Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Я смогу, я это знаю

с рождения страдает ДЦП Социальный проект

Людмиле Таналиновой – 18 лет. Ее тренеру Ивану Давыденко – 35. Они встречаются три раза в неделю в тренажерном зале. Тренировки иногда длятся по 40 минут, а иногда и по два часа. Спустя два года после начала занятий за 20 минут она может присесть 500-600 раз, за 15 минут отожмется раз 300, а еще прошлым летом Люда выиграла городские соревнования по армрестлингу.

Казалось бы, что в этой истории сверхъестественного?

Молодая, целеустремленная девушка попала в руки к грамотному тренеру, и понеслось… если бы не одно «но». Девушка с рождения страдает ДЦП, а ее ноги частично парализованы. Стоит ли говорить о том, что раньше Людмила вообще никогда не занималась спортом, и даже подвижные игры для нее были за пределами возможного. И вот два года назад домашняя девочка Люда отложила в сторону бисероплетение и начала преодолевать запреты и границы, значительно улучшив свое физическое состояние. «Эксперт здоровья» записал рассказы о себе казахстанской «малышки на миллион» и ее тренера.

Иван:

«Меня зовут Иван Давыденко, мне 35 лет, я женат, и у меня двое детей – дочка и сын. Я занимаюсь «железом» с 12 лет, получается, что уже 23 года. Начинал с армрестлинга, это было еще до армии. После этого был пауэрлифтинг, но после травмы пришлось перейти в бодибилдинг. Сейчас работаю персональным тренером. Мы арендуем свой зал, где я и тренирую.

С Людой мы познакомились через ее маму, она у меня тренировалась. Как-то зашел разговор о ее дочери с ограниченными возможностями, и через пару дней Люда уже была в зале. Первоначально мы вообще не ставили перед собой никаких целей: работали только на укрепление организма, на улучшение физического потенциала тех мышц, которыми она может работать, для того, чтобы девушке было легче справляться с повседневными бытовыми задачами и самостоятельно передвигаться.

А потом был период, когда я менял зал, и мы потерялись с Людой примерно на год. Однажды я проходил мимо колледжа, в котором учится Люда, увидел ее и предложил возобновить занятия. Но на этот раз мы уже стали ставить перед собой конкретные цели. А год назад Люда впервые ощутила вкус победы. Соревнования по армрестлингу «Арматура» были пробными, но очень важными для нас. Мы попробовали, у нас получилось. Конечно, выставлять на первые соревнования результаты не было смысла. Она должна была попробовать сама. А вот на последующих уже будут рекомендации тренера.

Изменения до и после тренировок, конечно, колоссальные.

Она стала выносливее, справляется с такими нагрузками, с которыми не все здоровые люди справятся. Людочка у нас очень сильная. Амплитуда ее приседаний увеличилась процентов на 25 – раньше и 90 градусов не было, а сейчас полный присед. Связки и фасции стали намного эластичнее, мышцы лучше отвечают на кровоток. Пока еще прошло мало времени, чтобы делать глобальные выводы, но по силовым показателям стало лучше процентов на 30.

Тренировка Люды длится от 45 минут до 1,5-2 часов. Схема такая: она приходит, мы разбираем, что она делала в прошлый раз, что болит, что не болит после прошлой тренировки. А потом я больше полагаюсь на интуицию. Можем повторить прошлую тренировку, потому что сейчас я думаю, что так будет лучше. Работа с телом – очень сложный процесс. Все думают, ну что в этом такого – пришел в зал, потягал железки, и все. Нет, нужны знания – психология, анатомия, диета… У Люды пока диеты нет, потому что есть динамика при ее нынешнем питании, но с целью повышения спортивных результатов, вероятно, будут и рекомендации по питанию.

Люду не нужно мотивировать, стимул извне ей не требуется.

У нее достаточно своей мотивации, как я говорю, есть внутренний стержень. Хотя среди тех, кто ходит в зал, мотивации нет процентов у 70, а без нее нечего делать в зале. Вообще, в первую очередь занятия должны нравиться. Если вы ходите только потому, что здесь требуется добавить, здесь убрать, но при этом вы не хотите, то это не ваше, и смысла от таких занятий не будет. Чтобы начать получать кайф от зала, несмотря на первую боль и сопротивление организма, надо от двух недель до месяца. А потом – либо любовь,либо ненависть. У Люды – любовь, поэтому и результаты у нее есть. А самый хороший стимул для человека – это видимый результат.

До Люды я никогда не тренировал людей с ограниченными возможностями. Были условно здоровые люди с отклонениями в опорно-двигательном аппарате – от сколиоза до протрузий и грыж. Я понимал, что начать тренировать Люду означает взять на себя большую ответственность. Здесь больше было ожиданий и страхов. Не как с обычным человеком: не похудел – отказался от тренировок или сменил тренера и пошел дальше. В первую очередь был серьезный разговор с родителями, что будем тренироваться, что посещать надо регулярно, но гарантий я никаких не давал. Однако человеческий организм – удивительная вещь: иногда он без нашего ведома запускает свои процессы.

Тренер и подопечный всегда учатся друг у друга.

Так вот Люда для меня пример того, сколько в человеке может быть жизненной энергии – столько позитива у нас ни у кого здесь нет (обводит взглядом тренажерный зал и занимающихся людей. – Прим. авт.). Стремления жить и добиваться своего у нее не отнять. Я никогда не видел, чтобы она грустила. Думаю,что у нее могла бы сложиться неплохая спортивная карьера. Мы даже планировали этим летом поехать на соревнования в Питер, но, к сожалению, не нашли спонсоров. Мое мнение – в нашей стране нет желания развивать спорт, тем более спорт паралимпийский. В нем же нет финансовой подоплеки».

Людмила:

«Меня зовут Людмила Таналинова, мне 18 лет. Я студентка второго курса Алматинского колледжа управления и рынка, учусь на бухгалтера, до диплома мне остался всего один год. Несмотря на мой возраст, я привыкла сама принимать решения, вот и колледж выбирала сама. Конечно, основная причина – это то, что он находится рядом с моим домом в Айнабулаке. Профессию я тоже выбирала самостоятельно – еще в 12 лет решила, что стану бухгалтером. Моя мама, а мы с ней лучшие подруги, не настаивала и не направляла меня. Это было полностью мое решение. Наверное, просто потому, что я понимала – другую профессию мне не освоить и быть успешной в чем-то еще не смогу. При этом я точно знаю, что никогда не буду главным бухгалтером – слишком большая ответственность.

Мне нравится учиться. Единственное, никак не могу принять то, что у нас до сих пор единая форма одежды – черный низ, белый верх, прямо как в школе. А еще жаль, что с одногруппниками отношения как-то не сложились, но зато мне помогают старшие курсы. Наверное, старшие больше понимают, что в этой жизни бывает всякое. У меня есть подруги, которые приходят ко мне в гости и помогают справляться с домашними делами: посуду помоют или еще что-нибудь сделают. Вообще-то, я умею сама все это делать, но подруги есть подруги: приходят и помогают.

Последние года три я ношу короткую стрижку, до этого у меня были длинные волосы, но за ними очень тяжело ухаживать, тяжело мыть голову.

Мама была не против, она поддержала меня. Вообще, я бываю в парикмахерской регулярно, слежу за собой, ведь я девушка, а девушке необходимо следить за собой что бы там ни было. А еще у меня есть молодой человек. Мы встретились с ним в Астане три года назад. Правда, он живет в другом городе, но говорит, что приедет – я ему верю. Сейчас лето, и, по-хорошему, мне нужно проходить практику, но мои тренировки, свежий воздух, вода – все это сейчас для меня важнее. А практику я пройду в сентябре.

Мне всегда хотелось чем-нибудь заниматься. Я знала, что мне просто необходима нагрузка на руки и ноги. Стали искать хорошего тренера, который бы помог мне укрепить мышцы, искали по отзывам, через друзей и знакомых. Однажды мы познакомились с Иваном. Он согласился меня тренировать, хотя до меня он никогда не занимался с инвалидами. С ним как-то сразу стало легко и просто. Сразу на «ты». Мой тренер для меня просто Ваня, а меня он зовет Людой. Так я начала ходить на тренировки.

Знаете, Ваня совсем не берет с меня денег, даже за зал я не плачу. А еще он часто ставит меня в пример тем, кто занимается в зале: «Смотрите на нее, она столько делает». Ваня очень мне помогает. Видели, какая у нас лестница? (зал находится на цокольном этаже, туда с улицы ведет лестница с очень высокими ступенями. – Прим. авт.) На коляске мне не преодолеть этого препятствия, поэтому он каждый раз заносит меня сюда на руках.

Занимаюсь я как все. Единственное, многое из того, что другие делают стоя, я выполняю сидя.

На сегодня я приседаю более 500 раз, отжимаюсь столько же. А начинала с четырех подходов по 30 раз. Как таковой постоянной программы у меня нет: Ваня делает так, чтобы каждый день добавлялось новое упражнение и становилось больше подходов. Один день я делаю 50 приседаний, на следующий день повторяю, но послезавтра нагрузка может быть уже вдвое больше. Все болит, тянет, иногда дискомфортно, но терпимо. Я вообще привыкшая к боли. И натура у меня такая – люблю быть увлеченной. Раньше, например, плела из бисера, сейчас в зал хожу. Здесь у меня появилось больше друзей и знакомых. Когда нет тренера, они мне помогают элементарно спуститься по ступеням.

Прошлым летом Ваня решил отправить меня на соревнования по армрестлингу, потому что руки у меня сильные и полностью функциональные. Там я узнала, что армрестлинг – это не только мужской вид спорта, но и женский. Я боролась с девушкой, у которой на тот момент уже был ребенок (лично для меня это стало открытием). Мне очень понравился вкус победы, хотелось соревноваться еще и еще, появился экстрим. Но главное, я поняла, что могу. Не знаю, буду ли участвовать в этом году, – мой тренер пока молчит.

Ваня – тренер не строгий, но если я что-то не сделаю, то будет стоять до конца, следить, чтобы я обязательно доделала.

Он редко ругается, в основном за то, что не отдыхаю. Например, он мне говорит отдохнуть минутки полторы, а мне кажется, что эти полторы минуты уже прошли, и я уже начинаю следующий подход.

Сейчас у нас не очень интенсивные тренировки, потому что я прохожу курс лечения у мануального терапевта. Он меня растягивает, раскачивает позвоночник, ходит по моей спине. Больно ли мне? Ну, конечно, не щекотно, но я терплю. Просто я понимаю, что боль у всех разная, каждый воспринимает ее по-своему. Я терплю. В этот момент я стараюсь не обращать внимания на боль. А вообще после процедур еще дня два все побаливает. Знаете, моя любимая поговорка: «Без старания не выловишь рыбку из пруда».

А не так давно я была на очередной реабилитации в Астане, в Республиканском реабилитационном центре. Я езжу туда каждый год – плавание, массаж, занятия на специальном аппарате для правильного растяжения мышц. Сегодня результат всех приложенных усилий – это то, что я могу самостоятельно стоять, и уже не 2-3 минуты, а до 40. До тренировок у Вани я вообще не могла стоять на ногах, а сейчас у меня даже рост прибавился – благодаря растяжению костей я начала расти. Если раньше мой рост был 139 сантиметров, то сейчас целых 145.

Знаете, о чем я мечтаю? Я мечтаю о том, что однажды смогу отказаться от ходунков, от кресла и буду ходить сама. Пусть с костыльком, но сама.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x