Современные дети практически лишены детства. Причем речь идет именно о хороших семьях и гиперактивных, очень заботливых и деятельных мамах. И чем активнее и продвинутее в вопросах воспитания подрастающего поколения мама, тем несчастнее ее ребенок.

Малыш с самого рождения находится под опекой, с него не сводит глаз заботливая мама, чуткая бабушка, ответственный папа. Вскоре к этой компании подключаются няни, у которых в загашнике более десятка методик раннего развития. И педагоги, пытающиеся в голову крохи вложить знания-умения-навыки из программы физико-математического лицея, английской спецшколы и художественной студии.

И получается, что ребенок постоянно находится под неусыпным всевидящим оком взрослых. Он практически не бывает один – ни психологически, ни физически. А при малейшей попытке заняться бесполезными, с точки зрения взрослых, (но такими приятными) делами слышит грозный окрик: «Только и знаешь,что играть на планшете да смотреть мультики! Ничем полезным тебя невозможно заставить заниматься!»

Как получилось, что мультики и игры мы причислили к врагам рода человеческого, а планшет стал истоком всех бед? Причина – наше желание как можно больше «развить» и «образовать» ребенка, «стартовать» с самых пеленок неизвестно куда.

Бабушка постоянно следит за правильным рационом. Мама бросает все свои дела и при малейшей возможности окунает ручки малыша в пальчиковые краски, обкладывает его в манеже кубиками, садит на развивающий коврик. Папа контролирует маму и бабушку, следит за тем, чтобы ребенок с пользой проводил время, чтобы, не дай бог, не занимался непонятно чем. И лишенный нормального детства малыш занимается просто «до тошноты».

А раньше все было совсем подругому. Занятая домашними делами, мама говорила крохе: «Ползи, поиграй сам – не мешайся под ногами». И маленький исследователь самостоятельно полз или топал знакомиться с огромным миром. Он трогал руками цветы, пробовал на зуб найденное зеленое яблоко или прошлогоднюю шишку, отрывал лапки и крылья жуку. Заглядывая в темную щель под лестницей, он фантазировал и представлял себе другой мир. Из валявшихся на земле деревяшек и обломков кирпичей строил сказочный замок и населял его прекрасными принцессами (сорванными тайком с клумбы цветами), мужественными принцами (теми самыми майскими жуками с оторванными лапками), мечтал, думал, задавал вопросы и сам находил на них ответы.

Мы напрочь лишаем наших гиперопекаемых детей возможности играть в нормальные игры, экспериментировать с окружающей средой и с самим собой, познавать реальный мир. Ребенок не может спокойно залезть в лужу, поковыряться в щели в деревянной скамейке, откусить зеленое яблоко. У него нет возможности совершать эти простые действия, чтобы самостоятельно изучить свойства предметов, интерпретировать их качества и понять, что недозрелое яблоко кислое, в маленькую щелку не влезает палец, а вода в луже мокрая, на дне есть грязь, а если запустить в лужу маленькую сухую щепку, то она поплывет, потому что легче воды.

«Но мы же придумываем им массу игр и хотим только блага», – воскликнут сейчас продвинутые мамы. К сожалению, между настоящей игрой, в которой задействована фантазия и воображение малыша, и между нашей, срежиссированной лежит огромная пропасть. Представьте себе одну пальму, которая растет в дикой природе на морском побережье, и вторую, которую вырастили-вымучили в цветочном горшке на подоконнике. Вроде растение одно и то же, но разница между ними просто колоссальная.

Свобода нужна маленькому человечку ничуть не меньше, чем забота и опека.

Ему нужно иметь автономное пространство, познавать самостоятельно мир, прочувствовать разные ощущения, наблюдать за окружающей средой, делать выводы. Этот опыт в дальнейшем поможет ему провести грань между собой и окружающим миром, научиться определять, кого и что впускать в этом мир или оставлять снаружи, как строить отношения. Эти границы создают личность. Если их нет, то нет и личности, нет осознания себя в этом мире, понятия своей важности и значимости. Поэтому нужно давать детям автономию, чтобы они сумели оградиться от какофонии шумного и беспокойного внешнего мира, такого порой навязчивого и сложного.

И действительно ли «бесполезные» мультики и игры на планшете – сплошное зло, а развивающие методики – благо? На самом деле, мультфильмы – интересный, успокаивающий и яркий мир. А любимые игры на планшете – возможность исследовать, испытывать что-то методом проб и ошибок. Это автономное пространство, где никто не одергивает и не контролирует, не следит за каждым шагом и не проверяет, правильно ли ты поступил. Здесь можно побыть один на один с самим собой и сделать что-то не для родителей или педагога, чтобы быть «хорошим и послушным ребенком», а для себя самого.

Залюбленным, заорганизованным и заученным до той самой тошноты детям нужна возможность побыть в одиночестве, в своем личном мире.

Поэтому они так яростно цепляются за возможность поиграть или посмотреть мультики. Это время и становится их единственной возможностью организовать собственное внутрипсихическое пространство, отгородиться от внешнего мира и провести черту.

Не нужно устраивать тотальный контроль, стараться занять каждую минуту ребенка «важным и полезным делом». Если распорядок дня вашего любимого чада расписан по минутам, в нем есть развивающие игры, репетитор по английскому, музыкальная школа, спортивная секция, то нужно дать ему время для автономии. И не контролировать постоянно, не звонить по мобильному 20 раз в день. Не врываться к нему в комнату с криками «опять смотришь мультики», когда он прячется с планшетом за креслом. Не клеймите своих детей за желание быть детьми, не лишайте их счастливого детства.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz