За летние каникулы ваш ребенок подрос, отдохнул, набрался сил, и вы ждете, что с 1 сентября он начнет с неистовой силой «грызть гранит науки» и с азартом покорять вершины знаний. Но вместо этого вы замечаете, что уже в первые недели сентября он становится раздражительным, плаксивым, проявляет агрессию. Он может наотрез отказываться делать уроки или идти в школу. Возможно, даже дерзит вам. Самое плохое, что к концу первого учебного месяца может ухудшиться состояние его здоровья. Что делать?

Во взрослой психологии существует понятие так называемого постотпускного синдрома. Выражается он в плохом настроении, усталости, апатии по возвращении на работу. Привычные дела вдруг кажутся невыполнимыми, порой даже мелькают мысли об увольнении. Знакомо? Наверняка вы испытывали нечто подобное. Всем известно, что после хорошо проведенного активного отпуска на человека наваливается так называемая послеотпускная хандра. Психологи отмечают, что на степень выраженности постотпускной депрессии влияют качество, длительность отдыха и, конечно же, насыщенность впечатлениями. Чем больше незабываемых эмоций, душевных всплесков и переживаний испытал человек, тем тяжелее ему возвращаться к повседневной жизни. Похожий синдром наблюдается и у детей.

Адаптация школьника к рабочему ритму

Во время отдыха у детей кардинально меняются психологические и биологические ритмы, эмоциональный фон, умственные и физические нагрузки, продолжительность сна, режим питания. Не каждому удается быстро переключиться на серые будни – потребуется небольшая адаптация. И чем младше ребенок, тем сложнее протекает этот период.

Ситуацию осложняют и другие факторы: отношение одноклассников и преподавателей, страх перед плохими отметками, объемные домашние задания, претензии домашних. Задумайтесь: ребенку необходимо удерживать внимание в течение целых 45 минут, а отсидеть приходится пять-шесть, а то и семь уроков каждый день. Так что нежелание возвращаться в некомфортную действительность понятно и объяснимо.

А вы знали? Ученые утверждают, что стресс, который ребенок переживает во время экзамена, сравним со стрессом, испытываемым авиадиспетчером, на чьих плечах лежит ответственность за жизнь пассажиров самолетов.

Для ребенка, независимо от возраста, начало учебного года – уже огромный стресс. Организм прилагает огромные усилия, но его ресурсы не безграничны. И если часть детей обладают способностью быстро восстанавливаться и имеют крепкую нервную систему, то другим везет меньше.

Так что родителям еще в период каникул стоит приложить усилия к тому, чтобы максимально сгладить переход от отдыха к учебному процессу. Об этом – чуть подробнее.

Чем помочь

1. Режим сна. Самое тяжелое для школьников – просыпаться рано утром. Психологи и педиатры рекомендуют плавно переходить на новый режим дня и начинать менять режим уже за две недели до начала учебного года. Каждый день отправляйте детей спать и, соответственно, будите утром на 15–20 минут раньше.

Начинайте утро с совместной зарядки, исключите вечером компьютер и телевизор – они возбуждают нервную систему. Лучше почитайте книжку.

2. Правильное питание. В ежедневном рационе должны присутствовать:
● Морепродукты и морская рыба: морской окунь, хек, камбала, пикша, треска, крабы, креветки, морская капуста. Рыба – полезный продукт, который служит источником легкоусвояемого белка и витаминов А, В, В2, В12 и P, а также минеральных веществ, йода, необходимого для нормальной работоспособности, концентрации внимания, крепкого иммунитета, фосфора и кальция, незаменимых для роста костей и зубов. А содержание в рыбе Омега-3 и Омега-6 способствует
выработке биологически активных соединений, регулирующих обмен веществ.

Пользу даров морей и океанов для ребенка тяжело переоценить. Согласно результатам исследований шведских ученых, в которых участвовали около четырех тысяч подростков в возрасте 15–18 лет, включение в рацион морской пищи влияет на интеллект ребенка. Ученые пришли к выводу, что если ребенок раз в неделю съедает положенную норму морепродуктов, это повышает его умственные способности почти в два раза.

● Продукты, содержащие магний: красная и белая фасоль, свекла, черные и белые семечки, горох, шпинат. Магний требуется организму для укрепления нервной системы, защиты от негативных последствий стресса и поддержания энергообмена.
● Гусиная, утиная, телячья печень, чернослив, курага, мука грубого помола, морковный и гранатовый соки. Эти продукты, богатые магнием, железом, калием и бета-каротином, способствуют укреплению иммунитета и центральной нервной системы, повышению кроветворения и энергетического тонуса детского организма.
● Витаминные и минеральные комплексы. Польза подобных комплексов огромна. В них нуждаются все дети независимо от возраста.

3. Мотивация. Природой так устроено, что при овладении новым навыком в организме вырабатывается гормон счастья. Выполняя то или иное задание, ребенок не знает, сможет он с ним справиться или нет. И в случае успеха, подкрепленного реакцией окружающих, он испытывает радость. Таков механизм мотивации. Если же к ребенку предъявляются завышенные требования, а его успехи воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, желания учиться у него не будет.
4. Проверка состояния здоровья ребенка. Бывает, что за рассеянностью, утомляемостью, частыми ОРЗ и простудами скрываются хронические инфекции, гельминтозы, анемии и др. Важно вовремя обратиться к лечащему врачу и сдать анализы.
5. Увлечения ребенка. В каникулы не стоит отказываться от секций и кружков. После летних каникул любимые увлечения будут продолжать доставлять ребенку удовольствие, что обязательно снизит стресс перехода от отдыха к трудовым будням. Если нет противопоказаний по здоровью, обязательно водите ребенка в спортивные секции.
6. Прогулки на свежем воздухе и физкультура. В ваших силах сделать занятия физическими упражнениями (не спорт!) ежедневными. Для начала заведите привычку ежедневно перед сном прогуливаться на свежем воздухе 30–40 минут.
7. Занятия. Домашние задания станут для ребенка пыткой, если не позаботиться о регулярных занятиях во время каникул. За месяц до начала учебы стоит повторить пройденную программу, занимаясь около часа в день. Если обнаружили пробелы в знаниях, можно подыскать репетитора. За оставшееся время специалист выявит все слабые места и, исходя из возможностей ребенка, составит план совместных занятий в течение учебного года. Поищите на прилавках книжных магазинов материал по разным школьным дисциплинам в игровой форме. Это могут быть книги, компьютерные игры – все, что позволяет учиться развлекаясь. Не забывайте поощрять ребенка за хорошо выполненные задания, как словесно, так и выделяя дополнительное время на прогулку или посещение интересных мероприятий.

Внимание! Если ваш ребенок в агрессивной форме отказывается от занятий, плачет, скандалит, стоит обратиться к психологу. Желательно решить возникшую проблему во время каникул, не дожидаясь начала учебного процесса.

Родители должны понимать, что беспричинное нежелание учиться может свидетельствовать о депрессии или различных заболеваниях, а в подростковом возрасте – о проблемах с алкоголем или наркотиками.
8. Откровенный разговор. Выделите время на то, чтобы поговорить с ребенком о школе. Выясните, какие у него планы на предстоящий учебный год, не нужна ли ему помощь, что его беспокоит и тревожит. Неприятные ситуации, пережитые в прошлом, могут годами отравлять ребенку жизнь и отбивать охоту к учебе.
9. 1 сентября – праздник для ребенка. Сделайте этот день семейным праздником. Сходите в парк или посетите какое-то развлекательное мероприятие. Можно полакомиться чем-нибудь вкусненьким, поиграть в совместные игры. Полностью посвятите день ребенку.

Начало учебного года

● В первые несколько недель не перегружайте ребенка дополнительными занятиями. Сейчас гораздо важнее сосредоточиться на учебном процессе.
● Изучив расписание уроков, обсудите с ребенком распорядок дня и следите за его соблюдением. Придя из школы, он должен пообедать, 30–40 минут отдохнуть, а затем приступить к выполнению домашнего задания.
● Сосредоточиться на домашнем задании поможет простое упражнение – дотрагиваться каждым пальцем по очереди до подушечки большого пальца. Выполняйте упражнение синхронно двумя руками в течение пяти минут.
● Правильно помогайте ребенку выполнять домашние задания: учебная программа построена так, что участие родителей в процессе необходима, но в разумных пределах.
● Каждый человек имеет право на ошибку. У вашего ребенка тоже может получаться не все и не сразу. Вам важно терпеливо и с пониманием относиться к его неудачам.

Помните: главная задача родителей – помочь школьнику обрести уверенность в себе и своих силах!

Поделиться:

FacebookTwitterVkontakteOdnoklassniki

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz