В новогоднюю ночь каждый из нас загадал сокровенные желания – каждый о своем. Как сделать так, чтобы они сбылись, подарив энергию для новых планов и свершений? Как научить этому навыку ребенка? «Zoj.kz» приводит  рекомендации двух психологов – в сумме три техники. Пользуйтесь сами, научите этому своих детей. Пусть 2018-й для вашей семьи будет полон счастливых моментов и сбывшихся мечтаний!

Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА

Школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА объясняет:

– Родители могут научить чему-либо ребенка только на своем примере. Это касается всего: и чтения книг, и навыков эффективности. Если они читают только статьи на Facebook, а бумажных книг в доме нет, то вряд ли их дети будут читать книги. Научить ребенка планировать свое будущее тоже можно на своем примере (он увидит, что способ работает), помогая ему пройти все этапы планирования.

Новый год – замечательный праздник. Он позволяет подвести итоги ушедшего года и поставить цели на предстоящий год. Зачем нужно ставить цели? Они нас мотивируют и придают определенный смысл нашей жизни, нашей деятельности и делам. Цель всегда должна быть грандиозной, при этом внутренне созвучной интересам человека. Внешние цели (допустим, мама  – а не дочка – хочет, чтобы дочка занималась балетом) забирают много сил, времени, ресурсов, но в итоге могут не принести чувства удовлетворения. Если вместо «Вау! Это круто» в голове мысль «Хм, ну да, я сделала это», то цель не была поставлена самим человеком, а, скорее всего, навязана окружением. Поэтому к формулированию целей надо подходить ответственно.

Чтобы поставить цель, надо быть внимательным к самому себе. Ребенку важно уметь аргументировать, почему он выбирает именно этот вид спорта или сферу знаний. А родителям важно прислушаться к этому. Ни в коем случае нельзя подавлять свои желания: рано или поздно человек будет страдать от этого, почувствовав, что живет не свою жизнь. Я могу порекомендовать две техники для планирования целей на год. Я сама использую их и в своей жизни, и в работе с детьми. Они действительно работают.

С какого возраста детям полезно учиться ставить цели? Дети живут «здесь и сейчас» – чем меньше ребенок, тем больше он находится в настоящем  времени. Прошлое для них уже прошло, а будущее не наступило. Мама говорит 4-летнему ребенку: «Мы через 6 месяцев поедем отдыхать в Турцию». Ребенок на следующий день спрашивает: «А 6 месяцев уже прошло?» Учить ребенка ставить и формулировать цели и задачи стоит лет с трех: «Ты хочешь раскрасить эту машинку в красный цвет? Что тебе нужно для этого: красный карандаш, фломастер, краски? Ты хочешь пойти в парк? Для этого нам надо убрать игрушки, а еще сделать…» В подростковом возрасте ребенка уже можно обучать таким серьезным шагам, как планирование его будущего через 5, 10 лет.

Если вместо «Вау! Это круто» в голове мысль «Хм, ну да, я сделаа это», то цель не была поставлена самим человеком, а, скорее всего, навязана окружением.

К сожалению, многие дети сейчас не ставят цели, они говорят: «Зачем мне ставить целью новый компьютер? Мне его родители и так купят». Роль родителей – постепенно научиться делегировать ребенку все больше и больше ответственности за собственные цели, не выполняя все за него по его первому щелчку. Пусть постарается объяснить, для чего ему нужен новый компьютер/радиоуправляемый вертолет.

Прописывать цели полезно еще и потому, что написанное на бумаге проще осознать. Написав лелеемую идею «Хочу быть балериной», прочитав и подумав, как достичь, можно понять, что эта цель чужда человеку. Либо, наоборот, написанное придаст больше сил.

Техника №1

«Хорошо сформулированный результат»

Хорошо сформулированный результат – это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь. Условия хорошо сформулированной цели:

  1. Позитивно сформулирована. Без употребления частицы «не», а также слов «отказаться», «избегать».
  2. Контролируется вами. Мы не можем напрямую контролировать многие события и других людей, но способны воздействовать на них при помощи нашего поведения. Поэтому ставить цель надо относительно себя.
  3. Описывается языком чувств. Описать «Когда я достигну цели, я буду видеть …, слышать …, чувствовать …, делать …, говорить себе …»
  4. Соответствует контексту. Описать цель точно. Потому что при желании провести каникулы на море может оказаться, что в руки придет возможность отправиться зимой на Каспий.
  5. Подходящего размера. Если цель слишком большая, то она не будет достигнута, а мотивация потеряется. Например, «Выучить английский полностью» – слишком большая цель.
  6. Экологична. Понять, от чего вы готовы отказаться, когда цель будет достигнута. Например, для изучения английского нужно 6 часов в неделю. Чтобы ходить на английский, нужно будет отказаться от шахмат.
  7. Включает необходимые ресурсы. Чтобы достичь цели, нужно иметь ресурсы для этого. Если ресурсов для этого нет, то целью лучше сначала поставить их достижение.
  8. Исследованы препятствия. Ответить на вопрос: что мешает достичь цели прямо сейчас? Придумать, как устранить препятствия.
  9. Определен первый шаг. Это первый шаг, чтобы начать действовать. Цель становится понятнее и ближе, когда она разбита на маленькие шаги, достичь которых реально.

После заполнения анкеты (ответа на эти вопросы) нужно составить коллаж с помощью вырезок из журналов и рисунков (визуализация желаний) и обсудить его с ребенком. Коллаж, находящийся на видном месте (например, над рабочим столом), будет напоминать ребенку и взрослому о важности цели, будет мотивировать.

Техника №2. Способ к размышлению

«Дробление большой цели»

 Чтобы добиться большой, очень весомой цели, ее стоит разбить на подцели и конкретные шаги. Потом эти шаги следует расписать по времени: сколько времени должно занять их достижение. А после придумать поощрение за достижение каждого этапа. Иногда полезно использовать негативную мотивацию: «Если я не достигну к такому-то сроку, то применю такое-то наказание». Нежелание наказания хорошо мотивирует.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *