Впервые о благоприятном воздействии верховой езды на здоровье человека упомянул в IV веке до н. э. в своих трудах Гиппократ. Верховую езду он рассматривал в качестве гимнастики, способствующей нормализации функций организма и частичному восстановлению после заболеваний. Гиппократ также считал, что верховая езда усиливает защитные реакции организма и повышает жизненный тонус. Записи античных медиков, врачей средних и более поздних веков свидетельствуют о положительном воздействии верховой езды на больных и раненых.

К более глубокому изучению верховой езды как лечебной подтолкнуло медицинский мир событие, произошедшее в 1952 году в г. Хельсинки во время XV Олимпийских игр. Датчанка Лиз Хартелл, имеющая диагноз полиомиелит (спинномозговой паралич), заняла на соревнованиях по выездке второе место. Она объясняет это своим сильным желанием не просто поправиться и встать с инвалидной коляски, но снова сесть в седло. Поэтому помимо лечения и операций Лиз в течение нескольких лет сажали на ее любимую лошадь. Поначалу она могла проезжать лишь один круг шагом. Годы таких тренировок привели молодую женщину почти к полному исцелению и серебряной медали.

После этого Элизабет Бодикер из Норвегии, доктор Лиз, вдохновленная результатом своей больной, начала свой эксперимент. Она сажала на лошадь и других больных с различными видами инвалидности. Положительные результаты у всех участников эксперимента привели к открытию в 1953 году в Норвегии первого в мире специального Центра лечебной верховой езды (иппотерапии) для детей-инвалидов. Позже Центры иппотерапии стали открываться во многих странах мира. В настоящее время Парижский Университет спорта и здоровья на факультете иппотерапии готовит профессиональных специалистов по этой методике лечения. К сегодняшнему дню имеется масса исследований, доказывающих эффективность лечебной верховой езды в реабилитации при многих тяжелых заболеваниях. И такую терапию врачи все чаще назначают пациентам с неврологическими и другими нарушениями.

Мы заглянули на один из подобных уроков иппотерапии и поговорили со старшим инструктором школы верховой езды «Nomad» – Дудкиной Юлией.

ЭЗ: Юлия, скажите, пожалуйста, какие заболевания являются показанием к иппотерапии.
– Во-первых, нужно отличать иппотерапию от animal-терапии. Иппотерапия предназначена для людей с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата. К нам приходят детки и взрослые люди, у которых есть проблемы с позвоночником, артриты, осложнения после инсульта. Показанием также являются церебральный паралич, рассеянный склероз, травмы спинного мозга. В свою очередь animal-терапия предназначена для людей с психологическими, поведенческими расстройствами, аутизмом и др. Бывает, что люди просто хотят избавиться от панического страха перед большими животными, комплексов и др. Animal-терапия обеспечивает психологическую и эмоциональную разгрузку.

ЭЗ: Может ли иппотерапия применяться как самостоятельный вид лечения?
– Конечно. Однако люди, столкнувшиеся с любой из вышеперечисленных проблем, сначала проходят медикаментозные курсы лечения. Иногда врачи назначают иппотерапию в комплексе с другим видом лечения. Я считаю, и опыт показывает, что иппотерапия – это хорошая возможность реабилитации еще в том случае, когда дети устали от постоянных изнурительных процедур и таблеток. А еще лечебная верховая езда порой помогает там, где медицина оказалась бессильной.

ЭЗ: Расскажите подробнее об animal-терапии, пожалуйста.
– Аnimal-терапию детям очень часто назначают психологи. Бывает, что ребенок страдает от гиперактивности и синдрома дефицита внимания, или проявляет агрессию, вспышки гнева, ярости. Это может быть связано с непосильной нагрузкой в школе, с проблемами со сверстниками и др. В этом случае animal-терапия – просто находка. Возможность управлять таким большим животным повышает самооценку, дает почувствовать себя сильным и значимым: «Я, такой маленький, могу управлять чем-то большим». Помимо этого, у нас, animal-терапевтов, есть такое любимое выражение: «Иди, дружи с лошадкой». Это основа всей терапии. Ребенку предлагается взять лошадь под уздцы и прогуливаться с ней медленным шагом. При этом мы настаиваем на том, чтобы, оставшись наедине с лошадью, ребенок общался с ней вслух, гладил ее, выговаривался. Некоторые дети в плохом расположении духа могут на час уйти в общение с лошадью, а вернуться к нам уже спокойными и положительно настроенными. Чем чаще ребенок «дружит с лошадкой», тем реже к нему возвращаются приступы гнева и злости. В случае с ребенком animal-терапия начинает давать результаты быстрее, чем у взрослого. Ведь, несмотря на то, что лошадь – это мыслящее животное, с умными глазами, взрослому человеку трудно преодолеть комплексы и страхи и начать разговаривать с ней. А дети верят, верят инструктору, верят лошади.

ЭЗ: А теперь об иппотерапии. Как это работает?
– Иппотерапия воздействует на общефизическое состояние человека. Лошадь – горячее животное, температура ее тела составляет почти 40 ̊С. И поскольку иппотерапия подразумевает сидение и выполнение упражнений на коне без седла, происходит прогрев костного мозга и позвоночника, что оказывает положительное влияние на центральную нервную систему. Во время мерного шага происходит имитация ходьбы наездника, то есть лошадь передает ему около 100 разных двигательных колебаний в минуту: вперед-назад, вверх-вниз, из стороны в сторону и т. д. В этом процессе задействованы все основные групп мышц. Чтобы не упасть во время езды, человек вынужден совершать разные движения телом, а также обеими руками и ногами – этого эффекта невозможно достичь никакими другими видами движения. Старания по удержанию равновесия в седле побуждают к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы. И, что важно, это происходит на интуитивном уровне – человек даже не замечает сложной работы своего тела, а просто получает удовольствие от движения и общения с животным. Родители наших маленьких пациентов очень рады тому, что им не приходится заставлять детей выполнять упражнения и давить на них, как это бывает в кабинете у врача или дома.

ЭЗ: Есть ли ограничения по возрасту для занятий иппотерапией?
– Как только врач замечает определенные нарушения у ребенка, и если нет противопоказаний, он сообщает родителям об иппотерапии. Даже в 2–3 месяца ребенок отправляется на лошадь, вместе с иппоинструктором, конечно. Ограничений по возрасту нет. Как мы любим шутить, от пяти до ста пяти.

ЭЗ: Какие требования выдвигаются к иппотерапевту?
– Иппоинструктор – это одновременно врач, педагог и зоолог. Помимо этого, ему нужно понимать характер лошади, темперамент, особенности ее походки. Это необходимо для того, чтобы выбрать «правильную» лошадь конкретному человеку. В зависимости от диагноза пациента иппотерапевт должен подобрать адекватные упражнения, темп, нагрузку, время урока.

ЭЗ: Подытожить разговор хочется реальными примерами из Вашей практики.
– Уже около пяти лет к нам ходит заниматься девочка с легкой формой ДЦП. У нее были проблемы с позвоночником и ходьбой. Сейчас ей 8 лет, она спокойно ходит, сама сидит в седле, управляет лошадью и является стандартным учеником школы верховой езды. Посторонний человек не догадался бы, что ребенок был болен. Подобных примеров немало. Люди рассказывают и о том, как повлияла на них animal-терапия. Занятие на лошадях раскрепощает людей, освобождает от комплексов, они становятся более открытыми, учатся замечать эмоции без слов, что является важным навыком успешного общения с людьми. Очень многие наши ученики говорят о том, что им стало проще жить, работать, находить общий язык с окружающими и понимать их. Если у вас все еще есть сомнения, просто попробуйте, «подружитесь с лошадкой», возможно, это откроет для вас новые горизонты.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Уведомление
avatar
wpDiscuz