Начался учебный год. Судя по отзывам многих моих друзей и знакомых, большого энтузиазма это событие почти ни у кого не вызывает. Родители первоклассников, да и детей постарше, сетуют, что тяжело (вновь) научиться вставать рано, что совместное выполнение домашних заданий забирает много времени и сил, что дети сильно устают и на обычную жизнь у них не остается заряда батареек. Специалисты подтверждают, что через две недели после начала занятий в школе в крови происходит ожидаемый всплеск гормона стресса – кортизола, это стресс естественный, вызванный новыми обстоятельствами, новым графиком. Они же указывают: уровень кортизола в крови упадет через 6 месяцев, когда произойдет адаптация к новым реалиям.

Что остается родителям и их детям сейчас – ждать марта 2017 года? «Эксперт здоровья» предлагает другой выход – консультацию с частнопрактикующим психологом, приверженцем направления квантовой психологии, учителем начальных классов в прошлом (педагогический стаж – 24 года) Маргаритой Алексеевной ФЕДИШИНОЙ. Конечно, заочно решить все возможные индивидуальные сложности получится вряд ли, но точка зрения опытного педагога может помочь родителям с самого начала направить вектор по другой траектории.

1473837518_sam_1234_umenshit-portret– Маргарита Алексеевна, вы психолог с педагогическим опытом – в аспекте обсуждаемой темы, наверное, лучший спикер. Расскажите, как сложилось, что вы отошли от педагогики и пришли в психологию?

– Я окончила педагогическое училище и работала преподавателем в начальной школе. Учитель начальных классов – мастер широкого профиля: помимо русского языка и математики педагог может преподавать и музыку, и рисование, и труды. Психологией я занялась, когда поняла, что преподавание вышеперечисленных наук – это не самое главное в профессии учителя. Что очень важно сохранить здоровой психику ребенка, его умение радоваться жизни. Плюс у меня уже были собственные дети – мне хотелось больше понимать их и себя, что тоже, согласитесь, немаловажно.

Таким образом, после 14 лет работы учителем я поступила в университет на факультет психологии и приобрела специальность педагога-психолога, практического психолога. Полученные знания использовала в работе с детьми и их родителями, уходить из школы не собиралась, продолжала развиваться – посещала курсы и семинары, было интересно.

Вот тогда и появилась в моей жизни квантовая психология. Это неакадемический подход в психологии, в котором за основу берется идея единства и целостности всего, что есть (это, конечно, очень вольная моя интерпретация, чтобы не нагружать читателей научной информацией). Состояние, которое испытывает человек в определенный момент, рождает последующие события его жизни. И, трансформируя состояние из негативного в позитивное, возможно изменить события с отрицательных на положительные. А не изменить отношение к событиям (как предлагает академическая психология). Звучит как волшебство, правда?! А я с детства сказки люблю. И знаете, работает. Особенно у тех, кто действительно хочет что-то изменить в своей жизни и кому не важно, почему происходят эти изменения. Машина едет, потому что едет, и важно место прибытия, а не почему она едет. А если начать заглядывать под капот, то можно что-нибудь сломать.

– У родителей очень часто возникает вопрос: во сколько отдавать ребенка в школу – в 6 или 7 лет? Бывает, что отдадут в 6, а потом жалеют. Мол, не успевает в школе, потому что младше одноклассников.

– Определяя возраст поступления ребенка в школу, нужно учитывать и его умственное развитие, и физическое. Ведь находиться без активного движения несколько раз по 45 минут с короткими перерывами-переменками – это очень сложно ребенку, потому что по возрасту ему положено много двигаться, бегать, прыгать. Дома тоже его все время «успокаивают» – посиди спокойно, не бегай, не скачи… Это и приводит часто к заболеваниям, но сначала – к потере желания ходить в школу.

Надеюсь, что раз сейчас массово принимают шестилеток в школу, значит, есть программы, прописанные под них.

Главное, не в каком возрасте отдавать ребенка учиться, а – куда. В школе обязательно должны быть созданы условия для шестилетних детей: мало уроков, чередование умственно тяжелых предметов (например, математики) и творческих (например, рисования), большие динамические паузы минимум по 20 минут (5-минутной перемены малышам недостаточно для полноценного отдыха). Хорошо, если это будет школа, работающая в одну смену, тогда точно детей никто не будет подгонять.

– Специалисты говорят, что у детей дошкольного возраста основной вид деятельности – игра. Может быть, это еще одна причина, почему детям 6-7 лет так трудно сесть за парту и учиться?

– В обществе есть общепринятый стереотип игры, когда играть – значит ничего не делать, ничем не заниматься. На самом деле это не так. Выражение «ведущая деятельность – игра» означает, что ребенок уже умеет играть, понимает, осознает, может выполнять и сам создавать правила игры. Умеет менять свое поведение в зависимости от принятой роли. Дети умеют играть по правилам с 3 лет – они играют любую роль, которая им дается. И, кстати, очень любят это делать. Предложите ребенку поиграть в игру под названием «Школа», попробуйте пригласить ребенка в процесс обучения как в игру. И не важно, сколько лет продлится эта игра…

– Я читала, что есть такое упражнение, когда мама с ребенком может поиграть в школу: ты – учитель, я – ученик, потом наоборот.

– Совершенно верно. Поиграть в школу до начала учебного года и уже в процессе обучения – один из способов помощи ребенку в адаптации в школе. Вообще что такое игра? Это когда ребенок понимает, что происходящее – «не навсегда» и если ошибешься – не страшно, можно и переиграть. К сожалению, стараниями родителей и педагогов часто к школе у детей формируется слишком серьезное отношение, появляется страх: «А что, если у меня не получится?»

– Как адаптировать ребенка к школе? Как родителям адаптироваться к школе? Ведь, по сути, с началом учебного года меняется жизнь всей семьи…

– Если мы не будем говорить, что меняется жизнь всей семьи, то все будет хорошо. Потому что меняется не сама жизнь, меняется ее уклад, режим дня – не более того. Жизнь какая была, такая и есть, а режим дня изменился, и у членов семьи появились какие-то функции, которых до этого не было. Маленький фокус, который вы можете проделать даже с собой. Скажите себе по поводу предстоящего события: «Поход туда изменит мою жизнь». И вы сразу начнете волноваться, так как вы сразузапускаете программу, которая активизирует все в вас, как будто кто-то бьет в набат, и вам тревожно. А если мы говорим: «Поход туда занимает у меня два часа времени». Будет у вас стресс?

– Нет.

– Так же и со школой. В жизни вообще события меняются с завидной периодичностью. И если научиться достаточно спокойно относиться к различным изменениям, то жизнь останется прежней. Этому родитель может и сам научиться, и ребенка должен научить.

Чем больше создается вокруг школы ажиотажа, тем больше ребенок пропитывается излишней важностью этого события. Он, во-первых, чувствует себя ответственным каким-то, но не ответственность он чувствует, а себя ответственным – это разные вещи. Когда вы чувствуете себя ответственным, то вы как будто груз тащите (так и с ребенком – он хочет поскорее скинуть этот рюкзак, олицетворяющий учебу), а когда вы чувствуете свою ответственность, то появляется внутри сила и вы отвечаете спокойно за что-то.

Моральной подготовкой к школе может стать разговор о ней, где прозвучит фраза: «В нашу жизнь добавляется школа, раньше ее не было, а теперь она будет!» Желательно после этого сделать паузу, пусть ребенок думает, что такое школа, фантазирует, задает вопросы… Пусть он учится гибко реагировать на изменения жизненных обстоятельств. Это очень пригодится в будущем. Так же как и в любой жизненной ситуации, не надо строить больших ожиданий от школы. Они создают двойное напряжение. Лучше сказать самому себе: «Все будет так, как будет. А будет хорошо».

Но обязательно нужно заниматься ребенком, развивать его умственные способности, восприятие, память, внимание, воображение. Благо в наше время упражнений для развития этих процессов в изобилии и в интернете, и в литературе. И не стоит искать причину «плохого» внимания, неусидчивости в родственных связях (весь в папу, в маму и т.д.), а лучше просто начать развивать его…

– Сейчас мне пришла мысль, что когда ребенка отдают в детский сад, то родители как будто выдыхают: свободного времени больше стало, мама может вернуться на работу и т.д. А когда речь идет про школу, то наоборот – все вдруг стали серьезными.

– Совершенно верно. Ребенка отдали в сад, и все «выдохнули», а когда в школу, то все «собираются». Почему? Это неверное отношение к школе. Ты ходил в детский сад – все было хорошо, а теперь ты пойдешь в школу, и все опять будет хорошо. Чем отличается детский сад от школы? Только тем, что ребенок будет занят не целый день, а полдня. Значит, родителям надо найти кого-то, кто будет присматривать за ребенком вторую половину дня. Кстати, вы вот упомянули слово «радость»…

– Да, тема интервью заявлена «Чтобы школа была в радость».

– Я позволю себе спросить. А почему она должна быть в радость?

– Хотя бы чтобы она не была не в радость.

– Почему нельзя не в радость?

– Потому что я вокруг себя вижусемьи, где начало учебного года – начало стрессов, конфликтов, принуждение детей к учебе, выполнение уроков со слезами за полночь.

– Вот смотрите: если в жизни вы идете зуб вырывать, вам это в радость?

– Нет, но это надо.

– А школа – это тоже надо. Почему это должно быть в радость? Вот я понимаю, если вы говорите: «Пусть цирк будет в радость». А иначе там делать нечего. Также встречи с мужчиной/женщиной, друзьями должны быть в радость… Школа – это этап на пути взросления ребенка. Его можно пройти под тяжестью формулировки «надо», а можно прожить интересно. Но странно надеяться на радость у ребенка, получившего двойку. И человек не может и не должен все время улыбаться гуинпленовской улыбкой (Гуинплен – главный герой романа Виктора Гюго «Человек, который смеется», которому разрезали рот до ушей, превращая его в вечную улыбку. – Прим. авт.) . Школа – это часть жизненного пространства ребенка, и не нужно требовать, чтобы она (школа) была всегда и только в радость – это невозможно.

– Так что реально могут сделать родители?

– Они могут стимулировать интерес ребенка к получению знаний. Вот ребенок вернулся со школы. Можно спросить: «Что интересного в школе? Какие задания?» Ребенок, например, ответит, что они учились писать палочки. Родитель может восхититься заданием, рассказать, как он сам в школе рисовал эти палочки, забежать вперед, упомянув, что из этих палочек чуть позже появятся буквы. Но сам ни в коем случае не должен рисовать палочки за ребенка. Бывает, что дети, садясь делать уроки, забывают, как рисовать палочки, либо выполняют задание медленно. Тоже нельзя делать за них. Мама или папа могут помочь ребенку мысленно вернуться в класс, чтобы ребенок вспомнил объяснение учительницы.

Часто родители твердят: «Это же легко!», забывая, что легко им, а ребенку – сложно… И формируют у ребенка комплекс неполноценности. Но опять же выполнять ничего за ребенка нельзя, даже в трудные моменты. Нужно спокойно согласиться с ребенком, что задание трудное, и указать на то, что оно все же выполнимо. И пусть он делает как получается, а дальше получится лучше.

– В какой-то мере такое отношение к учебе характеризует самих родителей, а не ребенка?

– Конечно, часто так бывает. Особенно у мам. Мама должна быть достаточно хорошей, чтобы суметь позволить себе быть достаточно плохой. То есть не стоит идентифицировать свою успешность с оценками ребенка, не стоит пытаться за счет ребенка реализовать свое нереализованное. Такие мамы часто начинают жить за ребенка. А жить надо вместе с ребенком. Ребенок – он сильный, он справится и со своими уроками, и со своими задачами. Задача родителей – все время верить в то, что их ребенок умный, способный и трудолюбивый, а не критиковать его везде и всюду в разговорах с родственниками и друзьями.

– То есть родителям вообще не стоит вмешиваться?

– Стоит. Если у ребенка проблемы, которые в силу возраста и других причин он не может решить. Если сверстники издеваются, если старшеклассники вымогают, если учитель унижает (в идеале этого быть не должно, но встречается). Родители должны прийти и выяснить ситуа-цию. Даже если ребенок виноват (это тема для разговора дома), то унижение недопустимо. Ребенок пока маленький и свое эмоциональное и психическое здоровье сам сохранить не может, это задача родителя. Определить такие ситуации можно, видя резкую смену в поведении ребенка, чрезмерную закрытость, отказ от ранее любимых дел.

Также родители могут помогать ребенку развиваться вне школы. Давать ему задания, которые позволят получить новые навыки, полезные в учебе. Упражнения на развитие внимания, памяти, логики и др. – сейчас очень много информации по этой теме в интернете. Простейшее упражнение на внимание: взять книгу, открыть на любой странице и попросить подчеркнуть все буквы «а». Или то же самое на скорость – ты и я, кто больше за один промежуток времени. Таких упражнений, техник – масса!

