Роль оценки в учебно-образовательной сфере очень важна. Так как все стороны: ученик, родитель, учитель, психолог, администрация школы – должны понимать, что происходит у ребенка в процессе обучения, каких результатов он уже достиг и каких может достичь.

У новой программы очень хорошая концепция.

Она учит детей не просто поглощать какие-то знания от учителя, а анализировать, размышлять. Не просто запоминать, что так происходит вследствие того-то, а задавать самому себе вопрос «А как вот это получается?» и находить на него ответ. Родителей тоже можно понять. Они в смятении: «А где оценки? А как нам понять, что у ребенка сложности и ему нужна помощь? А как понять, что ребенок полностью справляется сам?» Да, есть определенные сложности. Да, есть определенные минусы, которые необходимо будет подкорректировать в процессе обучения. Но при этом в целом, я считаю, это достаточно позитивно скажется на детях.

Аналогичный шквал негатива был, когда университетская система переходила с линейной на кредитную. Тоже были сложности, но в итоге она оправдала себя. И в результате я, человек, который учился в вузе по кредитной системе, понимаю, как можно находить информацию, как можно ее использовать, что делать с ней после того, как ты ее нашел.

Я думаю, что переходный адаптационный период в школах Казахстана займет несколько лет. Сложно будет и педагогам, и родителям. Но затем они освоятся и будут думать: «Как же иначе можно было учиться раньше?»

Про учебный процесс

– А что Вы можете сказать про учебный процесс, который теперь строится по-новому?

– Учебный процесс, в принципе, серьезно не поменялся. Только сейчас появились новые формы работы с детьми. Когда к нам пришли обновленные учебные планы, то у учителей было много вопросов. Однако в ходе обсуждения стало понятно, что многие формы работы давно и успешно применяются в нашей школе.

Речь о групповой работе, мини-групповой работе и работе в парах. Если раньше учителя госшкол повсеместно не использовали эти формы работы, то теперь, я считаю, просто великолепно, что начали применять их. Потому что они очень эффективны. Они более приближены к ситуациям реальной жизни, к тем задачам и способам их выполнения, с которыми столкнется ребенок в процессе взросления, обучения в вузе, работы.

– Наибольшее количество вопросов вызывает суммативная работа. Как правильно к ней относиться и подготовиться?

– Да, теперь по завершении четверти ученики выполняют суммативную работу, значение которой важнее, чем текущие оценки. Фактически это такой мини-экзамен. Детям необходимо привить привычку и способности накапливать знания, которые необходимо будет проявить на суммативной форме контроля.

По поводу суммативок я также проводила опрос среди наших учителей. Они отмечают, что существовавшие ранее диктанты и контрольные были сложнее. Нынешние отметки, которые ученики получают по суммативной работе, не то чтобы занижены, но они более лояльные. Если ребенок в течение раздела тему проходил, занимался, выполнял задания, то он достаточно легко справляется с суммативкой. А если он ничем не занимался, то он, как по старой системе, так и по новой, выполнит все неудовлетворительно.

– Получается, что тренируется способность к мобилизации учеников? Это не является стрессом для детей?

– Если разумно и с пониманием целей и задач проходить этот период, то нет, конечно, вреда не будет. Помните, как 11-классники/абитуриенты когда-то переходили на ЕНТ? Тоже были сложности, тоже не учитывалось много индивидуальных особенностей. Но в итоге все справляются, у всех, кто занимался, все получается.

– Есть ли что-то, что осталось от прежней системы?

– Меня очень радует, что остались самые эффективные вещи. Например, Дни русского (казахского, английского) языка, написание школьных научных работ и предметные олимпиады.

Комплекс отличницы

– Теперь не будет амплуа отличников и двоечников? 5 теперь не будет самоцелью?

– Я сама достаточно долгое время посещала психолога, чтобы избавиться от комплекса отличницы. И смогла это сделать только годам к 25.

На самом деле, хорошо, когда у ребенка есть стремление к учебе. Но не очень хорошо, когда его стремление связано только с получением отметки. Потому что в таком случае теряется сам смысл учения, ответ на вопрос «Зачем ты учишься?» ускользает.

Когда приходит что-то новое, большинство людей реагирует негативно, потому что привыкли уже находиться в определенной зоне комфорта. А сейчас их выгоняют из рамок привычного и понятного, приходится меняться, что-то предпринимать. Именно поэтому перемены не всегда воспринимаются позитивно.

Есть родители, мотивирующие ребенка тем, что они будут платить ему за хорошие отметки. Но я считаю, что в этом случае происходит подмена понятий. И получается, что ребенок ценит в своей учебе как раз таки отметку, а не то, что он получает определенные знания. Если ребенок спокойно тянет на отличника, без лишних стрессовых моментов, то, конечно, его надо стимулировать, поддерживать, говорить об этом. Но если ребенок учится на четверки, на четверки-пятерки и это его предел, то я не вижу смысла тратить нервы себе, ребенку и учителям вокруг. Ведь отметки – это лишь показатель какой-то определенной деятельности, а на самом деле важно, что у нас остается в голове.

Давить на детей не надо. Отличник – это замечательно, если у ребенка получается. Но если из-за этого стрессует вся семья, то стоит задуматься: «А для кого мы становимся отличниками?» Все должно быть в разумную меру.

– То есть получается, в первую очередь мышление по поводу пятерок надо поменять родителям?

– Родителю стоит самому себе задать вопрос: «А для чего мне эта пятерка? Я ее для кого хочу? Чтобы мой ребенок был лучше всех? Или я свои какие-то личные вопросы пытаюсь решить тем, чтобы у моего ребенка были отличные отметки?» Всегда сначала стоит очень честно ответить на вопрос самому себе, чем требовать от ребенка что-либо. Допустим, я хочу отдать дочь в балет, а дочь не хочет. И тут задать себе вопрос: «А кто в действительности хочет ходить на этот балет?» Так же и с оценками.

– А как быть с тем, что система распознавания отличник-двоечник применялась и в учебном процессе? Учителя или одноклассники к ученику могли относиться иначе, более уважительно, например. Ведь дети с подросткового возраста ориентированы в большей степени на общение со сверстниками, для них именно компонент общения становится самым важным в учебном процессе.

– Да, этот фактор тоже есть. Бывает, что в классе создается ситуация, что отличники как бы на особом счету. Нельзя сказать, что это хорошо или плохо. Это есть. Это есть также и во взрослом обществе: у кого-то больше зарплата, у кого-то меньше. Но при этом мы же все равно как-то все сосуществуем. Кого-то это стимулирует: я хочу быть, как он, и двигаюсь к этой цели. Для кого-то это достаточно ровная ситуация: ну да, я не отличник, зато я знаю свои возможности.

Сейчас же ребенок сравнивается по системе достижений и стремлений. Это ориентирует ученика в первую очередь на самого себя. Ведь и в жизни мы должны сравнивать себя только с самим собой: каким я был вчера – каким я стал сегодня. Многие родители сейчас достаточно грамотные в вопросах детской психологии, понимая, что важнее воспитывать гармонично развивающуюся личность, которая  способна к анализированию, а не личность, которой важны только отметки.

Родителю стоит самому себе задать вопрос: «А для чего мне эта пятерка? Я ее для кого хочу? Чтобы мой ребенок был лучше всех? Или я свои какие-то личные вопросы пытаюсь решить тем, чтобы у моего ребенка были отличные отметки?»

— У меня вопрос, основанный на моем опыте. Думаю, он показательный и ответ будет интересен многим. Я помню, что в конце первого курса в университете сдала «Историю Казахстана» на отлично (100 баллов) у строгого преподавателя. Долго к этому готовилась, рисовала карты, составляла и учила таблицы. Года через три я поймала себя на мысли, что не помню ничего из того, что учила тогда. Сейчас тоже ничего не помню. Почему так происходит? Как предотвратить такие ситуации? Ведь сегодня мне хотелось бы помнить эти вытесненные сведения, оперировать ими.

– Вся изученная информация есть в голове человека. Но, Вы правы, она вытеснена, потому что среднестатистический казахстанец не пользуется историей Казахстана каждый день. Наш мозг – уникальный механизм, который ежесекундно обрабатывает очень большой поток информации. Представьте себе, что Вы бы помнили всю изученную информацию, все правила, теоремы и прочее с 1-го класса и до сегодняшнего дня – мозг просто не выдержал бы. Поэтому та часть информации, которая не используется у нас ежедневно, уходит из оперативной памяти в «ящик» долговременной памяти.

Чтобы не забывать важную информацию, взрослым людям, студентам, школьникам необходимо создавать актуальные ситуации. В которых они будут использовать эту информацию. Это применимо абсолютно к любым сферам и уровням знаний.

Фото: архив  О. В. Кузнецовой

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x