Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

24-й пошел!

детский реабилитационный центр Социальный проект

Вернее, пошла. За 5 лет существования Городского детского реабилитационного центра для детей с психоневрологическими патологиями (г. Алматы, Аксай-2, д. 41 а) здесь первые шаги сделали 24 ребенка. Последняя из них – четырехлетняя Еркежан ЕСЕМХАН с диагнозом ДЦП. «Эксперт здоровья» побывал на церемонии проведения «тусау кесер» (она проводится в актовом зале, под аплодисменты пациентов и персонала), а также разузнал, как все устроено в Реабилитационном центре.

Сказать по правде, побывать за воротами этого здания я хотела с самого детства, так как жила неподалеку и путь на базар, почту, в стоматологию всегда пролегал по узкой дорожке между жилым домом и бетонным забором. Ведь в детстве все засекреченное и недоступное кажется волшебным. Раньше на этом месте был детский дом №2. Сейчас он расформирован, а на его месте с 2011 года работает новообразованный Городской детский реабилитационный центр. С нашей редакцией сотрудники центра связались сами: газету регулярно приносят родители пациентов, а у них как раз состоялось радостное событие – Еркежан сделала первые шаги. К слову, из 24 детей, которые здесь сделали первые шаги, самому старшему было на тот момент 9 лет. Иначе как чудом это не назовешь! Подготовленным чудом.

Мы приехали сюда утром в понедельник. На улице после очень обильного снегопада активно кипела работа: сотрудники центра убирали его уже третий день. Пройдя два пункта охраны – у ворот и в здании, мы зашли внутрь здания, где все выглядело не казенно, а как-то по-домашнему. Сотрудники все здесь ходят в сменной обуви – нас попросили надеть бахилы. В центре стояла тишина, все шло своим чередом: после завтрака в 8.30 дети отправились на медицинские процедуры, занятия у них будут после обеда. Мы поднимаемся в кабинет директора Реабилитационного центра. Кстати, по пути ощущение домашней обстановки только усиливается: везде стенды с поделками детей и много цветов в горшках.

Эльвира Канатовна РООТДиректор ГКП на ПХВ «Городской детский реабилитационный центр» Управления здравоохранения г. Алматы Эльвира Канатовна РООТ готова отвечать на наши вопросы. Как только мы зашли в кабинет, меня заинтересовал фиолетовый халат против привычного медицинского белого. Он меня настолько дезориентировал, что моим первым вопросом было:

Содержание
  1. – Вы по образованию педагог или медик?
  2. – Извините, а почему Ваш халат не белый?
  3. – Спасибо за разъяснение! Расскажите нам, пожалуйста, о Центре реабилитации
  4. Медикаментозное лечение включает в себя помимо неврологических препаратов дорогостоящий препарат «Диспорт» – ботулотоксин.
  5. – Вы говорите, что дети госпитализируются к вам 2-3 раза в год? А если этого не делать?
  6. – Поступающие к вам дети ходят в детсады и школы?
  7. – Почему минимальный возраст приема с 3 лет?
  8. – А где проходят реабилитацию дети в возрасте 14-18 лет?
  9. – Как выглядит работа с мамами и папами? Она происходит в отдельное время?
  10. – Есть ли какие-либо ограничения?
  11. – Лист ожидания к вам большой?
  12. – Как построен день ребенка? Кто организует их деятельность?
  13. – А что инновационного вы внедрили?
  14. Применяем войлокотерапию – это метод физиотерапии с помощью укутывания войлочными аппликаторами.
  15. Обряд «тусау кесер» проводится следующим образом.

– Вы по образованию педагог или медик?

– Я – медик! Врач-педиатр, детский невролог, дополнительная квалификация – реабилитолог.

– Извините, а почему Ваш халат не белый?

– Мы специально заказали униформу и халаты всех цветов, кроме белого. Это психологический прием: когда врач в белом халате – маленький пациент его боится. Когда униформа не казенного белого цвета, а цветная, яркая, то на подсознательном уровне появляется доверие.

– Спасибо за разъяснение! Расскажите нам, пожалуйста, о Центре реабилитации

– Городской детский реабилитационный центр на 64 койки создан по постановлению акима города Алматы в 2011 году. Он предназначен для детей 3-14 лет с психоневрологическими патологиями. Перечень заболеваний для реабилитации у нас достаточно широк, но в первую очередь это ДЦП, парезы, параличи, постинсультные состояния у деток, а также задержка развития и аутизм. Коллектив здесь работает смешанный – медики и педагоги, поскольку реабилитация идет комплексная – и медицинская, и педагогическая.

Дети, которые за собой самостоятельно не ухаживают, по желанию могут госпитализироваться с сопровождающим лицом – мамой, папой, тетей, бабушкой. Например, сейчас у нас вместе со своими детьми лежат 3 папы – они берут отпуск на работе или если работа позволяет, то с ноутбука работают в свободное время здесь. Конечно, для взрослых – это не профилакторий, от них тоже много усилий требуется, чтобы у рбенка наступил прогресс в развитии. Я многим мамочкам говорю: «Ложитесь вместе с ребенком, даже не раздумывая. Свекрови тут нет, готовить не надо, заботиться обо всех родственниках круглосуточно не надо – можно максимально посвятить свое время ребенку».

Реабилитация длится 24 койкодня, дети поступают сюда в течение года, кто дважды, кто трижды – по показаниям. Через нас в год проходит 831 ребенок, это выполняемый нами госзаказ. Мы работаем круглогодично: курс – 24 дня, мойка и снова заезд – 13 заездов в год. Получить направление можно в поликлинике по месту прописки, по порталу «Бюро госпитализации», тогда все услуги будут бесплатными. Лечение комплексное.

Медикаментозное лечение включает в себя помимо неврологических препаратов дорогостоящий препарат «Диспорт» – ботулотоксин.

Он колется детям в спастичные мышцы, за счет чего уменьшается спастика (это лекарственное средство позволяет, не прибегая ни к каким другим воздействиям на кожу, расслаблять мышцы) и разрабатываются конечности. «Диспорт» ставится в присутствии родителей и с их письменного согласия (так положено по закону), так как он относится к сильнодействующим препаратам. Также мы при родителях вскрываем ампулу и разводим его – чтобы не было кривотолков, что препарат ненастоящий или вкололи не то. Это действительно эффективное лечение. Именно за счет этого лечение у нас одно из самых дорогостоящих по городу Алматы.

Плюс комплекс физиотерапевтических процедур: ЛФК, массаж, физиолечение, занятия с логопедом, дефектологом, психологом, социальным педагогом, музыкотерапевтом, игротерапевтом, трудотерапевтом. Эффективно, когда все в комплексе для ребенка применяется. Многие детки у нас лежат многократно – мы радуемся тем изменениям и новым навыкам, которые они освоили.

Открывала этот центр я, с тех пор 5 лет его возглавляю. Штат у нас набран полностью, дефицита кадров нет: работают более 70 специалистов, есть совместители. Среди врачей есть неврологи, педиатры, психиатр, ортопед, физиотерапевт. Колоть детям «Диспорт» приезжает лично профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой традиционной медицины Алматинского государственного института усовершенствования врачей Андрей Васильевич ЧЕМЕРИС, он первым применил ботулотоксин в Казахстане в лечебных целях у детей.

– Вы говорите, что дети госпитализируются к вам 2-3 раза в год? А если этого не делать?

– Может быть ухудшение, может быть без изменений. Реабилитация – это не лечение, а восстановление утраченных функций. Главная цель реабилитации – социализировать ребенка: научить его ходить, сидеть, держать ложку, пользоваться туалетом, говорить, в дальнейшем – читать, писать, учиться. В этом наша задача.

– Поступающие к вам дети ходят в детсады и школы?

– Да, часть из них посещает детсады и общеобразовательные учебные учреждения. Часть обучается по вспомогательным программам. Для них у нас есть школа – учителя занимаются по их программам. Таким образом, дети здесь находятся без отрыва от учебного процесса: отсюда они выписываются со справкой и оценками, эти оценки выставляются в школьный журнал, дети аттестовываются за четверть без пропусков. Конечно, есть дети, которые не проходят обучение, – их состояние здоровья не позволяет.

– Почему минимальный возраст приема с 3 лет?

– В 2011 году, когда выходило постановление об открытии Реабилитационного центра, именно в этой возрастной группе 3-14 лет был наибольший процент детей с диагнозом ДЦП и другими неврологическими заболеваниями. Вообще, на тот момент, 5 лет назад, в Алматы не было реабилитационных центров за исключением Республиканского реабилитационного центра «Балбулак». Но он – республиканский, а городские дети очень долго ждали очередь. Поэтому появление такого центра сильно облегчило жизнь именно алматинцам.

– А где проходят реабилитацию дети в возрасте 14-18 лет?

– Детей до 16 лет со всей страны принимают в Республиканском центре (Астана). Также до 18 лет они могут проходить реабилитацию по месту жительства – в поликлинике, не стационарно, а амбулаторно. Вообще чем старше ребенок становится, тем более он осознанный, многие вещи он может выполнять самостоятельно, ту же гимнастику делать, ведь кинезитерапия, ЛФК – основа реабилитологии.

Дети, поступающие к нам, уже вышли из возраста младенчества. 3 года – это возраст активного познания мира, чуть раньше и в этот период малыш учится очень многому.  Мы в первую очередь обучаем мам, родителей, как работать дома с детьми – если не умел говорить, то как научить говорить дома, как разрабатывать мелкую моторику, как научить ходить. Реабилитация должна быть непрерывной. Даже если ребенок лежит здесь без мамы, папы, то мы обучаем родителей. Ну хорошо, 2 раза в год он поступит, а все остальное время? Родители должны заниматься со своим ребенком каждый день!

– Как выглядит работа с мамами и папами? Она происходит в отдельное время?

– Родители приходят сюда и наблюдают за процессом: как проводят процедуру ЛФК, массаж и т.д. Также раз в неделю у нас есть встреча – с 14:00 до 16:00 по четвергам, когда они могут прийти и застать всех специалистов, получить от них рекомендации.

– Есть ли какие-либо ограничения?

– Да, мы принимаем только в период ремиссии, в меж острый период. С судорогами и ОРВИ мы детей не берем – это противопоказание для реабилитации.

– Лист ожидания к вам большой?

– Места на реабилитацию распределяются в начале года по всем поликлиникам Алматы. Распределяются с учетом количества прикрепленных детей именно с нашими патологиями: ДЦП, задержка развития и т.д. Листа ожидания как такового нет – мы, когда выписываем ребенка, пишем: «Повторная реабилитация через 4, 6 месяцев». Они автоматически в поликлинике записываются. Те, кто прошел курс сейчас, в декабре, знают, что в апреле, край в мае они будут вновь госпитализированы.

– Как построен день ребенка? Кто организует их деятельность?

– За порядком следят воспитатель, медсестра и палатная санитарка. Врачи работают только днем, а они – круглосуточно. Работа здесь требует самоотдачи чуть больше, чем в обычном стационаре, потому что работать с детьми с ограниченными возможностями достаточно непросто. Есть сотрудники, у которых дома дети тоже с ограниченными возможностями – они уже знают эту проблему. Я с удовольствием принимаю на работу таких людей: когда через себя пропускаешь, то проще работать. Здесь работают те, кто хочет работать и любит свое дело.

Распорядок дня детей выглядит по разному в зависимости от возраста. С 3 до 7 лет у детей один режим, с 8 до 14 – другой. Палаты формируются в зависимости от патологии и возрастной категории. Совсем малышей с подростками не поселим, девочки и мальчики отдельно. Они проживают в просторных, светлых палатах на 10-12 человек. У каждой палаты есть своя игровая комната, а также душ и туалет. У нас 6-разовое питание, занятия после завтрака и после обеда, обязательно сончас, в 18:00 – ужин, с 19:00 до 21:00 – свободное время, играют, смотрят телевизор.

Днем у нас это под запретом. У нас же психоневрология – компьютеров нет, планшеты запрещаем, чтобы ребенок отдохнул. Есть дети, которые поступают после травмы головного мозга, с хронической посттравматической головной болью. Отсутствие интернета и гаджетов – самое лучшее лечение, это я вам как мама двоих детей говорю. Обычно же они часами в них «зависают». В центре же они вынуждены обходиться без гаджетов, поначалу тяжело, но привыкают потихоньку – где-то почитают, где-то поиграют в настольные игры, с другими детьми, родители книжки им почитают. Но это не значит, что отказываемся от новых технологий.

– А что инновационного вы внедрили?

– Скалолазотерапия – это вид кинезитерапии с использованием скалодрома. Скалодром – это искусственное сооружение, изобретенное французом Франсуа Савини, оно имитирует рельеф скалы. Скалолазание тренирует одновременно сердечно-сосудистую систему, силу мышц и сухожилий, развивает гибкость, координацию и баланс. Таким образом, с помощью занятий на скалодроме ребенок получает не только достаточную возрастную физическую нагрузку в игровой форме, тренируя практически все группы мышц.

Применяем войлокотерапию – это метод физиотерапии с помощью укутывания войлочными аппликаторами.

Тесный контакт с войлочными аппликаторами способствует снижению мышечного тонуса, улучшению кровообращения, снятию спазма мышц. Детям после физиолечения, парафинотерапии и массажа важно сохранить тепло в теле, это поможет мышцам оставаться эластичными. Поэтому мы самостоятельно пошили чехлы для рук и ног из войлока – не зря же наши предки использовали этот материал для утепления своих жилищ. Результат отличный!

Если мы говорим про технику, то у нас установлены такие программы, как Multikid, Eduplay, «Гоутоки». Дети на них с удовольствием занимаются, есть свои чемпионы.

Если говорить про оснащение, то у нас много разного оборудования: костюмы «Адели», «Гравитон», вертикализаторы наклонные, вертикализаторы с обратным наклоном, вертикализаторы-стойки, реабилитационные стулья-кресла, тренажеры для ходьбы, опоры для ходьбы, MOTOmedтренажеры, ортопедические реабилитационные велосипеды Rifton, Taneta. Очень нравится детям сенсорная комната, в которой психолог проводит занятия. В этой комнате имеется и пузырьковая колонна, и фиберооптические волокна «Звездный дождь», и зеркальный шар, и различные специальные светильники…

Из актового зала доносится веселая музыка – воспитатели готовятся провести здесь обряд «тусау кесер», 24-й раз в истории Центра реабилитации. Считается, что ребенок приходит на землю из мира подземного, и в первый год его жизни связь с этим миром столь велика, что разорвать ее самостоятельно малыш не может – ему нужна помощь взрослого и сильного духовно и физически человека. Разрезая путы, он будто разрывает последнюю нить, связывавшую младенца с подземным миром. И малыш делает первый шаг – в наш мир! Малыши без патологий начинают ходить в возрасте года – полутора лет. Дети с поражениями центральной нервной системы могут годами отвоевывать это право у болезни. Поэтому для всех в Центре реабилитации первый шаг ребенка – огромное счастье!

Обряд «тусау кесер» проводится следующим образом.

Когда гости в сборе, на полу расстилается белая ткань: если малыш делает свои первые шаги по этой белой дорожке, то его жизненная дорога будет легкой и долгой. Затем особым образом перевязанные ноги малыша перерезает специально выбранный родителями человек. Он же помогает малышу сделать первые шаги: они должны быть быстрыми, чтобы придать скорость его успехам. Малыш «бежит», а на ткань бросают традиционное казахское «шашу» – конфеты и сладости …

Во время выполнения этого ритуала я наблюдала за виновницей торжества – четырехлетней Еркежан ЕСЕМХАН… Девочка была немного напугана происходящим, поэтому, когда ей перерезали путы и помогали сделать первые шаги, она расплакалась. Однако звуки веселой песни, улыбки вокруг, а также дождь из конфет и сладостей делают свое дело – малышка шагает уверенно, улыбаясь новым открытиям и возможностям!

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x