– Есть ли что-то в родителе, что может стать мотивирующим примером?

– Да все. Если декларируется одно, а делается другое – ребенок не будет слушать. Он видит и чувствует «двойной стандарт». Как ведет себя родитель, так же будет вести себя и ребенок (это общеизвестный факт).

– Вы упомянули про стимулирование интереса к знаниям. Вероятно, то, что работает с младшеклассником, не сработает с без пяти минут выпускником.

– Действительно. Младшеклассников надо «ловить» на любопытство. Приведу пример. Каждые 4 года в новом моем классе всегда находился 1 ученик (чаще мальчики), кто 1 сентября посреди урока собирал портфель и молча направлялся к двери. На вопрос: «Ты куда?» – отвечает, что домой. Он не видит для этого преград. Ему интереснее дома, с компьютером. Понятно, что отпустить его не могу. Рассказываю ему про это. Он очень удивляется, но соглашается, что оставить других детей без присмотра нельзя. Тогда задаю вопрос: сейчас закончится этот урок и будет следующий – по другому предмету. Ты уверен, что там тоже будет неинтересно? Мы сегодня будем там знакомиться с тем-то… Ребенок «включается», просыпается интерес, а вдруг он действительно пропустит что-то важное. И остается.

С учениками средней школы работают другие методы. В возрасте 10-15 лет основной вид деятельности – общение. Разговаривая со своим ребенком о его друзьях, обучая его правильному эффективному  способу общения со сверстниками, родители становятся ближе своим детям, между ними больше доверия и крепче связь. Простой вопрос дочке «Как там без тебя будет твоя подружка-то?» может вмиг поменять решение ребенка.

Со старшеклассниками уже можно обращаться к будущей профессии, к тому, кем он станет и как учеба сейчас поможет ему в будущем. С учеником начальной школы аргумент «Ты будешь хорошо зарабатывать» не сработает, потому что у него нет такого действительного опыта, хотя на словах они и говорят так, но не понимают на самом деле.

– У родителей учеников 9-11 классов 1 сентября начинается паника. Все разговоры о ЕНТ, о будущей профессии, кто куда поступает. Когда ребенку надо выбирать профессию, чтобы все прошло максимально психологически комфортно, – в 9-м, 10-м, 11 классе?

– Я считаю, что этот выбор происходит с самого рождения. Родитель наблюдает за своим ребенком и видит его способ ности. Он подсказывает ему возможные направления, по которым можно пойти. Ребенок сам редко в какую секцию или на дополнительные занятия запишется, а родитель может и должен это делать. 9-11 класс – слишком поздно, чтобы выбирать направление. Надо раньше разглядеть, предложить. Ребенок попробует и чем-то обязательно загорится…

– У многих детей довольно плотный график обучения, многие ученики жалуются на физическое и умственное переутомление. Послушаешь, так некоторые о прогулках на улице с началом учебного года забывают. Как выкроить время на отдых и каким отдых может быть?

– Родители обязаны выделить ребенку 1-2 часа свободного времени ежедневно. Причем ребенок должен отдыхать на свое усмотрение. Если он хочет почитать книгу эти 1-2 часа – пусть читает, если хочет поиграть на компьютере – пусть играет, даже если хочет лежать на диване – пусть лежит. Улица так улица. А то многие родители, когда ребенок выполнил домашнее задание, начинают нагружать его работой по дому: мусор вынеси, пыль вытри, с сестренкой посиди. Для помощи по дому должно быть свое время. Он имеет право на свободное время и выбор, как им распорядиться. Таким образом, он чувствует свою свободу и параллельно развивается его умение занимать себя самостоятельно.

– А как быть с выходными днями? Активный отдых или лежание на диване?

– Эта область тоже в компетенции родителей. По аналогии с динамическими паузами у малышей они могут устраивать активные выходные дни у ребенка. Это может быть и в будний день после занятий, и в выходной. Горы, рыбалка, конные прогулки, зоопарк, поездки в новые места. Психика детей очень мобильная, поэтому для многих из них «смена картинки» на что-то очень активное и интересное повышает качество жизни. А могут и поваляться на диване, что тоже не запрещено…

В заключение хочется подытожить… Хотите сделать учебу маленького человека легкой и радостной – позвольте ему совершать ошибки, делать свои открытия и радоваться собственным достижениям и радуйтесь этому вместе с ним. А на трудности смотрите как на ступеньки, ведущие к достижению цели.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz