Гормональные кремы и мази – доверять или бояться?

Гормональные кремы и мази – доверять или бояться? Красота и здоровье

К гормонам у людей во всем мире отношение настороженное. Основной причиной этого явления специалисты называют низкий уровень информированности. Более 40 лет для лечения многих дерматологических недугов доктора назначают гормональные мази и кремы. Они эффективны, легко проникают в эпидермис, надежно устраняют покраснения и высыпания, комфортны в применении. Однако, независимо от формы препарата, многие опасаются неконтролируемого гормонального всплеска и уже видят в воображаемой реальности чрезмерный рост волос и прочие «прелести». Особенно пугает назначение гормональных мазей детям. Известно, у страха глаза велики. Но оправдан ли он? Неужели врач способен выписать препарат, который может привести к таким неприятным последствиям? Что на самом деле происходит в нашем организме после применения гормональных кремов и мазей? Мы разбирались с этим с помощью компетентных экспертов.

Знакомьтесь: стероиды

Основной активной составляющей гормональных препаратов выступают кортикостероиды. Обнаружением надпочечников, которые вырабатывают эти гормоны, человечество обязано личному доктору римского кардинала. Именно Бартоломео Евстахий поведал миру об их существовании в 1563 году и о важной роли стероидов для организма. Они способны регулировать многие процессы, кортикостероидная терапия спасла миллионы жизней. Синтетические кортикостероиды созданы специально в медицинских целях. Они имитируют эффект действия природных гормонов, но обладают большей активностью. Однако в случае применения гормональных мазей стероиды не поступают в кровь, эффект от них ограничивается местным воздействием. Препараты с их содержанием устраняют болевые ощущения, отечность, зуд. Гормональные мази помогают справиться с псориазом, плоским лишаем, себорейным дерматитом и другими дерматологическими заболеваниями.

Истоки страха перед гормональными средствами

До поры до времени все мы не особо вникаем в нюансы современной медицины, но после озвучивания врачом диагноза дружно бросаемся за информацией… в Интернет. И это главная причина неадекватного самолечения со всеми вытекающими из него последствиями. К сожалению, ложной информации от «компетентных» специалистов в Сети и советчиков на форумах многие склонны доверять больше, чем лечащему врачу. В результате самостоятельно покупаются неэффективные медикаменты, самому себе назначается некорректный режим их применения и, как правило, далее следуют жалобы на побочные явления препарата. При этом результат такого «лечения» бурно обсуждается в Сети, что приводит к авторитетному заключению участников форума: препарат опасен, так как вызывает множество побочных неприятностей.

Читайте также:  Высокий пролактин – оцениваем реальную угрозу

Опасения реальные и мнимые

Мнение авторитетных ученых после многочисленных исследований однозначно: правильное использование кремов, мазей и лосьонов со стероидами не несет угрозы для здоровья. Применение их для детей тоже безопасно, препараты не оказывают вредного воздействия на состояние и развитие ребенка. Обязательное условие – обращаться за помощью только к специалисту. С учетом всех сопутствующих факторов (возраст, состояние, течение заболевания) врач подберет необходимый препарат, назначит схему лечения. Важно понимать, что самостоятельно выбрать средство крайне сложно – слишком сильное может вызвать стероидную зависимость, а слабое не даст ожидаемого эффекта.

Действие искусственных гормонов в назначенных доктором препаратах можно и нужно контролировать, усиливая или уменьшая его с помощью дополнительных веществ (например, фтора). Именно благодаря различным сочетаниям, которые подбираются индивидуально для каждого заболевания, мази разделяются на слабые и сильнодействующие. Имеет значение и концентрация активного вещества. По силе воздействия формы выпуска препаратов различаются – гормональные мази лидируют, затем следуют кремы и лосьоны. Самыми слабыми считаются гели и спреи, именно они чаще всего назначаются детям.

Когда результат может не порадовать

Однако риск все же существует: бессистемное применение, самолечение и резкая отмена препарата могут вызвать нежелательные последствия. Среди наиболее возможных – появление акне, гиперпигментация, ухудшение состояния кожи при резкой отмене препарата. Однако эксперты еще раз подчеркивают: такие проявления являются следствием бесконтрольного применения гормональных препаратов. Хаотичное использование подобных средств недопустимо, как и невыполнение назначений врача. Только постоянное наблюдение специалиста за ходом лечения способно исключить побочные реакции. Особенно это важно при длительном лечении тяжелых недугов. Иногда требуется смена препарата или коррекция схемы применения. И помните: если лечение назначил врач, опасаться его последствий не стоит.

Оцените статью
ZOJ.KZ
Мы будем благодарны вам за комментарий
Войти с помощью: 

* Скопируйте данный пароль *

* Вставьте скопированный выше пароль *